г. Челябинск |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А34-3119/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Курганской области от 01 июня 2021 г. по делу N А34-3119/2021.
Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Эверест") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 01.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 31.05.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что ООО "Эверест" нарушены требования статьи 20, статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), а также требования пункта 13.2 статьи 2, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее -Федеральный закон N 171-ФЗ).
По мнению апеллянта, ООО "Эверест" имело объективную возможность исполнения требований Федерального закона N 29-ФЗ путем организации и проведения производственного контроля за качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота алкогольной продукции (пивных напитков). Однако, ООО "Эверест" не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм, осуществив оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании задания административного органа (т. 1 л.д. 25) на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 29.07.2020 N пп5-621/04-06, проведен анализ сведений об обороте алкогольной продукции (пивных напитков), зафиксированных в ЕГАИС по состоянию на 29.07.2020, в отношении ООО "Эверест", которое осуществляет свою деятельность по адресу Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 171 А.
О результатах мероприятий составлен отчет от 29.07.2020 (т. 1 л.д. 26-29).
29.07.2020 определением административного органа N АП04-2020/104-ЮЛ в отношении ООО "Эверест" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования (т. 1 л.д. 66-69).
Поводом к возбуждению дела послужили сведения о том, что ООО "Эверест" приобретало пивные напитки, в том числе у производителей ООО "Водоцикл", ООО "Производственный комплекс "Возрождение", ООО "Бавария", которые изготовлены с нарушением требований технических регламентов.
Данные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствовали о том, что общество осуществляет оборот алкогольной продукции (пивных напитков), не соответствующей требованиям государственных стандартов.
На основании приказа административного органа от 29.07.2020 N 219 (т. 1 л.д. 74-75) о проведении процессуальных действий в отношении общества, в период с 04.08.2020 по 05.08.2020 сотрудниками административного органа осуществлен выезд к месту нахождения общества по вышеуказанному адресу с целью совершения процессуальных действий для проведения административного расследования.
04.08.2020 уполномоченными должностными лицами административного органа в присутствии двух понятых и представителя ООО "Эверест" по доверенности Лукашиной Н.С., составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N АП04-2020/104-ЮЛ (т. 1 л.д. 78-84).
В ходе осмотра установлено, что по адресу г. Курган, ул. Омская, 171 А расположено складское помещение, в котором общество осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции (пива и пивных напитков).
В данном складском помещении находится алкогольная продукция (пивные напитки) производства ООО "Водоцикл", ООО "Производственный комплекс "Возрождение", ООО "Бавария", ООО "Респект Групп", принадлежащей ООО "Эверест", а именно:
- напиток пивной "Со вкусом апельсина" нефильтрованный пастеризованный, емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 23.12.2019, производитель ООО "Водоцикл" в количестве 209 штук;
- напиток пивной "Со вкусом белого винограда" пастеризованный, емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 04.02.2020, производитель ООО "Водоцикл" в количестве 162 штук;
- напиток пивной "Со вкусом лимона" нефильтрованный пастеризованный, емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 09.02.2020, производитель ООО "Водоцикл" в количестве 267 штук;
- пивной напиток "Со вкусом вишни", емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 26.01.2020, производитель ООО "Производственный комплекс "Возрождение" в количестве 230 штук;
- пивной напиток "Со вкусом граната", емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 02.02.2020, производитель ООО "Производственный комплекс "Возрождение" в количестве 60 штук;
- пивной напиток "Со вкусом клюквы", емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 03.02.2020, производитель ООО "Производственный комплекс "Возрождение" в количестве 50 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом апельсина" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 14.04.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 466 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом белого винограда" с добавлением натурального сока, емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 06.07.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 474 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом вишни" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 19.05.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 304 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом клубники" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 20.05.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 366 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом лимона" с добавлением натурального сока, емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 29.04.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 354 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом лимона" с добавлением натурального сока, емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 06.07.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 383 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Тропический микс" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 20.05.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 258 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом клюквы" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 06.07.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 294 штук;
- пивной напиток "Со вкусом вишни" пастеризованный, емк. 0,45 л., крепость 6,7%. дата розлива 31.07.2019, производитель ООО "Респект Групп" в количестве 263 штук;
- пивной напиток "Со вкусом коктейля "Джин-Тоник" пастеризованный, емк. 0,45 л., крепость 6,7%. дата розлива 01.08.2019, производитель ООО "Респект Групп" в количестве 123 штук;
- пивной напиток "Со вкусом лимона" пастеризованный, емк. 0,45 л., крепость 6,7%, дата розлива 01.08.2019, производитель ООО "Респект Групп" в количестве 206 штук.
Общее количество пивных напитков, включенных в протокол осмотра, составило 4 469 шт.
