г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-60703/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лав Продукт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-60703/21
по заявлению ООО "Лав Продукт" (ОГРН: 1057746105779)
к Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (ОГРН 1107746501829)
о признании незаконным предписание,
при участии:
от заявителя: |
Лысяной С.А. по дов. от 12.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
Шин Н.И. по дов. от 15.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лав Продукт" (далее также - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее также - Управление) от 15.12.2020 N 931-РВ/Пр/2020.
Решением суда от 16.07.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что предписание N имеет существенные недостатки, при исследовании требований, указанных в Предписании по каждому пункту их разумность, достаточность, выполнимость в установленный срок и законность обществом ставится под сомнение. Так из содержания оспариваемого предписания невозможно установить, каким образом следует его исполнить, какие именно действия и мероприятия необходимо совершить обществу с целью устранения нарушений, и какие нормы права действующего законодательства РФ (ТР ТС) были нарушены (не соблюдались).
В отзыве на апелляционную жалобу Управление с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Управления поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проверки ООО "Лав Продукт" составлен Акт проверки от 11.12.2020 N 931-РВ/2020 (далее - Акт проверки).
15.12.2020 Управлением выдано предписание N 931-РВ/Пр/2020 об устранении требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, обязательных для применения и исполнения на территории Таможенного союза, срок устранения выявленных нарушений установлен до 19.03.2021.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Общество выражает несогласие с п. 1 предписания о необходимости подтверждения соответствия условий хранения пищевого сырья и сухих компонентов пищевой продукции в уличных условиях в частях: обеспечение поддержания температурно-влажностного режима, установленного изготовителем и указанного на маркировке, защиты при хранении от загрязнения посторонними веществами (частицами), в том числе от атмосферных осадков, препятствования доступа к хранимому сырью (компонентам) синантропных грызунов, собак, используемых в служебных целях, возможности совместного хранения одновременно с дезсредствами, хранения в упаковке с поврежденной целостностью, препятствованию фекального загрязнения.
Указанный довод не был заявлен и не рассматривался судом первой инстанции.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 13 ТР ТС 021/2011 хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и этих компонентов от загрязняющих веществ.
Согласно акту проверки в нарушение указанной нормы хранение заменителя молочного жира, используемого при изготовлении пищевой продукции, осуществляется в уличных условиях в транспортной упаковке (картонные гофрокороба) без дополнительной защиты от воздействия климатических явлений (дождь, снег). Наличие высокого риска загрязнения сырья при таких условиях хранения подтверждается наличием полностью увлажненных сторон коробок, составляющих внешний контур паллета, и выявлением части продукции, хранение которой осуществляется в упаковке, целостность которой повреждена, содержимое коробок напрямую подвергается воздействию окружающей среды.
Материалы дела содержат фотографии, подтверждающие указанные факты (лист дела об административном правонарушении N N 102-125).
В заявлении общество выражает несогласие с п. 2 предписания документарном подтверждении соответствия порядка обращения с отходами производства, в т.н. лабораторными остатками исследованных образцов, и указывает, что описанные в предписании правонарушения не подкрепляются соответствующей фиксацией.
Указанный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка, а именно:
Согласно ч. 3 ст. 16 ТР ТС 021/2011 отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости.
В нарушении указанного требования контейнер для сбора твердых бытовых отходов используется для выброса также и отходов производства, лабораторного остатка исследованных образцов.
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки и прилагаемых фотоматериалах (лист административного дела N 151).
Общество ссылается на то, что в предписании указан номер Технического регламента "ТР ТС 021/2020", тогда как в настоящее время действует Технический регламент ТР ТС 021/2011. Указание на 2020 г. в номере Технического регламента является опечаткой. В тоже время в предписании помимо номера, указано название технического регламента: "О безопасности пищевой продукции", что и позволяет идентифицировать нормативно-правовой акт.
В связи с изложенным, обществу правомерно предписана необходимость подтвердить документарно соответствие порядка обращения с отходами производства, в т.ч. лабораторными остатками исследованных образцов.
Общество не согласно с п. 3 предписания о необходимости предоставить документарное подтверждение (выкопировка из системы менеджмента безопасности пищевой продукции с программой ХАССП при ее наличии) возможности выпуска в оборот продукции с маркировкой, несущей недостоверную информацию в части даты изготовления ("авансовая"); предоставить пакет документов в отношении 220 кг с недостоверной информацией о дате изготовления, выявленной 24.11.2020, характеризующий ее использование/утилизацию/уничтожение.
Указанный довод в суде первой инстанции обществом не заявлялся.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ТР ТС 021/2011 Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не соответствуют представленной информации, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек.
В тоже время согласно акту проверки в низкотемпературном контейнере было выявлено свыше 220 кг готовой продукции, изготовленной обществом, содержащей заведомо недостоверные сведения в части даты изготовления ("авансовая" датировка). Указанное подтверждается фотоматериалом, являющимся приложением к акту проверки (листы дела N 173, 174)
Таки образом, нанесенная на потребительскую тару авансовая маркировка даты изготовления, не позволяет установить фактическую дату выработки продукции, и соответственно определить срок годности.
Согласно п. 1 ст. 18 ТР ТС 021/2011 утилизации подлежит пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Решение о возможности использования пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, на корм животным, принимается уполномоченными органами государственного ветеринарного надзора или иными уполномоченными лицами в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза в области ветеринарии (п.2 ст. 18).
Таким образом, требование п. 3 предписания является обоснованным.
