г. Москва |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А40-39981/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Конверго сервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2021 года по делу N А40- 39981/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Конверго сервис" (ОГРН: 1127747249728, ИНН: 7710928910)
к Коммерческого банка "Локо-Банк" (Акционерное общество) (ОГРН: 1057711014195, ИНН: 7750003943)
о взыскании задолженности.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "КОНВЕРГО СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском КБ "ЛОКО-БАНК" (АО) о взыскании неосновательного обогащения в размере 79 691,62 руб., процентов по ст. 395 ГК РФ в размере 1 360,33 руб., обязании восстановить действие договора банковского счета.
Решением от 25.06.2021 г. суд первой иск удовлетворил частично.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От ответчик не поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 апреля 2017 года ООО "КОНВЕРГО СЕРВИС" (далее по тексту - истец) и КБ "ЛОКО-БАНК" (АО) (далее по тексту - ответчик) заключили договор банковского счета путем присоединения общества к "Правилам открытия и обслуживания банковского счета в КБ "ЛОКО-БАНК" (АО)", которые размещены на официальном сайте ответчика, на условиях тарифного плана "Тарифный план в рамках пакета услуг "ОНЛАЙН" МСК и СПБ". В результате чего истцу у ответчика был открыт расчетный счет N 40702810200037161002 (далее - счет) и истец был подключен к программному обеспечению системы ДБО.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывал, что 24 сентября 2020 года банком со счета общества на основании банковского ордера N 004/0485 от 24 сентября 2020 года списаны денежные средства в размере 69 691,62 руб. с назначением платежа "Штраф за неисполнение/исполнение не в полном объеме обязанности по предоставлению запрошенных/истребованных банком документов/сведений по запросу в соответствии с ФЗ N 115-ФЗ (п. 8.6 Правил открытия и обслуживания банковского счета).
20 ноября 2020 года банком со счета общества на основании банковского ордера N 000001/0355 от 20 ноября 2020 года списаны денежные средства в размере 10 000 руб. с назначением платежа "Комиссия за ведение счета КБ "ЛОКО-БАНК" (АО) по счету N 40702810200037161002 за сентябрь 2020 г.".
17 декабря 2020 года по инициативе ответчика в одностороннем порядке закрыт счет истца на основании пункта 9.2.5. Правил открытия и обслуживания банковского счета.
Вышеуказанные действия ответчика истец считает неправомерными и указывал, что на запрос истца об основаниях взимания 24 сентября 2020 года комиссии в размере 69 691,62 руб., ответчиком письмом от 22 декабря 2020 года N 56-01-00-04/5596 даны пояснения, согласно которым комиссия списана за неполное предоставление истцом документов, указанных в запросе от 02.03.2018 г., а именно, якобы истцом не выполнено требование о предоставлении не менее 6-ти договоров с основными контрагентами.
02.03.2018 года истцом был получен запрос ответчика о предоставлении документов, подтверждающих осуществление истцом финансово-хозяйственной деятельности, в котором, в том числе, содержалось требование о предоставлении не менее 6-ти договоров с основными контрагентами. Одновременно с данным запросом ответчик ограничил право истца на совершение операций по счету с использованием системы ДБО.
Требования ответчика о предоставлении документов, указанных в запросе от 02.03.2018 года, истцом были полностью исполнены посредством предоставления документов ответчику через систему ДБО, исходя из фактически осуществляемой деятельности и количества основных контрагентов.
В ответ на требование о предоставлении не менее 6-ти договоров с основными контрагентами, истцом были предоставлены ответчику два договора, заключенные с двумя основными контрагентами: ООО "ВилКар Групп Сервис", ООО "Вершина", взаимоотношения с которыми в тот период носили для истца основной характер.
Понятие "основной контрагент" действующим законодательством Российской Федерации не определено, поэтому предоставление ответчику документов на данный пункт запроса, было осуществлено истцом, исходя из собственного понимания данного термина.
Все остальные контрагенты не являлись для истца основными, что подтверждается операциями, проведенными по счету истца, открытому в банке, из которых виден характер взаимоотношений с данными контрагентами.
Счетов в других кредитных организациях истец не имел и не имеет.
