04 октября 2021 г. |
Дело N А83-16867/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 04.10.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Б-Сервис" - Божок С.Е., директор на основании приказа от 26.04.2017 N 1-17 и выписки из ЕГРЮЛ от 23.08.2021, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации; Божок А.С., доверенность от 01.08.2021 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Феодосии Республики Крым, общества с ограниченной ответственность "Б-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 июня 2021 года по делу N А83-16867/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Б-Сервис"
к Администрации города Феодосии Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Б-Сервис" (далее - истец, ООО "Б-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка площадью 0,9494 га, кадастровый номер 90:24:020101:1329, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, ул. Нахимова, д.30, путём внесения следующих изменений в представленный ответчиком для подписания Договор аренды N 1057 от 03.09.2018 года:
1. Изложить пункт 3.1. Договора аренды N 1057 от 03.09.2018 года в следующей редакции: "Размер арендной платы за земельный участок устанавливается в твёрдой денежной сумме и составляет 439 465 рублей 94 копейки в год".
2. Изложить пункт 3.1. Договора аренды N 1057 от 03.09.2018 года в следующей редакции: "Изменение размера арендной платы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего договора, возможно только по соглашению сторон, путём заключения дополнительного соглашения в письменном виде".
3. Исключить пункт 3.6 - 3.8 из текста Договора аренды N 1057 от 03.09.2018 года.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.06.2021 года по делу N А83-16867/2020, исковые требования удовлетворены частично, урегулированы разногласия, возникшие при заключении Договора аренды земельного участка N 1057 от 03.09.2018 года с кадастровым номером 90:24:020101:1329, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, ул. Нахимова, д.30, между Администрацией города Феодосии Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственность "Б-Сервис", изложив пункт 3.1 Договора аренды земельного участка N 1057 от 03.09.2018 года в следующей редакции: "Размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентном отношении к нормативной цене земельного участка согласно расчёту арендной платы за землю, который является неотъемлемой частью данного Договора (приложение N 4) и составляет 936 702,12 рублей в год. Размер арендной платы за неполный период (месяц, квартал) исчисляется пропорционально количеству календарных дней аренды".
Изложен пункт расчёта, приложенного к договору аренды, в следующей редакции:
"Расчёт арендной платы в год:
АП = (НЦ х S х КИ) х %
АП = (2857,74 х 9494 х 1,064 х 1,04 х 1,04) х 3% = 936 702,12 рублей".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Б-Сервис" и Администрация города Феодосии Республики Крым обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, просят его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что суд первой инстанции при принятии решения не полно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Так, податель апелляционной жалобы - ООО "Б-Сервис" указывает на то, что судом первой инстанции не было учтено, что договор аренды земельного участка заключался при переоформлении арендатором прав на земельный участок. При этом, согласно условий договора аренды от 06.05.2006 года N 040601900021, односторонний пересмотр размера арендной платы был возможен только на величину инфляции.
По мнению ООО "Б-Сервис", направленный на подписание проект договора аренды не соответствует пункту 2 постановления Администрация города Феодосии Республики Крым от 26.07.2018 года N 2515 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Б-Сервис" без торгов", а также части 1 статьи 35 ЗК РФ, абзацу 2 части 3 статьи 552 ГК РФ и нарушает права и законные интересы данного общества. Суд первой инстанции, при установлении размера арендной платы за земельный участок, не применил Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582, в результате чего допустил нарушение норм материального права. Предельная величина арендной платы, согласно Основным принципам определения размера арендной платы, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582, при переоформлении договора аренды, по мнению апеллянта, не может превышать 2 % от кадастровой стоимости или 624 468 рублей 07 копеек.
Администрация города Феодосии Республики Крым считает апелляционную жалобу ООО "Б-Сервис" безосновательной и не подлежащей удовлетворению, просит в своей апелляционной жалобе судебный акт первой инстанции отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, определяется Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), которым утверждено Положение "О порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности".
Данное Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1).
Как указывает Администрация, пунктом 3.2. указанного Положения установлено, что годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от нормативной цены земельного участка:
а) 0,25 процента - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков является код 7.4;
б) 1 процент - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды 1.0 - 1.18, 2.0 2.3, 2.5 - 2.7.1, 3.0 - 3.10.2 (за исключением объектов не государственной и не муниципальной собственности), 6.10, 8.0 - 8.4, 10.0 - 10.4, 11.0 - 11.3, 12.0 - 12.2, 13.1 - 13.3;
в) 3 процента - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды 6.0 - 6.9, 6.11, 7.0 - 7.3, 7.5, 9.0 - 9.3;
г) 6 процентов - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды, не указанные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта.
При этом, Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 26.07.2018 года N 2515 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Б-Сервис" без торгов", земельный участок был предоставлен арендатору с видом разрешённого использования - "Предпринимательство" (код 4.0.), что также отражено в пункте 1.1. проекта договора аренды земельного участка N 1057.
Пунктом "г" указанного выше Положения установлено, что годовой размер арендной платы рассчитывается в размере 6 процентов от нормативной цены земельного участка, для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды, не указанные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 3.2., следовательно, по мнению Администрации, поскольку вид разрешённого использования земельного участка, арендуемого ООО "Б-Сервис" "Предпринимательство" (код 4.0.) не относится и не указан в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 3.2 Положения "О порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности", то в силу пункта "г" данного Положения, расчёт размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 90:24:020101:1329, должен производиться с учётом 6 % от нормативной цены данного участка.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.12.2005 года между Орджоникидзевским сельским советом и Волобуевым Александром Викторовичем был заключён договор аренды земли N 45-05 общей площадью 0,9494 га, в том числе по угодьям: 0,9494 га за счёт земель, не переданных в собственность или постоянное пользование в границах пгт. Орджоникидзе, в том числе по угодьям: застроенные земли 0,9494 га (пункт 2).
На земельном участке находятся объекты: недвижимое имущество, приобретённое арендатором по свидетельству от 20.12.2004 года, зарегистрированному в реестре N 2684, удостоверенного частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа Земцовым О.С. (пункт 3).
Договор заключён сроком до 23.12.2030 года (пункт 8).
Пунктом 9 Договора закреплено, что арендная плата вносится арендатором в денежной форме размером 75952,00 грн. в год.
Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учётом индекса инфляции (пункт 10).
Договор зарегистрирован в Феодосийском городском отделе Крымского регионального филиала "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины", о чём в Государственном реестре земель сделана запись от 06.05.2006 года за N 040601900021.
15 января 2016 года между Волобуевым Александром Викторовичем и ООО "Б-Сервис" заключён договор купли-продажи комплекса зданий и сооружений автотранспортного цеха.
26 июля 2018 года Администрацией города Феодосии Республики Крым было вынесено Постановление о предоставлении в аренду земельного участка ООО "Б-Сервис" без торгов, с установленным видом разрешённого использования - "Предпринимательство" (код 4.0.).
Согласно п.п. 1, 2 Постановления, Администрация постановила прекратить договор аренды земли N 040601900021 от 06 мая 2006 года на основании ст. 35 Земельного кодекса РФ и предоставить данный земельный участок ООО "Б-Сервис" без торгов до 23.12.2030 года, на условиях Договора аренды земли N 040601900021 от 06 мая 2006 года.
Пунктом 3 Постановления закреплено, что МКУ "Департаменту архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республика Крым" обеспечить подготовку проекта договора аренды и направление его для подписания заявителю.
Во исполнение вышеуказанного Постановления, в адрес ООО "Б-Сервис" был направлен на подписание проект Договора аренды земельного участка N 1057 от 03 сентября 2018 года.
10.09.2019 истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании отказа Администрации города Феодосии Республики Крым от 31 июля 2019 года от заключения Договора аренды земельного участка площадью 0,9494 га, кадастровый номер 90:24:020101:1329, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, ул. Нахимова, д. 30, на условиях договора аренды земли N 040601900021 от 06 мая 2006 года, в части касающейся арендной платы, незаконным, и обязании Администрацию города Феодосии Республики Крым исполнить Постановление о предоставлении в аренду земельного участка ООО "Б-СЕРВИС" без торгов от 26 июля 2018 года и заключить с ООО "Б-СЕРВИС" Договор аренды земельного участка площадью 0,9494 га, кадастровый номер 90:24:020101:1329, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, ул. Нахимова, д. 30, на условиях договора аренды земли N 040601900021 от 06 мая 2006 года, с ежегодной арендной платой в размере 458 362 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.02.2020 года N А83-16777/2019, оставленного без изменений Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 года в удовлетворении заявления отказано.
