г. Владимир |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А43-16480/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М. Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.07.2021 по делу N А43-16480/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наши продукты" (ИНН 5218002541, ОГРН 1175275081321) о признании недействительным уведомления Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.04.2021.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Евстифеева Н.А. на основании доверенности от 29.12.2020 N 566 сроком действия по 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Наши продукты" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) уведомлением от 19.04.2021 установило Обществу тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,50%, исходя из вида экономической деятельности "Разведение мясного и прочего крупного рогатого скота, включая буйволов, яков и др.", ОКВЭД 01.42.1, имеющего первый класс профессионального риска (19 класс).
Не согласившись с уведомлением Фонда, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 14.07.2020 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что документы для подтверждения основного вида экономической деятельности были направлены в филиал Фонда. По мнению Фонда, письмо общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор", в котором разработчик программного комплекса "СБИС Электронная отчетность" поясняет абоненту что сформировал и загрузил на шлюз файл, но не отправил его по назначению, факта отправки не подтверждает.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей, устанавливаются федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ) установлены страховые тарифы в размере от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.
Данные тарифы применяются в 2021 году в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 477-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами N 713, в пункте 8 которых определено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество документы, подтверждающие основной вид деятельности организации для установления страхового тарифа на 2021 год, в установленный в пункте 5 Порядка N 55 срок не представило, в связи с чем Фонд установил Обществу страховой тариф в размере 2,50 процента по виду деятельности "Разведение мясного и прочего крупного рогатого скота, включая буйволов, яков и др." (код ОКВЭД 01.42.1), относящегося к 1 классу профессионального риска.
Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Судом установлено, что Общество после вынесения уведомления от 19.04.2021 направило 21.04.2021 в Управление документы, необходимые для установления страхового тарифа на 2021 год, исходя из фактически осуществляемой им деятельности, что также подтверждается письмом ООО "Компания "Тензор", являющегося разработчиком программного комплекса "СБИС Электронная отчетность", от 07.07.2021 исх.N 0707135, и самим Фондом в отзыве.
Согласно представленным в материалы дела документам, заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложенной справкой - подтверждения основного вида экономической деятельности с датой отправки зарегистрировано, о чем указано в извещении о получении в статусе обработки запроса, однако 21.04.2020 в 03:00, согласно ответа с историей, не принято со ссылкой на Приказ от 31.01.2006 N 55, в связи с истечением срока подачи такого заявления.
У читывая, что Обществом принимались меры по подтверждению основного вида экономической деятельности и фактически Общество осуществляет деятельность по производству продукции из мяса убойных животных, код по ОКВЭД 10.13, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, где в разделе "Сведения о видах экономической деятельности по ОКВЭД" указано 10.13 "производство продукции из мяса убойных животных", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что уведомление от 19.04.2021 нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагается на Общество обязанность по начислению и перечислению страховщику страховых взносов, исходя из неправомерно установленного страхового тарифа.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал уведомление Фонда недействительным.
Доводы апелляционной жалобы установленные судом первой инстанции обстоятельства не опровергают.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.07.2021 по делу N А43-16480/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16480/2021
Истец: ООО "Наши продукты"
Ответчик: ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N11
Третье лицо: ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации