г.Москва |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А40-12182/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2021 по делу N А40-12182/21 (21-80)
по заявлению 1) Минобрнауки России, 2) ФГАОУВО "НИТУ МИСиС"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ТУ Росимущества по Москве, 2) ИП Никитников Д.В.
о признании незаконными отказа и бездействия,
при участии:
от заявителей: |
1) Карпова А.С. по дов. от 17.07.2020; 2) Мальцев И.А. по дов. от 05.03.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Минобрнауки России (далее также - заявитель, Министерство), ФГАОУВО "НИТУ МИСиС" (далее также - заявитель, Учреждение) обратились в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также - ответчик) о признании незаконным отказа в осуществлении действий по государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и снятии с кадастрового учета от 03.11.2020 N КУВД-001/2020-9342676/3 в отношении объекта: здание, кадастровый номер 77:01:0006003:1011, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский просп., д.6, стр.12, о признании незаконным бездействия в прекращении права оперативного управления НИТУ "МИСиС", в отношении указанного объекта.
Решением от 26.05.2021, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом податель жалобы указывает на то, что в регистрирующий орган не представлено соответствующее согласование снятия с государственного кадастрового учета и прекращения прав на объект недвижимого имущества с ТУ Росимущества в г.Москве. Указывает на необходимость представления заявителем документов в качестве приложения к акту обследования, подтверждающих соблюдение установленного законом порядка сноса заявленного кадастровому учету и регистрации прав объекта недвижимости.
Представители заявителей в судебном заседании возражали против доводов и требований ответчика, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22.07.2020 представителем Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в Управление Росреестра по г.Москве было подано заявление N MFC-0558/2020-86990-1 о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу г.Москва, Ленинский проспект, д.6, стр.1 2, кадастровый номер 77:01:0006003:1011 (далее также - Объект).
03.08.2020 государственная регистрация была приостановлена (письмо N MFC-0558/2020-86990-1, PKPVDMFC-2020-07-22-259076) на срок до 03.11.2020 в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, являющихся основанием для регистрационных действий.
06.10.2020 государственному регистратору были направлены Возражения на приостановление в снятии с кадастрового учета N 1 от 06.10.2020 и Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости N б/н от 06.10.2020.
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра по Москве отказало Министерству в прекращении права собственности Российской Федерации и снятии с кадастрового учета объекта.
В обоснование отказа Управление указало следующее: 1) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; 2) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; 3) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителей.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в настоящем случае совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 4 указанной нормы Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В силу части 5 статьи 15 Закона в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В настоящем случае, вопреки доводам Управления, с заявлением о прекращении права собственности и снятии с государственного кадастрового учета объекта обратился представитель собственника, наделенный всеми установленными законом полномочиями, для совершения данного регистрационного действия.
При вынесении оспариваемого решения об отказе в регистрации Управлением не учтено, что с заявлением одновременно обратились Министерство науки и высшего образования Российской Федерации о прекращении права собственности и НИТУ "МИСиС" - о прекращении права оперативного управления.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с заявлением о прекращении права и снятии с государственного кадастрового учета объекта обратилось надлежащее лицо, а именно представитель Министерства науки и высшего образования РФ с надлежащим образом заверенной доверенностью N 601-Др от 16.11.2018.
В означенной доверенности указывалось, что доверенное лицо имеет полномочия представлять интересы РФ по всем вопросам, связанным с государственной регистрацией права собственности РФ на объекты недвижимого имущества, закрепленные за НИТУ "МИСиС", а также представлять документы для внесения изменений в ЕГРН.
Законодательство РФ, в том числе Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" не содержит норм, предусматривающих необходимость наличия в доверенности досконального описания каждого регистрационного действия, указанного в Федеральном законе "О государственной регистрации недвижимости".
Содержащаяся в доверенности N 601-Др от 16.11.2018 формулировка точно отражает волю доверителя на передачу доверенному лицу полномочий, связанных с прекращением прав и снятием с кадастрового учета объекта.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной ВАС РФ в Информационном письме Президиума от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
Апелляционным судом не приняты как необоснованные доводы ответчика о необходимости согласования снятия с государственного кадастрового учета и прекращения прав с ТУ Росимущества по г.Москве, принимая во внимание, что заявление на прекращение права и снятие с кадастрового учета было направлено в Управление Росреестра по Москве представителем собственника имущества (Российской Федерации) в лице Министерства науки и высшего образования РФ, право собственности, которого зарегистрировано в установленном законом порядке.