В дальнейшем, не согласившись с пунктом 3.1 договора, в части определения размера арендной платы в год - 1 873 404,24 руб., а также пунктами 3.6, 3.7 и 3.8, истцом в адрес ответчика был направлен Протокол разногласий, который получен последним 22.07.2020 год.
Не урегулировав спор в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, а также доводы, изложенные в апелляционных жалобах, коллегия судей пришла к выводу, о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 173 закрепил положение, согласно которому по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Таким образом, разрешая преддоговорной спор, суд должен установить гражданские права и обязанности, облеченные в форму условий договора, которыми стороны будут руководствоваться в своих дальнейших отношениях.
Положениями статьи 445 ГК РФ урегулировано, что условия договора, по которым стороны не пришли к согласию, в том числе условие о размере арендной платы, определяются в судебном порядке.
Сторона, обязанная заключить договор, вправе представить суду заявление о рассмотрении разногласий по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть. Реализация права стороны, управомоченной требовать заключения договора в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке, подписание неуполномоченным лицом и т.п.). Поскольку заключение договора является обязательным, суд должен обеспечить защиту прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора (постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 года N 11657/11 по делу N А76-15904/2010).
При разрешении разногласий по существенному условию договора, суд не вправе уклониться от их урегулирования и отказать в иске (постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 года N 4667/10).
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку по законодательству, действующему на момент возникновения спорный правоотношений, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной и стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде таких земельных участков и не вправе применять другой размер арендной платы, размер арендной платы, рассчитанный истцом исходя из нормативной денежной оценки земельного участка, с учётом процента 6 является не верным.
В данном случае, по мнению суда первой инстанции, при определении размера арендной платы, должен быть применён процент 3 от нормативной цены земельного участка, согласно классификатору видов разрешенного использования.
Судебная коллегия считает такие выводы суда перовой инстанции ошибочными, по следующим основаниям.
Законом, который устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, является Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 года N 38-ЗРК.
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым, с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Указанным Законом установлено, что размер цены земельных участков, арендной платы за земельные участки и Порядок предоставления земельных участков, определяется Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), было утверждено Положение "О порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности".
Данное Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.1. Положения, нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
Пунктом 3.2. Положения установлено, что годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от нормативной цены земельного участка:
а) 0,25 процента - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков является код 7.4;
б) 1 процент - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды 1.0 - 1.18, 2.0 2.3, 2.5 - 2.7.1, 3.0 - 3.10.2 (за исключением объектов не государственной и не муниципальной собственности), 6.10, 8.0 - 8.4, 10.0 - 10.4, 11.0 - 11.3, 12.0 - 12.2, 13.1 - 13.3;
в) 3 процента - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды 6.0 - 6.9, 6.11, 7.0 - 7.3, 7.5, 9.0 - 9.3;
г) 6 процентов - для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды, не указанные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта.
Вместе с тем, Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 26.07.2018 года N 2515 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Б-Сервис" без торгов", земельный участок был предоставлен арендатору с видом разрешённого использования - "Предпринимательство" (код 4.0.), что также отражено в пункте 1.1. проекта договора аренды земельного участка N 1057.
Пунктом "г" указанного выше Положения установлено, что годовой размер арендной платы рассчитывается в размере 6 процентов от нормативной цены земельного участка, для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды, не указанные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 3.2.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, поскольку вид разрешённого использования земельного участка, арендуемого ООО "Б-Сервис" "Предпринимательство" (код 4.0.) не относится и не указан в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 3.2 Положения "О порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности", то в силу пункта "г" данного Положения, расчёт размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 90:24:020101:1329, должен производиться с учётом 6 % от нормативной цены данного участка по формуле: АП = (НЦ х S х КИ) х %
АП = (2857,74 х 9494 х 1,064 х 1,04 х 1,04) х 6% = 1 873 404,24 руб.".
