г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А40-123896/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2021 по делу N А40-123896/2021
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации"
к Московскому городскому Фонду обязательного медицинского страхования
о признании акта
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Марченкова Н.А. по доверенности от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2021, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" (заявитель, Учреждение) к Московскому городскому Фонду обязательного медицинского страхования (заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным в части акта N 39/113 от 09.04.2021; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Учреждение обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя ответчика дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представитель Фонда в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, заявитель был включен в реестр медицинских организаций, которые осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) города Москвы в 2018 году (реестровый номер 775224), что подтверждается письмом ответчика от 15.08.2017 N 10720.
Первоначально заявителю на 2018 год был определен объём финансов обеспечения в сумме 41 174 986 рублей, что подтверждается письмом ответчика 29.12.2017 N 01.1-07/18590.
Фактически за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 за оказание медицинской помощи страховыми медицинскими организациями оплачено в пользу заявителя 40 174 340,96 рублей.
Это обстоятельство признается заявителем и отражено в Акте проверки исполнения средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования от 09.04.2021 N 39/113 (далее - Акт). Следовательно, признается ответчиком.
Оплата в 2018 году осуществлялась исходя из принципа подушевого финансирования, установленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) приложением N 1. 1 к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС города Москвы на 2018 год от 29.12.2017 (номер Заявителя 132).
Таким образом в 2018 году заявителем получены средства в пределах лимитов, выделенных письмом ответчика от 29.12.2017 N 01.1-07/18590.
Однако 26.02.2019, то есть за пределами финансового периода 2018 года, ответчиком проведено заседание Комиссии по разработке территориальной программы ОМС и протоколом от 26.02.2019 N 50 объемы финансового обеспечения сокращены до 39 637 216,00 рублей, что подтверждается письмом ответчика от 01.03.2019 N 06-17/4149.
Указанное сокращение объемов финансового обеспечения привело к возникновению разницы между фактическим исполнением и итоговым сокращением в сумме 537 124 рублей, исходя из расчета: 40 174 340,96 - 39 637 216.00 = 537124,96 рублей.
Учреждение, считая, что действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом N 326-ФЗ не предусмотрено изменение объемов финансового обеспечения по ОМС за уже прошедшие периоды ("задним числом") в которых уже состоялось оказание медицинских услуг и в которых уже исполнены обязательства между медицинской и страховой организациями, следовательно, Акт ответчика, в части требования о возврате средств ОМС за 2018 год в сумме 537 124,96 рублей, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительны.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", требования Учреждения признал неправомерными.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Фонда, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статья 1 Закона N 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе определяет правовое положение субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения.
На основании ч. 5 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере ОМС и имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемых по типовой форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н.
В соответствии с п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в период проведения проверки деятельности медицинской организации) территориальный фонд ОМС осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В целях нормативного и методического обеспечения деятельности территориальных фондов ОМС по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее - Положение о контроле), действовавшее в период проведения проверки деятельности медицинской организации.
Согласно п. 2 Положения о контроле территориальным фондом ОМС проводятся проверки медицинских организаций в сфере ОМС, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Участие в системе ОМС медицинских организаций и страховых медицинских организаций осуществляется на добровольной основе.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
При этом Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети "Интернет" и может дополнительно опубликовываться иными способами (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
Судом установлено, что ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" было включено в реестр медицинских организаций с присвоением реестрового номера 775224 на основании направленного в адрес МГФОМС уведомления.
Таким образом, уведомительный порядок включения в реестр предполагает, что медицинские организации самостоятельно принимают решение об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования и подтверждают, что с условиями деятельности в сфере ОМС ознакомлены.
Заявитель, направив уведомление о включении в реестр, а в последующем, заключив договоры со страховыми медицинскими организациями, принял положения договора и документов (как федеральных, так и на уровне субъекта), осуществляющих правовое регулирование отношений участников обязательного медицинского страхования.
Во исполнение ст. 39 Закона N 326-ФЗ между ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" и страховыми медицинскими организациями были заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В Договоре установлены предмет договора, права и обязанности сторон, а также объемы медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования на 2019 год (приложение N 1 к Договору).
Согласно пункту 4.1 договоров страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи и объемов финансового обеспечения по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договорам), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет медицинской организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 28 числа каждого месяца включительно.