Все операции с контрагентами истца проводились только через счет, открытый у ответчика.
Какого-либо дополнительного требования о предоставлении дополнительных документов или пояснений истец от ответчика впоследствии не получил.
С этого момента операции по счету истца не совершались вплоть до 24 сентября 2020 г.
Пунктом 8.6 правил открытия и обслуживания банковского счета КБ "ЛОКО-БАНК" (АО), размещенных на сайте ответчика, предусмотрено условие о взимании штрафа за неисполнение/исполнение не в полном объеме обязанности по предоставлению запрошенных/истребованных банком документов/сведений по запросу в соответствии с ФЗ N 115-ФЗ в размере 50 000 руб.
Банковским ордером N 004/0485 от 24 сентября 2020 года со счета истца списаны денежные средства в большем размере - 69 691,62 руб.
Истец утверждал, что банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (пункт 3).
Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента (пункт 5).
Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента (пункт 7).
В соответствии со статьей 7 Закона о противодействии отмыванию доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер (абзац третий пункта 2).
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных данным федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся соответствующий запрос; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (абзац четвертый пункта 2).
Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 данной статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 данного федерального закона (пункт 3).
Кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 названной статьи (абзац третий пункта 5.2).
Отказ от заключения договора банковского счета (вклада) и расторжение договора банковского счета (вклада) по основаниям, изложенным в абзацах втором и третьем данного пункта, не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации за совершение соответствующих действий (абзац четвертый пункта 5.2).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (пункт 11).
Из приведенных положений закона следует, что осуществление кредитной организацией функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах, во исполнение обязанностей, возложенных федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом.
Осуществление кредитной организацией указанной выше публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитной организацией признаны сомнительными, поскольку это противоречит существу правового регулирования данных отношений и не предусмотрено ни Законом о противодействии отмыванию доходов, ни иными нормативными актами.
Закон о противодействии отмыванию доходов, устанавливая специальные правовые последствия выявления кредитными организациями сомнительных операций в случае непредставления клиентами документов в их обоснование, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.
В связи с этим возложение на клиента банка расходов по проведению данного контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций в зависимости от того, являются или не являются они следствием такого контроля, недопустимо.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Таким образом, судебной практикой, разъяснено, что Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" предусмотрено лишь право кредитной организации расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 в силу пункта 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. Права взыскания штрафа за не предоставление документов, а тем более частичное не предоставление, данным законом кредитной организации не предоставлено. Такое право не предоставлено кредитной организации и другими законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Истец указывал, что взимание ответчиком с истца комиссии в размере 69 691,62 на основании пункта 8.6 Правил открытия и обслуживания банковского счета в КБ "ЛОКО-БАНК" (АО) является неправомерным.
На запрос истца об основаниях взимания 20 ноября 2020 года комиссии в размере 10 000 руб., ответчиком в письме от 22 декабря 2020 года N 56-01-00-04/5596 даны пояснения, согласно которым за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенных банком документов, в соответствии с п. 8.7 Правил открытии и обслуживания банковского счета обслуживание истца было переведено на тарифный план "Резерв". На основании п. 1.4. Тарифного плана на услуги по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов малого и среднего бизнеса (Тарифный план "Резерв"), с банковского счета N 4070281020003161002 ООО "КОНВЕРГО СЕРВИС" было осуществлено списание комиссионного вознаграждения за ведение счета за сентябрь 2020 года в размере 10 000 руб.
Истец также считал, что данная комиссия также списана ответчиком со счета истца неправомерно, так как оснований для перевода истца на тарифный план "Резерв" у ответчика не имелось.
Условие о переводе клиента на тарифный план "Резерв" за не предоставление в банк документов истребованных банком в соответствии с условиями и в сроки, установленные Правилами открытия и обслуживания банковского счета, включены в условия договора банковского счета с 14 октября 2019 года путем внесения ответчиком изменений в Правила открытии и обслуживания банковского счета в КБ "ЛОКО-БАНК" (АО) (редакция N 24).