Указанный выше расчёт соответствует нормативному регулированию.
Кроме того, статьёй 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" регламентировано, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом (часть 1).
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя (часть 2).
С учётом изложенных норм, до разграничения государственной собственности Республики Крым на землю в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации следует руководствоваться ранее действующими положениями законов, устанавливающими такое разграничение на территории Республики Крым.
До вступления Закона N 6-ФКЗ все земли на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 года N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности".
Пунктом 3 Заключительных и переходных положений Закона N 5245 установлено, что землями коммунальной собственности соответствующих территориальных общин считаются все земли, расположенные границах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и иных земельных участков, указанных законе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, - действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым; 4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.
Таким образом, согласно существующему в Республике Крым распределению земель, земли, расположенные в границах соответствующих населенных пунктов, являются муниципальной собственностью в силу закона.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 90:24:020101:1329, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, относится к муниципальной собственности.
С учётом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что для определения размера арендной платы необходимо применять нормативный акт органа местного самоуправления, то есть "Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" утверждённый Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 23.12.2016 года N 711, согласно пункту 1.1. которого, настоящий Порядок N 711 определяет размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной и стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде таких земельных участков и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поскольку, указанный выше Порядок N 711 недействующим в установленном законном порядке не признавался, его необходимо применять при определении размера арендной платы за пользованием муниципальным земельным участком. В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы общества о необходимости применения при расчёте арендной платы 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, являются не состоятельными.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 18.12.2019 года по делу N А83-15644/2018, от 27.09.2018 года по делу N А83-13234/2017, от 27.09.2018 года по делу N А83-13233/2017.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Б-Сервис" о том, что на момент заключения договора от 03.09.2018 года, Постановление Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" утратило силу и не могло быть положено в основу решения суда первой инстанции, являются необоснованными, поскольку Постановление Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 года, утратило силу только с 01.01.2020 года в связи с принятием Постановления Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 года N 821 "О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу Постановление Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 года".
При таких обстоятельствах, по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений - 03.09.2018 года, Постановление Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 года являлось действующим и подлежало применению при установлении размера арендной платы ООО "Б-Сервис".
В тоже время, отказывая в удовлетворении требований в части исключения пунктов 3.6, 3.7 и 3.8 из Договора аренды, суд первой инстанции правильно указал, что указанные пункты являются типовыми для данного вида договора, и арендодатель не может быть лишен возможности пересматривать размер арендной платы с учётом изменения действующего законодательства, и необходимости информирования сторон путём опубликования в средствах массовой информации о перерасчёте арендной платы.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения обжалуемого решения в части определения процентной ставки от нормативной цены земельного участка и размера годовой арендной платы, подлежащей уплате по договору аренды земельного участка N 1057 от 03.09.2018 года.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 июня 2021 года по делу N А83-16867/2020 изменить, изложив резолютивную часть указанного судебного акта в следующей редакции:
"1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Урегулировать разногласия, возникшие при заключении Договора аренды земельного участка N 1057 от 03.09.2018 с кадастровым номером 90:24:020101:1329, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, ул. Нахимова, д.30, между Администрацией города Феодосии Республики Крым и обществом с ограниченной ответственность "Б-Сервис", изложив пункт 3.1 Договора аренды земельного участка N 1057 от 03.09.2018 в следующей редакции:
"3.1. Размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентном отношении к нормативной цене земельного участка согласно расчету арендной платы за землю, который является неотъемлемой частью данного Договора (Приложение N 4) и составляет 1 873 404,24 рублей в год. Размер арендной платы за неполный период (месяц, квартал) исчисляется пропорционально количеству календарных дней аренды".
Изложить пункт расчета, приложенного к договору аренды, в следующей редакции:
"Расчет арендной платы в год:
АП = (НЦ х S х КИ) х %
АП = (2857,74 х 9494 х 1,064 х 1,04 х 1,04) х 6% = 1 873 404,24 рублей".
3. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
4. Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственность "Б-Сервис" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 6 000,00 рублей".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16867/2020
Истец: ООО "Б-СЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым, Управление имущественных и земельных отношений Г. Феодосия