г. Самара |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А49-1688/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 июля 2021 года по делу N А49-1688/2021 (судья Иртуганова Г.К.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" (Гагарина ул., д. 11Б, Пенза г., 440039; ИНН 7702743761, ОГРН 1107746839463)
к 1. Муниципальному казенному предприятию "Теплоснабжение г. Пензы" (Некрасова ул., д. 34, г. Пенза, 440008; ИНН 5836013530; ОГРН 1075836002450);
2. Муниципальному образованию городу Пензе в лице Управления муниципального имущества города Пензы (М. Жукова пл., д. 4, Пенза г., 440000; ИНН 5836013675; ОГРН 1095836002481),
о взыскании 4 141 837,73 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному предприятию "Теплоснабжение г. Пензы", муниципальному образованию - город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы о взыскании с ответчиков задолженности за потребленную электроэнергию в декабре 2020 года в размере 4 130 246,08 руб., пеней за период с 21.01.2021 по 03.02.2021 в размере 11 591,65 руб. и с 04.02.2021 по день фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 01 июля 2021 года иск общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" удовлетворен полностью, судебные расходы отнесены на ответчиков, с муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы", а в случае недостаточности его имущества в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы за счет казны муниципального образования г. Пенза в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" взыскана задолженность за поставленную в декабре 2020 года электроэнергию в размере 4 130 246,08 руб., пени за период с 21.01.2021 по 03.02.2021 в размере 11 591,65 руб., пени, начиная с 04.02.2021 по день фактического исполнения обязательства, расходы по оплате госпошлины в размере 43 709 руб., почтовые расходы в размере 287 руб.
В апелляционной жалобе МКП "Теплоснабжение г. Пензы" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 июля 2021 года по делу N А49-1688/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором ООО "ТНС энерго Пенза" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 июля 2021 года по делу N А49-1688/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную. Кроме того, истец просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (п. 2 ст. 307, 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
По смыслу пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие письменных договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
В соответствии с пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее также - Основные положения N 442), если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что 2 августа 2007 года между открытым акционерным обществом "Пензенская энергосбытовая компания" (Гарантирующим поставщиком) и МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (Покупателем) был заключен договор энергоснабжения N 2476 (в редакции протокола разногласий, протокола согласования разногласий и дополнительного соглашения к нему, далее также - Договор), в соответствии с условиями которого Гарантирующий поставщик принял на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения оговоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией и мощностью, а Покупатель - принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и услуги (п. 1.1 Договора).
Данный Договор заключен сторонами на срок по 31.12.2007 с условием о его дальнейшей автоматической пролонгации на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (п. 9.1 Договора).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.01.2013 N 29 в связи с лишением ОАО "Пензаэнергосбыт" статуса субъекта оптового рынка, исключения его из реестра субъектов оптового рынка и прекращения в отношении ОАО "Пензаэнергосбыт" поставки электрической энергии и мощности на оптовом рынке, статус гарантирующего поставщика присвоен ОАО "МРСК Волги" с 01.02.2013 в отношении зоны деятельности ОАО "Пензаэнергосбыт". ОАО "МРСК Волги" переданы все функции по энергоснабжению потребителей, которые ранее выполнялись ОАО "Пензаэнергосбыт".
Таким образом, в силу закона обязательства ОАО "Пензаэнергосбыт" как Гарантирующего поставщика по Договору прекратились с 01.02.2013.
Согласно п. 14 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений в случаях, установленных в настоящем разделе.
В п. 15 Основных положений указывается, что принятие организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах ее зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения указанных потребителей осуществляется в случае присвоения указанной организации статуса гарантирующего поставщика. Доказательств обращения МКП "Теплоснабжение г. Пензы" к новому гарантирующему поставщику (ОАО "МРСК Волги") для заключения договора энергоснабжения суду не представлено. Не представлено в материалы дела и трехстороннее соглашение о передаче ОАО "Пензаэнергосбыт" своих прав и обязанностей по Договору ОАО "МРСК Волги".
