г. Москва |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А41-20732/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2021 года по делу N А41-20732/21 по иску ИП Гуменчука Владимира Васильевича к Администрации городского округа Серпухов Московской области, Комитету по управлению имуществом городского округа Серпухов, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения от 26.01.2021 N Р001- 5863229173-41792212 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:58:0010202:987,
УСТАНОВИЛ:
ИП Гуменчук В.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация), Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов (далее - комитет) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений:
- признать незаконным решение администрации об отказе предпринимателю в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 26.01.2021 N Р001-5863229173-41792212;
- обязать комитет в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:58:0010202:987, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, г. Серпухов, ул. Екатерины Дашковой, з/у 7.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41-20732/21 исковые требования ИП Гуменчука В.В. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
10.09.2021 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Администрации городского округа Серпухов Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ИП Гуменчука Владимира Васильевича возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.05.2020 ИП Гуменчук В.В. является собственником части нежилого здания с кадастровым номером 50:58:0010202:1031 - склады, площадью 408,9 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Екатерины Дашковой.
Данный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0010202:987, площадью 1823 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады.
Предприниматель, как собственник объекта недвижимости, обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:58:0010202:987 в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 26.01.2021 N Р001-5863229173-41792212 администрация отказала в предоставлении указанного земельного участка в собственность, указав качестве основания для отказа несоответствие фактического использования земельного участка и объекта капитального строительства, расположенного на нем, установленному виду разрешенного использования согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
Считая указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно данной статье, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в т.ч. если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:58:0010202:987 в собственность администрация сослалось на несоответствие фактического использования земельного участка и объекта капитального строительства, расположенного на нем, установленному виду разрешенного использования согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, что подтверждается актом осмотра от 11.01.2021.
Судом первой инстанции установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0010202:987, поставленном на кадастровый учет в 2018 году с видом разрешенного использования: "склады", расположено принадлежащая заявителю часть нежилого здания - склады, площадью 408,9 кв. м, приобретенное заявителем на основании договора купли-продажи от 07.04.2016, о чем в ЕГРН внесена запись от 13.05.2020 N 50:58:0010202:1031-50/001/2020-1.
При этом, право собственности на данный объект не оспорено.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.01.2021 ИП Гуменчук В.В. в разделе "Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) в сведениях о дополнительных видах деятельности пункт 58 указан код и наименование вида деятельности 52.10 "Деятельность по складированию и хранению".
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:58:0010202:987 имеет вид разрешенного использования "склады", объект недвижимого имущества, расположенный в границах испрашиваемого земельного участка и принадлежащий заявителю на праве собственности носит наименование - часть нежилого здания - склады.
Таким образом судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что целевое назначение принадлежащего заявителю объекта: часть нежилого здания - склады (площадь 408,9 кв. м) соответствует виду разрешенного использования "Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг" (код 3.1.2).
На стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции в материалы дела представлен договор ответственного хранения от 03.02.2021, заключенного между ИП Гуменчук В.В. (ответственный хранитель) и ООО "Техстройсервис" (поклажедатель), согласно которому ответственный хранитель принимает на хранение, обязуется обеспечить сохранность имущества, возвратить его в надлежащем состоянии и нести ответственность за его утрату. Место хранение вещи: Московская область, г. Серпухов, ул. Екатерины Дашковой, владение 7 (пункт 1.3).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленными в материалы дела актами о приеме-передаче и актами о возврате товарно-материальных ценностей подтверждается факт оказания услуг по договору ответственного хранения от 03.02.2021.
Таким образом, доказательств несоответствия вида разрешенного использования испрашиваемого заявителем земельного участка целям использования здания, администрация в материалы дела не представила.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При данных обстоятельствах администрацией не представлены доказательства наличия достаточных правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:58:0010202:987.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, указанному заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
В соответствии с Решение Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 19.12.2005 N 75/9 (редакция от 09.07.2015) "Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом города Серпухова" основными задачами Комитета является: передача в аренду объектов недвижимости, имущественных комплексов, а также земельных участков, являющихся собственностью Муниципального образования или находящихся в его введении, управление и распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Серпухова путем предоставления в аренду юридически лицам и гражданам земельных участков.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельной ссылку ответчика на акт осмотра земельного участка от 11.01.2021, поскольку данный акт не подтверждает несоответствие фактического использования земельного участка и объекта капитального строительства, расположенного на нем, установленному виду разрешенного использования. Согласно приложенным к акту фотоматериалам, на момент проведения проверки в складском помещении были частично размещены строительные материалы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 года по делу N А41-20732/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20732/2021
Истец: ИП Гуменчук Владимир Васильевич
Ответчик: Администрация городского округа Серпухов Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