При этом приложением к заявлению о снятии с кадастрового учета являлось письмо Минобрнауки России "О списании федерального имущества" N ИК-755-1/10 от 11.05.2018, в котором указывалось о согласовании списания объекта недвижимого имущества и его сноса в установленном законодательством РФ порядке.
Согласно подпункту "з" пункта 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834, с учетом положительного заключения Комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных на ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (заключение от 10.05.2018 N РФИ-334/пр), а также решения Комиссии Министерства образования и науки РФ по рассмотрению вопросов о списании федерального имущества подведомственных Министерству образования и науки РФ организаций (протокол от 14.05.2018 г. N Д10-112/пр) Министерством образования и науки РФ согласовано списание спорного объекта недвижимого имущества с последующим его сносом.
Право собственности Российской Федерации на спорный объект зарегистрировано в Управлении Росреестра по Москве 20.08.2012 за номером 77-77-12/024/2012-813, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 77-АО N 168685 от 20.08.2012.
Документами основаниями названы Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и выписка из реестра федерального имущества Территориального управления Росимущества в городе Москве от 17.12.2011 N 3676/42.
При этом Постановлением N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 параграфа 2 "Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач" Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета, к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
Согласно п.5 ст.214 ГК РФ отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
В силу п.3 ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Верховный Совет Российской Федерации, являющийся на момент вынесения постановления N 3020-1 высшим органом государственной власти, а также постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом, обладал всем объемом полномочий по передаче в собственность Российской Федерации объекта, и указанное постановление является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, уполномочено распоряжаться правом на объект недвижимости.
Доработанный, с учетом замечаний регистратора, указанных в уведомлении о приостановлении регистрации N MFC-0558/2020-86990-1, PKPVDMFC-2020-07-22-259076 от 03.08.2020, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, а также возражения на указанное письмо регистратора о приостановлении от 06.10.2020 направлялись регистратору, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг N MFC-0558/2020-521000-1 от 06.10.2020.
В соответствии с требованиями ст.ст.35, 45.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" снос объекта был согласован Департаментом культурного наследия города Москвы, что подтверждается согласованиями от 07.05.2019 N ДНК-056501-000333/19, а также от 16.04.2019 N ДКН-056501-000304/19, которые, в свою очередь, являются приложением к акту обследования, представленному на государственную регистрацию.
Снос аварийного, ветхого здания (объекта) осуществлялся НИТУ "МИСиС" в рамках выполнения программы комплексного благоустройства улиц и общественных пространств города Москвы. При этом Учреждение приступило к сносу на основании ордера, выданного Объединением административно-технических инспекций г.Москвы от 16.12.2019 N 19010781, о чем председателю Комитета государственного строительного надзора г.Москвы были направлены уведомления о выполнении работ по сносу исх.N 2553-05-492 от 30.06.2020 и исх. N 2552-05-492 от 30.06.2020.
Все вышеуказанные документы были представлены на государственную регистрацию и являлись приложениями к акту обследования N б/н от 26.08.2020, в связи с чем апелляционным судом не принят как необоснованный довод жалобы ответчика о непредставлении заявителем вместе с актом обследования необходимых для регистрации документов.
По итогам осмотра, по факту прекращения существования объекта, в результате выполнения кадастровых работ в целях передачи в орган регистрации прав заявления о снятии с учета объекта, кадастровым инженером был изготовлен акт обследования.
Государственная регистрация снятия с кадастрового учета и прекращения права собственности РФ осуществлялась на основании вышеуказанного акта обследования от 26.08.2020 подготовленного кадастровым инженером, который в результате осмотра места нахождения объекта, с учетом имеющихся сведений о таком объекте, подтвердил, что объект снесен в рамках выполнения программы комплексного благоустройства улиц и общественных пространств города Москвы.
Акт обследования был подготовлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, с Требованиями к подготовке акта обследования (Приложение N 1, N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке").
Учитывая изложенное, доводы Управления о том, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными и необоснованными.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4).
В силу п.5 ст.18 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В настоящем случае материалами дела установлено, что заявителями в регистрирующий орган были представлены все необходимые и достаточные для осуществления испрашиваемых регистрационных действий документы, отвечающие требованиям ст.21 Закона N 218-ФЗ, а также соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Управления не соответствует закону и нарушает права заявителей, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований правомерен.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2021 по делу N А40-12182/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12182/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "МИСИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ИП НИКИТНИКОВ Д.В.