Определением от 07.05.2013 по делу N А49-3135/2013 к производству Арбитражного суда Пензенской области принято заявление о признании ОАО "Пензаэнергосбыт" несостоятельным (банкротом).
С 17 июня 2013 года в отношении ОАО "Пензаэнергосбыт" на основании определения арбитражного суда введена процедура наблюдения.
Определением от 16.12.2013 ОАО "Пензаэнергосбыт" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, которое впоследствии неоднократно продлевалось.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 N 910 статус гарантирующего поставщика на территории Пензенской области с 01.01.2014 присвоен ООО "Энерготрейдинг".
9 января 2014 года между ОАО "Пензаэнергосбыт", ООО "Энерготрейдинг" и МКП "Теплоснабжение г. Пензы" подписано соглашение, предусматривающее передачу с 01.01.2014 прав и обязанностей Гарантирующего поставщика по Договору от ОАО "Пензаэнергосбыт" к ООО "Энерготрейдинг" (впоследствии переименовано в ООО "ТНС энерго Пенза", о чем в ЕГРЮЛ 06.08.2014 внесена соответствующая запись за ГРН 2145835044529).
Вместе с тем, к моменту заключения трехстороннего соглашения обязательства ОАО "Пензаэнергосбыт" по Договору уже прекратились в силу закона в связи с утратой им статуса гарантирующего поставщика и невозможностью исполнения обязательств по поставке электроэнергии. При таких обстоятельствах ОАО "Пензаэнергосбыт" не вправе было подписывать вышеуказанное трехстороннее соглашение и передавать несуществующие права и обязанности по Договору, заключенному с ответчиком.
В этом случае в силу Основных положений истец, являясь новым гарантирующим поставщиком, должен совершать действия по принятию на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений.
Доказательства обращения МКП "Теплоснабжение г. Пензы" к истцу и заключения с ним договора энергоснабжения в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах условия Договора между ООО "Энерготрейдинг" (в настоящее время - ООО "ТНС энерго Пенза") и ответчиком не действуют.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что несмотря на отсутствие договорных отношений МКП "Теплоснабжение г. Пензы" продолжало через присоединенную сеть получать электрическую энергию.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что между ООО "ТНС энерго Пенза" и МКП "Теплоснабжение г. Пензы" сложились фактические отношения по договору энергоснабжения.
Так, в декабре 2020 года ООО "ТНС энерго Пенза" поставило МКП "Теплоснабжение г. Пензы" электрическую энергию на общую сумму 7 130 246,08 руб. Факт поставки ресурса ответчику-1 и его объем подтверждаются представленными в материалы дела документами (в т.ч. сведениями об объеме потребления электроэнергии (акт снятия показаний приборов учета) и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Для оплаты потребленной в спорный период электроэнергии ответчику выставлена счет-фактура N 1105/43964/01 от 31.12.2020 (л.д. 60), которая ответчиком в полном объеме оплачена не была. Задолженность ответчика по состоянию на дату рассмотрения настоящего спора составляет 4 130 246,08 руб.
Исходя из статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения обязательств по оплате поставленного ресурса ответчиками не оспорен, доказательства, опровергающие доводы истца, в материалах дела отсутствуют, арбитражный суд с учетом положений п. 3.1 ст. 70 АПК РФ, признал обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, установленными и признанными ответчиками.
На основании изложенного и принимая во внимание, что факт и объем поставки электрической энергии подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, расчет истца судом проверен и признан правильным, а также учитывая отсутствие в материалах дела доказательств оплаты ответчиками всей стоимости поставленной электроэнергии в спорный период, арбитражный суд, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 539, 544 ГК РФ, пришел к верному выводу о том, что исковое требование истца о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию за декабрь 2020 года в размере 4 130 246,08 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В рамках настоящего дела истцом также заявлены требования о взыскании денежных средств с муниципального образования "город Пенза" в порядке субсидиарной ответственности в случае недостаточности имущества МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Из содержания пункта 6 статьи 113 ГК РФ, а также пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее также - Закон N 161 -ФЗ) следует, что собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 2 Закона N 161 -ФЗ).
Уставом МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (п. 1.2 Устава) установлено, что собственником имущества предприятия является муниципальное образование город Пенза, полномочия которого в соответствии с нормативными правовыми актами города Пензы осуществляет администрация города Пенза, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы.
На основании решения Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 55-6/5 вместо Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы было создано Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, которое было наделено всеми правами и обязанностями Комитета.
Решением Пензенской городской Думы от 30.11.2017 N 831-39/6 установлено, что Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы с 29.05.2009 является правопреемником Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы по всем правоотношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Пензы.
Полномочия собственника имущества МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в соответствии с нормативными правовыми актами города Пензы осуществляли администрация города Пензы и Управление муниципального имущества администрации г.Пензы (впоследствии изменило свое наименование на основании решения Пензенской городской Думы от 30.08.2019 N 1274-60/6 на Управление муниципального имущества г.Пензы, о чем 24.09.2019 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2195835269386) в рамках своей компетенции.
На основании решения Пензенской городской Думы от 28.06.2019 N 1242-59/6 в Устав города Пензы внесены изменения, согласно которым только Управление осуществляет права собственника имущества муниципальных предприятий и учреждений (п. 1.15 ст. 44.1 Устава г. Пензы), осуществляет полномочия, связанные с владением, пользованием и распоряжением имущества, находящимся в муниципальной собственности города Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями Пензенской городской Думы (п. 1.1. ст. 44.1 Устава г. Пензы), является главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, в рамках своих полномочий (п. 1.27 ст. 44.1 Устава г. Пензы).
После внесения изменений в Устав г. Пензы Администрация утратила полномочия по содержанию и распоряжению муниципальной собственностью.
В соответствии с Положением об Управлении муниципального имущества города Пензы, утвержденным постановлением администрации г. Пензы от 16.09.2019 N 1775, Управление осуществляет права собственника имущества муниципальных предприятий и учреждений от имени; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятия и в оперативное управление муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также переданного в установленном порядке иным лицам; в соответствии с законодательством представляет интересы муниципального образования город Пенза в организациях всех форм собственности по вопросам установленной компетенции, выступает истцом и ответчиком в судах по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления; является главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, в рамках своих полномочий; является главным администратором доходов бюджета города Пензы и главным администратором источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города в случаях и порядке, установленным бюджетным законодательством (п.п. 2.2.15, 2.2.17, 2.2.24, 2.2.27, 2.2.28 Положения).
Таким образом, собственником имущества МКП "Теплоснабжение г.Пензы" в спорный период являлось муниципальное образование "город Пенза", полномочным представителем которого в силу п. 1.15 ст. 44.1 Устава города Пензы являлось УМИ г.Пензы.
При этом в данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования за счет его казны.
Указанный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Из системного толкования положений статей 113, 399 ГК РФ, части 3 статьи 7 Закона N 161-ФЗ следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества казенного предприятия является дополнительной к ответственности последнего, являющегося основным должником. Она наступает только при недостаточности имущества у данного предприятия, которая может быть установлена на стадии исполнения судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
При этом положения статьи 399 ГК РФ не устанавливают обязательный досудебный порядок урегулирования спора с субсидиарным должником. Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит нормам пункта 1 статьи 399 ГК РФ; в этом случае вопрос об имущественном положении казенного предприятия при рассмотрении дела не является значимым, поскольку субсидиарная ответственность муниципального образования наступит лишь в случае установления с соблюдением предусмотренного законом порядка при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него имущества.
Учитывая организационно-правовую форму основного должника - казенное предприятие, взыскание в субсидиарном порядке обусловлено не финансированием, а обязанностью собственника имущества созданного им казенного предприятия, которая возложена на него законом.
Таким образом, именно собственник имущества казенного предприятия - публично-правовое образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.
Поскольку УМИ г.Пензы является полномочным представителем собственника имущества МКП "Теплоснабжение г.Пензы", постольку сумма долга в размере 4 130 246,08 руб. подлежит взысканию в субсидиарном порядке с муниципального образования "город Пенза" в лице Управления муниципального имущества г.Пензы за счет казны муниципального образования "город Пенза".
Кроме того, в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате поставленной в декабре 2020 года электрической энергии истец просит взыскать с ответчиков пеню, начисленную за период с 21.01.2021 по 03.02.2021, в сумме 11 591,65 руб., а также пеню, начисленную с 04.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств помимо прочего может обеспечиваться неустойкой.
По смыслу статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ). При этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (п.2 ст. 332 ГК РФ).
Ответственность за нарушение теплоснабжающими организациями (едиными теплоснабжающими организациями), организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, сроков оплаты электрической энергии гарантирующему поставщику установлена абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике.
Поскольку письменное соглашение об уплате неустойки (пени) в большем размере, чем предусмотрено названной нормой закона, между сторонами не заключено, постольку в силу положений действующего законодательства за нарушение МКП "Теплоснабжение г. Пензы" обязательств по оплате электрической энергии подлежит применению установленная абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике законная неустойка (пени) в следующем размере: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты (в течение 60 дней со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты), 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ (начиная с 61 дня по 90 день просрочки) и 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (начиная с 91 дня по день фактической оплаты).
В соответствии с п. 82 Основных положений поставленная электрическая энергия должна оплачиваться МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (в рассматриваемом случае до 18.12.2020 - за декабрь 2020 года).
По расчету истца сумма неустойки (пени) за период с 21.01.2021 по 03.02.2021 в размере 11 591,65 руб.
Расчет истца судом проверен и признан правильным.
Из пункта 1 и 2 статьи 333 ГК РФ, а также пунктов 69, 71 и 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что снижение неустойки, подлежащей уплате должником, допускается только по обоснованному его заявлению в случаях, если начисленная кредитором неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
При этом бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"). Между тем возражений по методике расчета пени, сумме пени и периоду их начисления, а также о несоразмерности суммы пени последствиям нарушения обязательства ответчиками не заявлено, контррасчет не представлен.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается нарушение обязательств по оплате электрической энергии, поставленной в декабре 2020 года, доказательства наличия обстоятельств, определенных ст. 401 ГК РФ в качестве оснований освобождения от ответственности лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство, ответчики не представили, арбитражный суд, руководствуясь статьями 330, 332 ГК РФ, абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пришел к верному выводу о том, что исковые требования ООО "ТНС энерго Пенза" о взыскании с МКП "Теплоснабжение г. Пензы", а при недостаточности его имущества с муниципального образования "город Пенза" в лице УМИ г.Пензы (субсидиарного должника) законной неустойки (пени) в размере 11 591,65 руб. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве) (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд правильно признал обоснованным и требование истца о взыскании с МКП "Теплоснабжение г. Пензы", а при недостаточности его имущества с муниципального образования "город Пенза" в лице УМИ г.Пензы (субсидиарного должника) законной неустойки (пени), начисленной на сумму основного долга, начиная с 04.02.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Довод подателя жалобы о том, что истцом не соблюден претензионный порядок, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку он противоречит материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы о недоказанности истцом наличия на стороне ответчика долга в спорной сумме, также противоречат материалам дела и отклоняются апелляционным судом. Факт поставки ресурса ответчику-1 и его объем подтверждаются представленными в материалы дела документами (в т.ч. сведениями об объеме потребления электроэнергии (акт снятия показаний приборов учета).Объемы поставленных ресурсов, их расчеты, ответчиком не оспорены и не опровергнуты, доказательства оплаты поставленных ответчику ресурсов, последним не представлены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции МКП "Теплоснабжение г. Пензы" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, учитывая отказ в удовлетворении жалобы, с МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 июля 2021 года по делу N А49-1688/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1688/2021
Истец: ООО "ТНС энерго Пенза"
Ответчик: город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы, МКП "Теплоснабжение г.Пензы", МО город Пенза в лице Управления муниципального имущества города Пензы, Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение города Пензы"