Также в силу части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи и финансового обеспечения, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Следовательно, ни действующее законодательство РФ в сфере ОМС, ни Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенный между сторонами по делу по типовой форме, ни Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенный между страховой медицинской организацией и МГФОМС по типовой форме, не предоставляют страховой медицинской организации право производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи и финансового обеспечения, установленных для медицинской организации решением Комиссии, а медицинской организации требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
Во исполнение п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ в соответствии с Положением о контроле на основании приказа МГФОМС от 09.03.2021 N 113 "О проведении проверки" МГФОМС была проведена проверка использования средств ОМС ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России", по результатам которой составлен Акт проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, в Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" от 09.04.2021 N 39/113.
ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" в рассматриваемом заявлении просит признать незаконным Акт проверки N 39/113 в части пунктов 3, 4 и 5 выводов, а также в части пункта 2 предписания, изложенных на страницах 8-9 Акта проверки N 39/113.
В указанных пунктах Акта проверки N 39/113 разъяснено о допущенных медицинской организацией нарушениях, в частности, в нарушение требований Закона N 326-ФЗ, договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинской организацией были необоснованно получены денежные средства ОМС в 2018 и 2019 годах на общую сумму 908 896,77 руб. с учетом оплаты медицинской помощи всеми страховыми медицинскими организациями, с которыми ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" находились в договорных отношениях.
На 2018 год объемы медицинской помощи и финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы были установлены протоколом заседания Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее - Комиссия) от 29.12.2017 N 41 в размере 41 174 896 руб. с установленными объемами медицинской помощи: 18 195 случаев оказания амбулаторной медицинской помощи, из которых: 2 286 посещений с профилактической целью и 15 909 обращений по поводу заболевания, 14 случаев оказания стационарной медицинской помощи.
Протоколом заседания Комиссии от 26.02.2019 N 50 объемы медицинской помощи и финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы были скорректированы и составили 39 637 216 руб., при этом были скорректированы и объемы медицинской помощи: 37 467 случаев оказания амбулаторной медицинской помощи, из которых 1 570 посещений с профилактической целью и 35 897 обращений по поводу заболевания, 14 случаев оказания стационарной медицинской помощи.
На 2019 год объемы медицинской помощи и финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы были установлены протоколом заседания Комиссии от 27.12.2018 N 49 в размере 39 168 580 руб. с установленными объемами медицинской помощи: 22 976 случаев оказания амбулаторной медицинской помощи, из которых 11 832 посещений с профилактической целью, 781 посещение по неотложной помощи и 10 363 обращений по поводу заболевания, 15 случаев оказания стационарной медицинской помощи.
Протоколом заседания Комиссии от 26.02.2019 N 50 были скорректированы объемы медицинской помощи до 8 случаев оказания стационарной медицинской помощи. Протоколом заседания Комиссии от 30.05.2019 N 53 были увеличены объемы финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы до 41 059 334 руб. (приложение N 5).
Протоколом заседания Комиссии от 13.09.2019 N 54 были скорректированы объемы медицинской помощи до 51 случая оказания стационарной медицинской помощи.
Протоколами заседания Комиссии от 25.12.2019 N 58 и от 15.05.2020 N 66 ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" было принято решение оставить без изменения объемы финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы, распределенные ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России" на 2019 год (приложения N 7 и N 8).
Несмотря на отсутствие дополнительно выделенных объемов медицинской помощи и объемов финансового обеспечения по территориальной программе ОМС города Москвы, медицинская организация в нарушение законодательства об ОМС продолжало оказывать медицинскую помощь с превышением установленных для нее Комиссией объемов.
Таким образом, выводы, изложенные в Акте проверки N 39/113 полностью соответствуют действующему законодательству, иного решения МГФОМС принять не может.
Оплата медицинской помощи, оказанной сверх объема, возможна только на основании решения суда по иску медицинской организации к страховой медицинской организации.
Таким образом, оспариваемый Акт проверки N 39/113 в части пунктов 3, 4 и 5 выводов, а также в части пункта 2 предписания, изложенных на страницах 8-9 Акта проверки N 39/113, о восстановлении финансовых средств, необоснованно полученных медицинской организацией на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2021 по делу N А40-123896/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123896/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