1. Общество заявляет о несогласии с необходимостью обеспечить соответствие требованиям, предъявляемым к сырью животного происхождения для используемого в переработке объемов, введенных в переработку за период с 01.01.2021 по 24.11.2021, для которых в компоненте ФГИС "Меркурий" оформляются акты несоответствия.
В обоснование указанного довода общество указывает, что готовая продукция производится из сырья, которое поступает через оформление документации в системе ФГИС "Меркурий", и которая проходит лабораторный контроль.
Данный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка, а именно.
В соответствии с п.1 ст.10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011) изготовители, продавцы обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом или техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно п. 7 ТР ТС 033/2011 "О безопасности молока и молочной продукции" молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В силу п. 3 ст. 5 ТР ТС 021/2021 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Согласно ст. 4 ТР ТС 021/2021 прослеживаемость пищевой продукции- возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
В соответствии с п. 31 ТР ТС 033/2013 продовольственное сырье, используемое для производства молочной продукции, должно соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется.
В ходе проверки было установлено, что Общество вводит в оборот маслосырье путем оформления во ФГИС "Меркурий" актов об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей. На излишки, указанные актах (графа "Расхождение"), отсутствуют документы, подтверждающие соответствие сырья требованиям, установленным ТР ТС 033/2013, и обеспечивающие прослеживаемость сырья.
Таким образом за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 было оформлено 2663 акта о несоответствии, по которым введено в оборот более 4,5 тыс. т. продукции, на которую в нарушение п. 3 ст. 5 ТР ТС 021/2011 и п. 31 ТР ТС 033/2023 отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы, обеспечивающие прослеживаемость продукции, и документы, подтверждающие соответствие сырья, требованиям ТР ТС 033/2013.
Указанное нарушение зафиксировано в Акте проверки и подтверждается выпиской из ФГИС "Меркурий".
В отношении довода апелляционной жалобы о несогласии общества с п. 7 предписания о необходимости устранить из производственных помещений предметы, не имеющие отношения к производственному процессу изготовления пищевой продукции, необходимо пояснить следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 14 ТР ТС 021/2011 в производственных помещениях не допускается хранение любых веществ и материалов, не использующихся при производстве (изготовлении) пищевой продукции, в том числе моющих и дезинфицирующих средств за исключением моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для обеспечения текущей мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования.
В нарушении указанного требования согласно Акту проверки в производственном цехе установлено наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к производственному процессу.
Общество не согласно с п. 8 предписания о необходимости использовать в производственных цехах инвентарь, контактирующий с готовой продукцией, сырьем, изготовленный из неабсорбирующих материалов.
В тоже время, согласно акту проверки подготовленный объем сырья перед процессом жиротопки располагается на деревянных поддонах в физическом контакте с поверхностью поддона.
В силу п. 3 ст. 15 ТР ТС 021/2011 рабочие поверхности технологического оборудования и инвентаря, контактирующие с пищевой продукцией, должны быть выполненными из неабсорбирующих материалов.
Таким образом, требование и. 8 предписания является обоснованным.
В соответствии с п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться, в том числе, следующие процедуры: проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля (пп.4 п.З ст. 10 ТР ТС 021/2011);
- обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
- прослеживаемость пищевой продукции.
Вместе с тем, согласно акту проверки общество не представило транспортную упаковку с маркировкой, которая несет информацию о виде сырья, изготовителе, дате изготовления, сроке годности для подготовленного к переработке объема.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем контроле за продовольственным сырьем, что не обеспечивает его прослеживаемость.
Общество ссылается, что во исполнение ст. 10 ТР ТС 021/2011 на предприятии разработан и внедрен План ХАССП. В тоже время, согласно акту проверки указанный план (лист дела об административном правонарушении N 154) предусматривает документирование соответствия установленным параметрам этапов технологического процесса, имеющих критическое значение для подтверждения безопасности выпускаемой продукции и обозначенных как ККТ N 1 ("входной контроль сырья"), ККТ N 2 ("пастеризация") осуществляется ведением соответствующих журналов. В тоже время в ходе проверки журнал пастеризации представлен не был (отсутствовал, не ведется), что свидетельствует об отклонениях в поддержании процедуры ХАССП со стороны общества.
Пунктом 10 предписания обществу предписывалось провести корректирующие мероприятия в отношении документирования системы контроля критических контрольных точек, установленных обществом согласно "Плану ХАССП "Лав Продукт" производства" и программе производственного контроля.
В соответствии с ч. 3 ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования" система ХАССП должна разрабатываться в том числе, с учетом принципа разработки корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга.
Согласно п. 4.7.1 указанного ГОСТ для каждой критической контрольной точки должны быть составлены и документированы корректирующие действия, предпринимаемые в случае нарушения критических пределов.
Таким образом, требование п. 9 и п.10 Предписания являются обоснованными.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предписанием от 15.02.2021 N 931-РВ/Пр/2020 на общество возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно в силу закона, а сами требования являются реально исполнимыми, т.е. оспариваемым предписанием не нарушаются права общества.
Таким образом, предписание вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством.
Предписание выдано в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отвечает требованиям названного закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Доводы общества в апелляционной жалобе сводятся к переоценке доказательств, полученных Управлением в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС, и иному толкованию законодательства, и не исключают объективной стороны вменяемых нарушений действующего законодательства, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого предписания.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-60703/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60703/2021
Истец: ООО "ЛАВ ПРОДУКТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