г. Москва |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А40-7336/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей:В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2021 по делу N А40-7336/21 (2-35)
по заявлению АО "ПРОТЕК-99" (ИНН 7713217707, ОГРН 1037739616804)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решения,
при участии:
от заявителя: Аверин Д.А. по дов. от 25.08.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "ПРОТЕК-99" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением в котором просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д. 19А, стр.2 от 16.03.2020 N 77-0-1-71/3122/2019-1478; признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в сведениях Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д. 19А, стр.2, помещение 1/1 от 17.07.2020 N 77-0-1- 71/3122/2019-1477, Migr-2020-07-10-279261 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав, законных интересов АО "ПРОТЕК-99", в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Решением суда от 05.05.2021 решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д. 19А, стр.2 от 16.03.2020 N 77-0-1-71/3122/2019-1478, признано незаконным. Решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в сведениях Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д. 19А, стр.2, помещение 1/1 от 17.07.2020 N 77-0-1- 71/3122/2019-1477, Migr-2020-07-10-279261, Признано незаконным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав, законных интересов АО "ПРОТЕК-99", в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, АО "Протек-99", далее именуемое "Заявитель" на праве собственности принадлежат;
-нежилое помещение, с кадастровым номером 77:09:0003004:1499, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, N 77-01/30-185/2001-5656 от 18.07.2001, далее именуемое "нежилое помещение N 1"; 0051159840
- нежилое помещение, с кадастровым номером 77:09:0003004:1500, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, N 77-01/30-293/2002-2101 от 08.07.2002, далее именуемое "нежилое помещение N 2".
Указанные нежилые помещения являются частью нежилого здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2, количество этажей: 4 (сведения о правообладателях отсутствуют).
Первоначально сведения о нежилых помещениях N 1, N 2 были внесены в ЕГРП при государственной регистрации права собственности Заявителя на нежилые помещения 18.07.2001 и 08.07.2002, при этом: площадь нежилого помещения N 1 составляла 4048,2 кв.м., площадь нежилого помещения N 2 составляла 1988,4 кв.м. (общая площадь здания составила 6036, 6 кв.м.).
Заявителем были заказаны и получены проект и техническое заключение, разработанное ООО "Правоведов" N 317-АС-(П) от 2009 переустройства и реконструкции нежилых помещений, далее именуемый "проект".
Проект был согласован ГУ МЧС России по г. Москве, ГУП "ГлавАПУ", Мосгосэкспертиза и т.д.
Проект предусматривал выполнение реконструктивных работ фасада здания перепланировку 1-го, 2-го, 3-го и части антресоли 3-го этажа и в том числе реконструктивные работы по устройству мансарды (которая фактически не была построена, что подтверждается заключением АНО "Межрегиональной судебной - экспертной службой" от 2018).
06.04.2010 на заседания межведомственной комиссии по использованию нежилого и жилищного фонда САО г. Москвы вышеуказанные работы были согласованы.
07.04.2010 Распоряжением Префекта САО г. Москвы N 1965 решение межведомственной комиссии было утверждено, при этом в распоряжении было указано о необходимости Северное ТБТИ внести изменения в учетно-техническую документацию согласно утвержде?нным решениям.
Органами БТИ проведена в соответствии с распоряжением обследование здания 15.09.2010 и в материалах была учтена площадь мансарды, которая фактически не была возведена, нет ее и в настоящее время.
В результате проведенного 15.09.2010 обследования Северным ТБТИ нежилых помещений, нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2, была подготовлена техническая документация, в том числе экспликация, из которой следовало, что: площадь нежилого помещения N 1 составила 4963,0 кв.м., площадь нежилого помещения N 2 составила 1988,4 кв.м., (площадь всего здания 6951,4 кв.м.)
Согласно материалам дела, площадь здания по данным БТИ стала 6951, 4 кв.м. (в данную площадь вошла площадь не возведенной мансарды площадью 829, 1 кв.м.), площадь здания без мансарды составила 6 122,3 кв.м.
Сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами 77:09:0003004:1499, 77:09:0003004:1500 были переданы ГБУ МосгорБТИ и внесены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" в кадастр недвижимости в 2012 году в соответствии с ч.3 ст.45 ФЗ "от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (утратил силу с 01.01.2017 г.) в рамках приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 в объеме, переданном органом технической инвентаризации-ГУ МосгорБТИ" в составе информационного ресурса на дату технической инвентаризации 15.09.2010.
Сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0003004:1499, 77:09:0003004:1500 переданы в 2014 году в кадастр недвижимости из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в составе информационного ресурса, в электронном виде, без документов, на основании которых осуществлялось регистрация права.
На основании обращения АО "Протек-99" в результате верификации материалов инвентарного дела и базы данных ГБУ МосгорБТИ был выявлен факт ошибочной передачи данных в кадастр недвижимости в 2012 году в отношении объектов расположенных по адресу: г. Москва, Прянишникова ул, д.19А, стр.2 здания с кадарстровым номером: 77:09:0003004:1026 и помещений в нем): были допущены технические ошибки: в осуществлении технического учета помещений площадью 829, 1 кв.м.: комната 2, площадью 176,1 кв.м. и комната 3, площадью 653 кв.м. в помещение I на техническом этаже ошибочно отражены в документах технической документации (фактически не возводились), пропущена лестница на антресоли 1 этажа площадью 16, 3 кв.м., в результате общая площадь здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 составила 6138,6 кв.м.
Органами БТИ были подготовлены изменения в техническую документацию по зданию и помещениям (согласно подготовленных технических планов нежилых помещений -площадь нежилого помещения N 1 составляла 4150,2 кв.м., -площадь нежилого помещения N 2 составляла 1988,4 кв.м., (общая площадь здания составила 6138,6 кв.м.).
ГБУ МосгорБТИ направило в Управление Росреестра г. Москвы, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмо с просьбой устранить данные ошибки.
Управление Росреестра по Москве в письме N 09-9351/2019 от 14.10.2019 указало, что на основании ст.32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 информационное взаимодействие в части исправления реестровых ошибок предусмотрено только с органами государственной власти и органами местного самоуправления, выявленная ГБУ МосгорБТИ ошибка не подлежит исправлению в порядке ч.3 ст.61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015.
Управление Росреестра по Москве в своем письме от 28.08.2019 рекомендовало заявителю обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки с приложенным техническим планом.
С учетом вышеизложенного, АО "Протек-99" были подготовлены технические планы нежилых помещений N 1, N 2, устраняющих ошибку ГБУ МосгорБТИ, иные документы, предусмотренные законодательством и АО "Протек-99" обратилось в Управление Росреестра по Москве 22.11.2019 г. с просьбой исправить реестровую ошибку, внести изменения в ЕГРН в сведения о площадях нежилых помещений N 1, N 2, осуществить государственный кадастровый учет изменений нежилых помещений N 1, N 2 (согласно подготовленных технических планов нежилых помещений:
-площадь нежилого помещения N 1 составляла 4150,2 кв.м., -площадь нежилого помещения N 2 составляла 1988,4 кв.м., (общая площадь здания составила 6138,6 кем.). В точности как в документах БТИ от 2019.
29.11.2019 АО "Протек-99" получены уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в сведениях ЕГРН об объекте Недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д.19А. стр.2, N 77-0-1-71/3122/2019-1477 77/19-166933, 77-0-1-71/3122/2019-1478 77/19-166939, далее именуемые "уведомления".
В уведомлениях было указано о приостановлении до 29.02.2020 г. осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А. стр.2 в связи со следующими причинами:
1) При рассмотрении представленных документов реестровая ошибка не была выявлена.
2) Согласно сведениям ЕГРН в отношении вышеуказанного объекта недвижимости наложен арест от 10.10.2019 на совершение регистрационных действий. Постановления о снятии ареста от уполномоченного органа в управление не поступало.
3) Представленный технический план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953:
-графическая часть составлена в нарушение п.52 требований;
-в нарушение п 42 Требований в техническом плане заполнены строки раздела "Характеристики помещения" не содержащие новых значений;
-в разделе "заключение кадастрового инженера" не приведено обоснование значения площади здания, помещений, иной характеристики объекта недвижимости, определение, которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, приложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав приложения.
Судом правомерно отклонен довод Управления Росреестра по Москве об отсутствии реестровой ошибки.
В соответствии с ч. 3 ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными органами в порядке информационного взаимодействия.
ГБУ МосгорБТИ был выявлен факт ошибочной передачи данных в кадастр недвижимости в 2012 году в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Прянишникова ул, Д.19А, стр,2 (здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 и помещений в нем): были допущены технические ошибки: в осуществлении технического учета помещений площадью 829, 1 кв.м.: комната 2, площадью 176,1 кв.м. и комната 3, площадью 653 кв.м. в помещение I на техническом этаже ошибочно отражены в документах технической документации (фактически не возводились), пропущена лестница на антресоли 1 этажа площадью 16, 3 кв.м., в результате общая площадь здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 составит 6138,6 кв.м.
ГБУ МосгорБТИ в своем письме подтвердило, что направило в Управление Росреестра г. Москвы, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмо с просьбой устранить данные ошибки.
Таким образом, установлено, что органом (ГБУ МосгорБТИ) в порядке информационного взаимодействия в Управление Росреестра по Москве были переданы ошибочные данные о площади здания и помещений в нем. Это является реестровой ошибкой, которая подлежит исправлению в соответствии с ч.3 ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
27.11.2019 судебным приставом-исполнителем Старостенковым ПК, вынесено постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации в отношении нежилого помещения N 1,2.
05.12.2019 судебным приставом-исполнителем Старостенковым П.К. вынесено постановление СПИ об окончании исполнительного производства.
Два указанных заявления были переданы в Управление Росреестра по Москве.
В технические планы нежилых помещений N 1,2 внесены изменения и 28.01.2020 данные технические планы вместе с сопроводительным письмом были переданы в Управление Росреестра по Москве.
04.02.2020 Управлением Росреестра по Москве было вынесено уведомление об отказе в возобновлении осуществления государственного кадастрового учета в сведениях единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2.
В уведомлении от 04.02.2020 были указаны те же основания, что и в уведомлении от 29.11.2019, кроме наличия сведений ЕГРН в отношении вышеуказанного объекта недвижимости об аресте от 10.10.2019.
В технические планы нежилых помещений N 1,2 внесены изменения и 20.02.2020 данные технические планы были переданы в Управление Росреестра по Москве.
28.02.2020 АО "Протек-99" были поданы в Управление Росреестра по Москве заявления о приостановлении учетно-регистрационных действий в отношении объекта капитального строительства 77-0-1-71/3122/2019-1478, 77-0-1-71/3122/2019-1477 до 14.03.2020.
При этом в заявлениях был указан способ получения документов после регистрации: в многофункциональном центре по месту предоставления документов.
23.03.2020 в МФЦ были получены следующие ответы Управления Росреестра по Москве на заявления от 28.02.2020 (государственный регистратор Галевский А.А.):
- по заявлению о приостановлении учетно-регистрационных действий в отношении объекта капитального строительства 77-0-1-71/3122/2019-1478: учетно- регистрационные действия приостановлены до 14.03.2020 (со ссылкой на ч.1 ст.30 ФЗ от 13.07.2015 N 218- ФЗ), по истечении указанного срока Управление возобновит регистрационные действия и примет окончательные решения по делу (Ответ Управления Росреестра по Москве от 28.02.2020 г.);
- по заявлению о приостановлении учетно-регистрационных действий в отношении объекта капитального строительства 77-0-1-71/3122/2019-1477: уведомление о приостановлении от 06.03.2020 (со ссылкой на п.5, п.7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 N 218- ФЗ) без указания срока на который осуществляется приостановка и с основаниями для приостановления ранее указанными в уведомлении от 29.11.2019 г.
Необходимо отметить следующее:
-АО "Протек-99" подал в соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявления о приостановлении учетно-регистрационных действий в отношении как объекта капитального строительства 77:09:0003004:1500 (77-0-1- 71/3122/2019-1478), так объекта капитального строительства 77:09:0003004:1499 (77-0-1- 71/3122/2019- 1477) до 14.03.2020.
По истечении указанного срока Управлению Росреестра по Москве необходимо было возобновить регистрационные действия и принять окончательное решение по делам (77-0-1-71/3122/2019-1477, 77-0-1-71/3122/2019-1478) и передать указанные решения в МФЦ.
В соответствии с ч.1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с ч.2 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей
Ранее государственным регистратором права Управления Росреестра по Москве уведомлением от 29.11.2019 уже осуществлялось приостановление государственного кадастрового учета в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости N 77-0-1-71/3122/2019-1477 77/19-166933, N 77-0-1-71/3122/2019-1478 77/19-166933 на три месяца до 29.02.2020 и государственный регистратор не имел права уведомлением от 06 марта 2020 г. еще раз приостанавливать вышеуказанный государственный кадастровый учет, тем более не указывая нового срока приостановления.
АО "Протек-99" обратилось 25.03.2020 в Управление Росреестра по Москве (через МФЦ), где просило возобновить регистрационные действия и принять окончательное решение по делам (77-0-1-71/3122/2019-1477, 77-0-1-71/3122/2019-1478).
В соответствии с Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности с 30 марта 2020 года по 25 мая 2020 года многофункциональные центры не работали на прием и выдачу документов для Управления Росреестра по Москве. С 25 мая 2020 года по 02 июля 2020 года в МФЦ передавали информацию, что Управлением Росреестра по Москве не принято никакого решения по делам (77-0-1-71/3122/2019-1477, 77-0-1-71/3122/2019- 1478), не переданы в МФЦ ответы на заявления от 25.03.2020.
АО "Протек-99" повторно обратилось 19.06.2020 в Управление Росреестра по Москве (через МФЦ), где просило возобновить регистрационные действия и принять окончательное решение по делам (77-0-1-71/3122/2019-1477, 77-0- 1-71/3122/2019-1478).
Однако, ответа, решений, действий на указанные запросы АО "Протек-99" не последовало.
Длящиеся бездействие Управления Росреестра по Москве, выразившиеся в не принятии решений по заявлениям АО "Протек-99" о государственном кадастровом учете: исправлении реестровой ошибки, внесении изменений в ЕГРН в сведения о площадях нежилых помещений, осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилых помещений по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д.19А, стр.2 в не выдаче данных решений, а также бездействия по невыдаче ответов на обращения АО "Протек-99" от 25.03.2020 и 19.06.2020 вынудило АО "Протек-99" обратиться в Арбитражный суд г. Москвы со следующими исковыми требованиями:
- о признании бездействий Управления Росреестра по Москве незаконными, выразившиеся в не принятии решений об отказе или проведении государственного кадастрового учета по заявлениям АО "Протек-99" от 22,11.2019 N 77-0-1- 71/3122/2019- 1477, 77-0-1-71/3122/2019-1478 о государственном кадастровом учете; исправлении реестровой ошибки, внесении изменений в ЕГРН в сведения о площадях нежилых помещений, осуществлении государственного кадастрового учета изменений площадей нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д.19А, стр.2 с кадастровыми номерами 77:09:0003004:1499, 77:09:0003004:1500 и выдаче данных решений АО "Протек-99";
- о признании бездействия Управления Росреестра по Москве, выразившиеся не в выдаче ответов АО "Протек-99" на обращения от 25.03.2020 77-0-1-71/3163/2020- 652, 77-0-1- 71/3163/2020-651 незаконными;
- о признании бездействия Управления Росреестра по Москве, выразившиеся не в выдаче ответов АО "Протек-99" на обращения от 19.06.2020 77-0-1-71/3163/2020- 743, 77-0-1- 71/3163/2020-745 незаконными;
- в целях восстановления нарушенных прав АО "Протек-99" обязать Управление Росреестра по Москве на основании заявлений АО "Протек-99" от 22.11.2019 г. 77-0-1- 71/3122/2019-1477, 77-0-1 -71 /3122/2019-1478 о государственном кадастровом учете: исправить реестровую ошибку, внести изменения в ЕГРН в сведения о площадях нежилых помещений, осуществить государственный кадастровый учет изменений площадей нежилых помещений об объектах по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д. 19А, стр.2 с кадастровыми номерами 77:09:0003004; 1499, 77:09:0003004:1500 согласно представленных с заявлениями технических планов в течение 5-ти дней с момента принятия решения судом.
