город Москва |
|
4 октября 2021 г. |
дело N А40-62453/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 04.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2021
по делу N А40-62453/21,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: ООО "Жилой массив" (ИНН: 7725536472)
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - Акшонова Ю.Н. по доверенности от 12.07.2021;
от заинтересованного лица - Владимирова Е.А. по доверенности от 30.08.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2021 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 30.12.2020 N КУВД-001/2020-15973337/2, MFС-0558/2020-430694 об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения от 17.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.10.2002 N М-07-022283 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 17.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.10.2002 N М-07-022283.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Жилой массив", представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители регистрирующего органа и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013005:103 по адресу: Москва, улица Удальцова, вл. 50, корп. 1 с ООО "Жилой массив", Винник Ю.М. оформлен договор аренды от 31.10.2002 N М-07-022283 для эксплуатации центра семейного досуга сроком до 31.10.2051.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке.
На основании обращения ООО "Жилой массив" от 17.08.2020 N 33-5-69701/20, в соответствии со ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35, п. 2 ст. 36.20 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) 17.09.2020 оформлено Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 31.10.2002 N М-07-022283, по условиям которого права и обязанности по договору переходят в соответствующей части от ООО "Жилой массив" в объеме, пропорционально зарегистрированным правам на нежилые помещения к Виннику Ю.М.
Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения.
По итогам рассмотрения заявления регистрирующим органом в адрес Департамента направлено уведомление от 30.12.2020 N КУВД-001/2020-15973337/2, MFC-0558/2020-430694 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения, по мотиву того, что сведения о виде разрешенного использования земельного участка в кадастре недвижимости не актуализированы; отсутствуют сведения о вспомогательных видах разрешенного использования для территориальной зоны с учетным номером 77.08.1.484 и сведения о соблюдении п. 3.3.5 Правил землепользования и застройки при выборе вспомогательных видов разрешенного использования.
Посчитав решение регистрирующего органа, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из превышения регистрирующим органом своих полномочий.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п. 3 ст. 29 Закона).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации).
Регистрирующий орган не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 452 ГК РФ).
При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
При этом в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении
договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013005:103 имеет вид
разрешенного использования - объекты размещения досуговых и клубных организаций
(1.2.7), для иных видов жилой застройки.
В соответствии со ст. ст. 1, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, которые утверждены постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013005:103 в границах территориальных зон с кодами - 3.2.2 (оказание социальной помощи населению), 3.6.1 (объекты культурно-досуговой деятельности), 4,8.1 (развлекательные мероприятия) 4.8.2 (проведение азартных игр).
В силу положений ч. 1 ст. 7, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
В соответствии с п. 2.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка.
Из содержания пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут осуществляться землепользователем на предоставленном ему участке.
Из материалов дела следует, что по условиям договора аренды земельный участок предоставлен арендаторам для целей эксплуатации центра семейного досуга.
Таким образом, цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:07:0013005:103, указанная в Дополнительном соглашении от 17.09.2020, не противоречит фактическому использованию земельного участка, функциональному назначению объектов недвижимости, расположенных в границах данного земельного участка, а также сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, содержащимся в Правилах землепользования и застройки и ЕГРН.
Из содержания п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. ч. 8-10 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о разрешенном использовании земельного участка не препятствует предоставлению земельного участка в аренду.
Дополнительным соглашением от 17.09.2020 договор аренды дополнен п. 5.6, согласно которому арендатор имеет право использовать участок под вспомогательные виды разрешенного использования при условии соблюдения условий и критериев, установленных правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Москвы.
Отказывая в регистрации Дополнительного соглашения от 17.09.2020 регистрирующим органом указано на отсутствие сведений о вспомогательных видах разрешенного использования для территориальной зоны с учетным номером 77.08.1.484 и сведений о соблюдении п. 3.3.5 Правил землепользования и застройки при выборе вспомогательных видов разрешенного использования.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено внесение вспомогательных видов разрешенного использования в ЕГРН, если суммарная доля общей площади объекта капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка составляет не более 25 % от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью правообладателя.
В соответствии с п. 3.3.4. Правил землепользования и застройки вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в п. 3.3.6. настоящих Правил (территориальные зоны, для которых предусмотрен основной вид разрешенного использования с кодами 5.1.3, 5.2, 9.0, 9.1, 9.2, 11.1, 12.0.2, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1,5, 1.6, 1.16, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, 1.17, 1.18. 2.1,2.2, 13.2).
Учитывая, что согласно Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013005:103 расположен в границах территориальных зон с кодами - 3.2.2, 3.6.1, 4.8,1, 4.8.2, положения п. 3.3.6. Правил землепользования и застройки не распространяются территориальные зоны, в которых расположен спорный земельный участок.
Нормами п. 3.3.5 Правил землепользования и застройки определены условия и критерии, при соблюдении которых допускается применение вспомогательных видов разрешенного использования: вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно-разрешенных для территориальной зоны, в которой находится земельный участок; вспомогательный вид разрешенного использования не может реализоваться без реализации основного вида разрешенного использования; в случае, если выбранный
вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно-разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объектов капитального строительства; суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25 % от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013005:103 может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соблюдения критериев, определенных постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Москвы".
В силу действующего законодательства, решение правообладателя о выборе вспомогательного вида разрешенного использования не требует дополнительных разрешений и согласований.
Таким образом, общество вправе само выбрать те вспомогательные виды разрешенного использования, которые предусмотрены Правилами N 120-ПП.
В рассматриваемом случае договор аренды не устанавливает вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка 77:07:0013005:103, а содержит условие о возможности их применения при соблюдении определенных критериев.
Дополнительное соглашение подписано без замечаний и разногласий, следовательно, между сторонами достигнуто соглашение по все существенным условиям.
Действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право разъяснять договорные отношения сторонам по сделке и давать оценки условиям договора и предшествующим заключению договора аренды документам.
Департамент городского имущества г. Москвы осуществляет управление и распоряжение земельными участками г. Москвы.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В данном случае условия Дополнительного соглашения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
В регистрирующий орган Департаментом представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе о не привлечении судом иного лица в качестве третьего лица проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-62453/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62453/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ЖИЛОЙ МАССИВ"