г. Москва |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А40-7336/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Филиной Е.Ю.,
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от заявителя: Аверин Д.А., доверенность от 25.08.2021; от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021 года и на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу
по заявлению АО "ПРОТЕК-99"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решения,
УСТАНОВИЛ:
АО "ПРОТЕК-99" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в котором просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо), изложенное в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д. 19А, стр.2 от 16.03.2020 N 77-0-1-71/3122/2019-1478; признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в сведениях Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д. 19А, стр.2, помещение 1/1 от 17.07.2020 N 77-0-1- 71/3122/2019-1477, Migr-2020-07-10-279261 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав, законных интересов АО "ПРОТЕК-99", в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами АО "ПРОТЕК-99" принадлежат на праве собственности нежилое помещение, с кадастровым номером 77:09:0003004:1499, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д.19А, стр.2, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, N 77-01/30-185/2001-5656 от 18.07.2001, и нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0003004:1500, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова Д.19А, стр.2, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, N 77-01/30-293/2002-2101 от 08.07.2002.
Указанные нежилые помещения являются частью нежилого здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д.19А, стр.2, количество этажей: 4.
Первоначально сведения о нежилых помещениях N 1, N 2 были внесены в ЕГРП при государственной регистрации права собственности заявителя на нежилые помещения 18.07.2001 г. и 08.07.2002 г., при этом площадь нежилого помещения N 1 составляла 4048,2 кв.м, площадь нежилого помещения N 2 составляла 1988,4 кв.м (общая площадь здания составила 6036, 6 кв.м).
Заявителем были заказаны и получены проект и техническое заключение, разработанное ООО "Правоведов" N 317-АС-(П) от 2009 переустройства и реконструкции нежилых помещений, далее именуемый "проект". Проект был согласован ГУ МЧС России по г. Москве, ГУП "ГлавАПУ", Мосгосэкспертиза и т.д. Проект предусматривал выполнение реконструктивных работ фасада здания перепланировку 1-го, 2-го, 3-го и части антресоли 3-го этажа и в том числе реконструктивные работы по устройству мансарды (которая фактически не была построена, что подтверждается заключением АНО "Межрегиональной судебной - экспертной службой" от 2018).
06.04.2010 на заседании межведомственной комиссии по использованию нежилого и жилищного фонда САО города Москвы работы были согласованы.
07.04.2010 Распоряжением Префекта САО г. Москвы N 1965 решение межведомственной комиссии было утверждено, при этом в распоряжении было указано о необходимости Северное ТБТИ внести изменения в учетно-техническую документацию согласно утвержде?нным решениям.
Органами БТИ проведено в соответствии с распоряжением обследование здания 15.09.2010 и в материалах была учтена площадь мансарды, которая фактически не была возведена.
В результате проведенного 15.09.2010 обследования Северным ТБТИ нежилых помещений, нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова, д.19А, стр.2, была подготовлена техническая документация, в том числе экспликация, из которой следовало, что площадь нежилого помещения N 1 составила 4963,0 кв.м, площадь нежилого помещения N 2 составила 1988,4 кв.м, (площадь всего здания 6951,4 кв.м).
Согласно материалам дела площадь здания по данным БТИ стала 6951, 4 кв.м (в данную площадь вошла площадь невозведенной мансарды площадью 829, 1 кв.м), площадь здания без мансарды составила 6 122,3 кв.м.
Сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами 77:09:0003004:1499, 77:09:0003004:1500 были переданы ГБУ МосгорБТИ и внесены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" в кадастр недвижимости в 2012 году в соответствии с частью 3 статьи 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в рамках приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 в объеме, переданном органом технической инвентаризации ГУ МосгорБТИ в составе информационного ресурса на дату технической инвентаризации 15.09.2010.
Сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0003004:1499, 77:09:0003004:1500 переданы в 2014 году в кадастр недвижимости из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в составе информационного ресурса, в электронном виде, без документов, на основании которых осуществлялось регистрация права.
На основании обращения АО "ПРОТЕК-99" в результате верификации материалов инвентарного дела и базы данных ГБУ МосгорБТИ был выявлен факт ошибочной передачи данных в кадастр недвижимости в 2012 году в отношении объектов расположенных по адресу: г. Москва, Прянишникова ул., д.19А, стр.2 здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 и помещений в нем: были допущены технические ошибки в осуществлении технического учета помещений площадью 829, 1 кв.м: комната 2, площадью 176,1 кв.м и комната 3, площадью 653 кв.м в помещении I на техническом этаже ошибочно отражены в документах технической документации (фактически не возводились), пропущена лестница на антресоли 1 этажа площадью 16,3 кв.м, в результате общая площадь здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 составила 6138,6 кв.м.
Органами БТИ были подготовлены изменения в техническую документацию по зданию и помещениям (согласно подготовленных технических планов нежилых помещений - площадь нежилого помещения N 1 составляла 4150,2 кв.м, площадь нежилого помещения N 2 составляла 1988,4 кв.м, (общая площадь здания составила 6138,6 кв.м). ГБУ МосгорБТИ направило в Управление Росреестра по Москве, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмо с просьбой устранить данные ошибки.
Управление Росреестра по Москве в письме N 09-9351/2019 от 14.10.2019 указало, что информационное взаимодействие в части исправления реестровых ошибок предусмотрено только с органами государственной власти и органами местного самоуправления, выявленная ГБУ МосгорБТИ ошибка не подлежит исправлению в порядке части 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015.
Управление Росреестра по Москве в своем письме от 28.08.2019 рекомендовало заявителю обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки с приложенным техническим планом.
С учетом вышеизложенного, АО "ПРОТЕК-99" были подготовлены технические планы нежилых помещений N 1, N 2, устраняющих ошибку ГБУ МосгорБТИ.
АО "ПРОТЕК-99" обратилось в Управление Росреестра по Москве 22.11.2019 г. с просьбой исправить реестровую ошибку, внести изменения в ЕГРН в сведения о площадях нежилых помещений N 1, N 2, осуществить государственный кадастровый учет изменений нежилых помещений N 1, N 2 (согласно подготовленных технических планов нежилых помещений: площадь нежилого помещения N 1 составляла 4150,2 кв.м, площадь нежилого помещения N 2 составляла 1988,4 кв.м, (общая площадь здания составила 6138,6 кв.м).
29.11.2019 АО "ПРОТЕК-99" получены уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова, д.19А. стр.2, N 77-0-1-71/3122/2019-1477 77/19-166933, 77-0-1-71/3122/2019-1478 77/19-166939.
В уведомлениях было указано о приостановлении до 29.02.2020 осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Прянишникова д.19А. стр.2 в связи с тем, что при рассмотрении представленных документов реестровая ошибка не выявлена, согласно сведениям ЕГРН в отношении вышеуказанного объекта недвижимости наложен арест от 10.10.2019 на совершение регистрационных действий, и представленный технический план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.
Исследовав материалы дела и доводы заявления, суды пришли к выводу, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконным.
Как установлено судами, обществом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными органами в порядке информационного взаимодействия.
ГБУ МосгорБТИ был выявлен факт ошибочной передачи данных в кадастр недвижимости в 2012 году в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Прянишникова ул., д.19А, стр.2 здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 и помещений в нем, были допущены технические ошибки в осуществлении технического учета помещений площадью 829,1 кв.м, комната 2, площадью 176,1 кв.м и комната 3, площадью 653 кв.м в помещение I на техническом этаже ошибочно отражены в документах технической документации (фактически не возводились), пропущена лестница на антресоли 1 этажа площадью 16,3 кв.м, в результате общая площадь здания с кадастровым номером: 77:09:0003004:1026 составит 6138,6 кв.м.
ГБУ МосгорБТИ в своем письме подтвердило, что направило в Управление Росреестра Москвы, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве письмо с просьбой устранить данные ошибки.
Таким образом, установлено, что ГБУ МосгорБТИ в порядке информационного взаимодействия в Управление Росреестра по Москве были переданы ошибочные данные о площади здания и помещений в нем. Это является реестровой ошибкой, которая подлежит исправлению в соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судами также установлено, что вопреки доводам Управления о запрете регистрационных действий, 27 ноября 2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации в отношении нежилого помещения N 1,2. 05 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем Старостенковым П.К. вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Также судами установлено, что вопреки доводам Управления, технический план по форме либо и по содержанию соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953, все замечания Управления Росреестра по Москве были устранены и технические планы соответствующие данному приказу были переданы через МФЦ в Управление Росреестра по Москве еще 28.01.2020 г.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Учитывая установленные обстоятельства, суды правомерно пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявленные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу N А40-7336/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что вопреки доводам Управления о запрете регистрационных действий, 27 ноября 2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации в отношении нежилого помещения N 1,2. 05 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем Старостенковым П.К. вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Также судами установлено, что вопреки доводам Управления, технический план по форме либо и по содержанию соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953, все замечания Управления Росреестра по Москве были устранены и технические планы соответствующие данному приказу были переданы через МФЦ в Управление Росреестра по Москве еще 28.01.2020 г.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2022 г. N Ф05-33804/21 по делу N А40-7336/2021