Определением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-134689/20 -147-980 от 04.08.2020 исковое заявления было принято к производству.
В рамках указанного дела были представлено уведомление Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении Государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д.19А, стр.2 от 16.03.2020 Л" 77-0-1-71/3122/2019-1478 (отказ мотивирован тем, что не были устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления осуществления государственного кадастрового учета (изложенные в уведомлении от 29.11.2019 N 77/19-166939).
Данное уведомление было приобщено к материалам дела N А40-134689/20 -147-980 только 18.01.2021.
10.11.2020, в филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ окружного значения ЦАО (МФЦ в который подавались документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2) АО "Протек-99" был подан запрос с целью определить поступали ли в МФЦ решения Управления Росреестра по Москве об отказе или проведении государственного кадастрового учета по заявлениям АО "Протек-99 "от 22.11.2019 N 77-0-1-71/3122/2019-1477, 77-0-1-71/3122/2019-1478 о государственном кадастровом учете.
30.11.2020 в филиале ГБУ МФЦ г. Москвы МФЦ окружного значения ЦАО был получен ответ, что только 25.11.2020 в филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ окружного значения ЦАО поступило от Управления Росреестра по Москве увдомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и данное уведомление можно получить в МФЦ.
08.12.2020, представитель АО "Протек-99" получил его в МФЦ.
Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в сведениях Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д,19А, стр.2, помещение 1/1 от 17.07.2020 N 77-0- I -71/3122/2019-1477, Migr-2020-07-10-279261.
Таким образом, два вышеуказанных уведомления Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета получены АО "Протек- 99" 07-08 декабря 2020, мотивированы тем, что не устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления осуществления государственного кадастрового учета (изложенные в уведомлениях от 29.11.2019 N 77/19-166933, 77/19- 166939).
При этом в уведомлениях от 29.11.2019 N 77/19-166933, 77/19-166939 были указаны следующие причины приостановления:
1) При рассмотрении представленных документов реестровая ошибка не была выявлена,
2) Представленный технический план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953:
-графическая часть составлена в нарушение п.52 требований;
-в нарушение п 42 Требований в техническом плане заполнены строки раздела "Характеристики помещения" не содержащие новых значений;
-в разделе "заключение кадастрового инженера" не приведено обоснование значения площади здания, помещений, иной характеристики объекта недвижимости, определение, которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, приложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав приложения.
Однако, в соответствии с ч.3 ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными органами в порядке информационного взаимодействия.
ГБУ МосгорБТИ был выявлен факт ошибочной передачи данных в кадастр недвижимости в 2012 году в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Прянишникова ул, Д.19А, стр.2 (здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 и помещений в нем): были допущены технические ошибки: в осуществлении технического учета помещений площадью 829, 1 кв.м.: комната 2, площадью 176,1 кв.м. и комната 3, площадью 653 кв.м. в помещение I на техническом этаже ошибочно отражены в документах технической документации (фактически не возводились), пропущена лестница на антресоли 1 этажа площадью 16, 3 кв.м, в результате общая площадь здания с кадастровым номером 77:09:0003004:1026 составит 6138,6 кв.м.
ГБУ МосгорБТИ в своем письме подтвердило, что направило в Управление Росреестра г. Москвы, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмо с просьбой устранить данные ошибки.
Таким образом, установлено, что органом (ГБУ МосгорБТИ) в порядке информационного взаимодействия в Управление Росреестра по Москве были переданы ошибочные данные о площади здания и помещений в нем. Это является реестровой ошибкой, которая подлежит исправлению в соответствии с ч.З ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Технический план по форме либо и по содержанию соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953, все замечания Управления Росреестра по Москве были устранены и технические планы соответствующие данному приказу были переданы через МФЦ в Управление Росреестра по Москве еще 28.01.2020.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Между тем, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Управление Росреестра по Москве в Отзыве на заявление указывает, что "по результатам правовой экспертизы установлено, что согласно сведениям ЕГРН в отношении вышеуказанного объекта недвижимости наложен арест от 10.10.2019 на совершение регистрационных действий. Постановления о снятии ареста от уполномоченного органа до настоящего времени в Управление не поступало".
Данные доводы не принимаются судом во внимание, поскольку, 27.11.2019 судебным приставом-исполнителем Старостенковым П.К. вынесено постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации в отношении нежилого помещения N 1,2.
05.12.2019 судебным приставом-исполнителем Старостенковым П.К. вынесено постановление СПИ об окончании исполнительного производства.
Два указанных заявления были переданы в Управление Росреестра по Москве 28.01.2020.
Отсутствие ареста, иных запретов на совершение регистрационных действий в ЕГРН в отношении нежилых помещений 1,2 подтверждается выписками из ЕГРН от 12.03.2021 г.
Так же, Управление Росреестра по Москве в Отзыве на заявление указывает, что представленный технический план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953:
-графическая часть составлена в нарушение п.52 требований;
-в нарушение п 42 Требований в техническом плане заполнены строки раздела "Характеристики помещения" не содержащие новых значений;
-в разделе "заключение кадастрового инженера" не приведено обоснование значения площади здания, помещений, иной характеристики объекта недвижимости, определение, которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, приложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав приложения.
Между тем, в соответствии со ст.30 Федерального закона от 24 июля 2007 М221-ФЗ "О кадастровой деятельности" саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, разработки и утверждения для членов таких саморегулируемых организаций стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением кадастровыми инженерами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений и установленных саморегулируемой организацией кадастровых инженеров стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
Функциями саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются: - представление законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
Саморегулируемая организация кадастровых инженеров вправе:
-проводить экспертизу документов, подготовленных кадастровыми инженерами, подготавливать по ее результатам заключение по запросам любых лиц.
Саморегулируемая организация кадастровых инженеров обязана: -осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
Членом Ассоциации СРО "МСКИ" является Зернова Анжелика Юрьевна (уникальный номер члена СРО 17288 и дата внесения сведений: 11 апреля 2016 г.), которой были подготовлены:
-технический план в связи с изменением сведений о площади и составе помещения с кадастровым номером: 77:09:000304:1500, в том числе в связи с исправлением ошибки;
-технический план в связи с изменением сведений о площади и составе помещения с кадастровым номером: 77:09:000304:1500, в том числе в связи с исправлением ошибки.
Заявитель обратился в ассоциацию СРО "МСКИ" о даче заключения о соответствии вышеуказанных технических планов требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, о соответствии их экспликациям, поэтажным планам БТИ от 2019 г.
Ассоциация СРО "МСКИ" подготовлен ответ, из которого следует, что технические планы подготовлены в соответствии с требованиями N 953.
Учитывая изложенное, Обществом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Вышеуказанные отказы Управления Росреестра по Москве нарушают экономические права и законные интересы АО "Протек-99", так как несоответствие площадей нежилого здания, нежилых помещений, сведений в ЕГРН приводит к привлечению заявителя к административной ответственности, не возможности внести изменения в договор аренды земельного участка для добавления использования нежилого здания под автосервис (приложения 56-59).
Таким образом, решения Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в сведениях Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2 нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Заявителя и являются незаконным в соответствии с ч.З ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, несостоятельна.
Управление Росреестра по Москве в своей апелляционной жалобе указывает, что оба отказа Управления Росреестра по Москве мотивированы тем, что не были устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления осуществления государственного кадастрового учета (изложенные в уведомлениях от 29.11.2019 N 77/19-166933, 77/19-166939).
При этом в уведомлениях от 29.11.2019 N 77/19-166933, 77/19-166939 были указаны следующие причины приостановления:
а) При рассмотрении представленных документов реестровая ошибка не была выявлена.
б) Представленный технический план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953:
-графическая часть составлена в нарушение п.52 требований;
-в нарушение п 42 Требований в техническом плане заполнены строки раздела "Характеристики помещения" не содержащие новых значений;
-согласно п.50 Требований в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований, установленных на основании части 13 статьи 24 Закона, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав Приложения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021 по делу N А40-7336/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7336/2021
Истец: АО "ПРОТЕК-99"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