04.08.2020 административным органом составлен протокол о взятии проб и образцов N АП04-2020/104-ЮЛ (т.1, л.д. 85-87), согласно которому взяты образцы алкогольной продукции, необходимые для проведения экспертизы соответствия продукции требованиям действующих технических регламентов и стандартов. Общее количество пивных напитков, отобранных для производства экспертизы, составило 85 шт.
04.08.2020 административный орган протоколом ареста N АП04-2020/104-ЮЛ (т.1, л.д. 88-91) осуществил арест следующей алкогольной продукции:
- напиток пивной "Со вкусом апельсина" нефильтрованный пастеризованный, емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 23.12.2019, производитель ООО "Водоцикл" в количестве 209 штук;
- напиток пивной "Со вкусом белого винограда" пастеризованный, емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 04.02.2020, производитель ООО "Водоцикл" в количестве 162 штук;
- напиток пивной "Со вкусом лимона" нефильтрованный пастеризованный, емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 09.02.2020, производитель ООО "Водоцикл" в количестве 267 штук;
- пивной напиток "Со вкусом вишни", емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 26.01.2020, производитель ООО "Производственный комплекс "Возрождение" в количестве 230 штук;
- пивной напиток "Со вкусом граната", емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 02.02.2020, производитель ООО "Производственный комплекс "Возрождение" в количестве 60 штук;
- пивной напиток "Со вкусом клюквы", емк. 1,3 л., крепость 6,7%, дата розлива 03.02.2020, производитель ООО "Производственный комплекс "Возрождение" в количестве 50 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом апельсина" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 14.04.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 466 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом белого винограда" с добавлением натурального сока, емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 06.07.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 474 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом вишни" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 19.05.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 304 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом клубники" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 20.05.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 366 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом лимона" с добавлением натурального сока, емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 29.04.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 354 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом лимона" с добавлением натурального сока, емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 06.07.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 383 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Тропический микс" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 20.05.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 258 штук;
- напиток, изготовленный на основе пива (пивной напиток) фильтрованный пастеризованный "Со вкусом клюквы" с добавлением натурального сока ТМ "НЕПИВО", емк. 1,5 л., крепость 6,7%, дата розлива 06.07.2020, производитель ООО "Бавария" в количестве 294 штук;
- пивной напиток "Со вкусом вишни" пастеризованный, емк. 0,45 л., крепость 6,7%. дата розлива 31.07.2019, производитель ООО "Респект Групп" в количестве 263 штук;
- пивной напиток "Со вкусом коктейля "Джин-Тоник" пастеризованный, емк. 0,45 л., крепость 6,7%. дата розлива 01.08.2019, производитель ООО "Респект Групп" в количестве 123 штук;
- пивной напиток "Со вкусом лимона" пастеризованный, емк. 0,45 л., крепость 6,7%, дата розлива 01.08.2019, производитель ООО "Респект Групп" в количестве 206 штук.
Общее количество пивных напитков, арестованных названным протоколом ареста, составило 4384 шт.
Данное арестованное имущество в количестве 4384 шт. (бутылок) передано на хранение представителю ООО "Эверест" по доверенности Лукашиной Н.С.
Определениями от 04.08.2020 (т. 1 л.д. 92-103) административным органом назначены экспертизы, производство которых поручено экспертам экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, а также экспертам экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу по Республике Крым и г. Севастополю.
Перед экспертами поставлены вопросы:
1. подтвердить, либо опровергнуть соответствие понятию "Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) в соответствии с пунктом 13.2 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
2. подтвердить либо опровергнуть соответствие требованиям ГОСТ Р 55292-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1480-ст (далее - ГОСТ Р 55292-2012).
Результаты экспертиз изложены в экспертных заключениях N Ээ9-21 от 22.09.2020 (т. 2 л.д. 3-14), N Ээ9-22 от 22.09.2020 (т. 2 л.д. 21-31), N Ээ9-23 от 22.09.2020 (т. 2 л.д. 38-59), N Ээ9-24 от 22.09.2020 (т. 2 л.д. 76-86), а также в соответствующих протоколах испытаний.
Эксперты пришли к выводам о том, что представленные на испытания образцы пивных напитков не соответствуют определению понятия "Пивной напиток", установленного Федеральным законом N 171-ФЗ и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим (вкус, цвет и аромат) и физико-химическим показателям в части пенообразования (высота пены, пеностойкость). Представленные для проведения экспертизы образцы содержат консерванты и подсластители, которые не допускается использовать в напитках на основе пива (пивных напитках). Консерванты и подсластители не являются компонентами, улучшающими качество продукта. Также в процессе экспертизы установлено, что представленные на испытания образцы алкогольной продукции (пивных напитков) органического состава летучих компонентов не содержат, что может свидетельствовать об отсутствии в образцах продуктов брожения, характерных для пива светлого, что является несоответствием термину "Пивной напиток", закрепленному в ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" и созвучному с термином, закрепленным в Законе N 171-ФЗ.