Согласно пункту 8.7 Правил открытия и обслуживания банковского счета обслуживание клиента осуществляется по Тарифному плану "Резерв",
предусматривающему повышенные комиссии за обслуживание расчетного счета и проведение расчетных операций, параметры которого устанавливаются Тарифами Банка, с тридцатого календарного дня, следующего за последним днем срока предоставления запрошенных Банком документов и/или информации.
С момента включения в Правила открытия и обслуживания банковского счета вышеуказанного пункта 8.7. истец не получил от ответчика ни одного запроса, соответственно необходимости предоставления истцом каких-либо документов ответчику не имелось.
Перевод истца на тарифный план "Резерв" осуществлен ответчиком более чем через 2 года после поступления истцу последнего запроса ответчика, а также в условиях приостановки обслуживания ответчиком истца по системе ДБО.
На последний запрос ответчика от 02.03.2020 г. истец предоставил ответчику все документы, указанные в запросе. Требований ответчика о предоставлении дополнительных документов или пояснений истец не получал. Правилами ответчика, действующими на момент получения последнего запроса (март 2018 года), тарифный план "Резерв" вообще не был предусмотрен.
При таких условиях перевод истца на тарифный план "Резерв", свидетельствует лишь о заведомо недобросовестном осуществлении ответчиком гражданских прав (злоупотребление правом) (ст. 10 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Истец утверждал, что общая сумма комиссии в размере 79 691,62 руб., взысканной ответчиком со счета истца 24 сентября 2020 г. и 20 ноября 2020 г., является неосновательным обогащением ответчика в виде неосновательного удержания ответчиком денежных средств истца в отсутствие соответствующего правового основания.
Также истец просил о взыскании с ответчика процентов, начисленных в соответствии со статьей 395 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения, в размере 1 360 руб. 33 коп., из которых:
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена 29 декабря 2020 г. претензия. 19 января 2021 года истцом получен ответ от 12 января 2021 года N 51-01-00-04/110 на данную претензию, в котором ответчик отказывает истцу в удовлетворении его требований.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Отношения граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ.
Целью названного Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст. 4 и п. п. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ)
Банк обязан выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, и иные операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Исходя из положений пунктов 1, 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ у клиента банка имеется обязанность по представлению документов, необходимых для его идентификации и фиксирования информации, содержащей сведения о совершаемой операции, при этом банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями названного Федерального закона, а также в случае наличия обоснованных подозрений о том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца. Недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
При заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами (пункт 1 статьи 846 ГК РФ).
С целью выявления и пресечения действий по приданию правомерности владению, пользованию и распоряжению денежными средствами либо иным имуществом (доходами), полученными преступным путем, направлению их на финансирование терроризма, разработан и введен в действие Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ), согласно статье 1 которого настоящий Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Закон N 115-ФЗ предоставляет право Банку самостоятельно с соблюдением требований внутренних нормативных актов относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
-запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
-несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
-совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи;
-отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
-иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г N 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных данным Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций -Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 г организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах (пункт 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001).
Банком России установлены требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отраженные в Положении N 375-П.
Статьей 851 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.
Отношения между банками и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 30 Федерального закона от 02.12.1990 г N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 г N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, в Федеральном законе Российской Федерации от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не содержатся нормы, позволяющие кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.
Осуществление банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах, во исполнение обязанностей, возложенных федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом.
Ответчиком надлежащих доказательств обоснованности начисления комиссии в материалы дела не представлено, а также доводы истца о необоснованном начислении комиссии не опровергнуты.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, в Федеральном законе Российской Федерации от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не содержатся нормы, позволяющие кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что денежные средства были получены ответчиком без имевшихся на то правовых оснований.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Требование истца об обязании восстановить действие договора банковского счета удовлетворению не подлежит, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Как указывал сам истец, ответчик отказался от договора в одностороннем порядке.
Согласно ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Суд оценивает заявленные требования на основании представленных в материалы дела документов.
Ответчиком доказательств возврата суммы неосновательного обогащения не представлено, доказательств наличия оснований пользования суммой неосновательного обогащения также не представлено.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в своей апелляционной жалобе заявитель не привел доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2021 года по делу N А40- 39981/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, установленным в ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39981/2021
Истец: ООО "КОНВЕРГО СЕРВИС"
Ответчик: АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЛОКО-БАНК"