Административный орган пришел к выводу, что ООО "Эверест" нарушены требования положений статей 20, 22 Федерального закона N 29-ФЗ, пункта 13.2 статьи 2, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
По результатам административного расследования и проведенных экспертиз в отношении общества 02.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, N АП04-2020/104-ЮЛ (т. 2 л.д. 97-105).
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Эверест" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, исходил из того, что административным органом надлежащим образом не доказан состав вменяемого правонарушения в действиях ООО "Эверест".
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Таким образом, объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по статье 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения, в том числе, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
В силу статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ.
Абзацем 5 пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
В пункте 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Согласно статье 1 Федерального закона N 29-ФЗ под нормативными документами понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 9 Федерального закона N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно статье 20, статье 22 Федерального закона N 29-ФЗ, при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов, а также обязаны организовывать и проводить производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям их изготовления и оборота.
Пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) содержит положение о том, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 30.07.2002 N 26 "О введении программ производственного контроля" с 01.08.2002 введена примерная программа производственного контроля на предприятиях торговли. В частности, пункт 5 примерной программы предполагает такое мероприятие, как "проверка качества поступающей на реализацию продукции - документальная и органолептическая, а также сроков и условий ее транспортировки, хранения и реализации", периодичность - "постоянно".
Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10.03.2009 утверждены примерные типовые программы проведения производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях бытового обслуживания населения (далее - типовые программы) (письмо Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.04.2009 N 01/4801-9-32). Согласно данным типовым программам, организации оптовой продовольственной торговли включены в перечень объектов, на которых выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля обязательно.
Раздел 1.4 типовых программ содержит "Примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в организациях продовольственной торговли", подразумевающую, что объекты оптовой торговли пищевыми продуктами должны осуществлять входной контроль качества и безопасности поступающих пищевых продуктов, сырья и полуфабрикатов по каждой партии продукции, включая контроль соответствия видов и наименований поступившей продукции маркировке на упаковке и товарно-сопроводительной документации; контроль соответствия принадлежности продукции к партии, указанной в сопроводительной документации; контроль соответствия упаковки и маркировки товара требованиям санитарных правил и нормативов, государственных стандартов (объем информации, наличие текста на русском языке и т.д.).
Также, согласно рассматриваемому разделу 1.4 типовых программ, объекты оптовой торговли пищевыми продуктами должны осуществлять контроль безопасности пищевых продуктов, сырья и полуфабрикатов, заключающийся в выборочном лабораторном контроле пищевой продукции на этапе ее реализации (органолептические, физико-химические и микробиологические показатели).
Указанные требования напрямую относятся к обороту пивных напитков, так как согласно статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ, напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), относятся к алкогольной продукции, а алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (части 1 и 2 статьи 32 Федерального закона N 52-ФЗ).
Требования к организации производственного контроля установлены Санитарными правилами СП 1.1.1058-01.
Согласно пункту 1.5 Санитарных правил 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных 10.07.2001 Государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - СП 1.1.1058-01), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает в себя, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Вместе с тем, пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 определено, что производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний осуществляется на следующих категориях объектов: промышленные предприятия; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений; объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах); общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность; при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.
Перечень объектов, в отношении которых должен проводиться производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО "Эверест" указанными объектами, перечисленными пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01, не располагает и перечисленные виды деятельности не осуществляет. Данное обстоятельство сторонами не оспорено.
Между тем, Управлением установлено несоответствие реализуемой им продукции вышеуказанным требованиям ГОСТ Р 55292-2012.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям ГОСТа является следствием деяний самого ООО "Эверест" (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.), учитывая, что ООО "Эверест" является одним из посредников (оптовых покупателей) поставки спорной алкогольной продукции от ее непосредственного производителя.
В ходе производства по делу об административном правонарушении управлением не исследован вопрос о наличии у ООО "Эверест" объективной возможности выявить нарушения качества приобретенного им товара в целях дальнейшей реализации.
Как указано, общество не относится объектам, в отношении которых должен проводиться производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
Между тем на изъятую алкогольную продукцию у ООО "Эверест" имелись необходимые сопроводительные документы (статья 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ). Сама по себе обязанность по проведению производственного контроля не означает, что весь закупаемый товар должен быть проверен продавцом. При этом обществу не вменено невыполнение обязанности, связанной с визуальным осмотром товара, не указаны признаки, по которым общество при визуальном осмотре могло сделать вывод о несоответствии товара техническим регламентам.
Таким образом, установленных управлением обстоятельств недостаточно для квалификации действий ООО "Эверест" по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 304-АД17-7163, от 11.06.2019 N 305-ЭС19-8087.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований управления о привлечении ООО "Эверест" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01 июня 2021 г. по делу N А34-3119/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3119/2021
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Эверест"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд