г. Москва |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А40-70572/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2021 по делу N А40-70572/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507);
2) ООО "Деметра" (ОГРН 1054001002550)
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Кодзокова А.Б. по доверенности от 23.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. Кодзокова А.Б. по доверенности от 17.03.2021; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, заинтересованное лицо) Москве от 01.03.2021 г. N КУВД-001/2020-24856828/3 (MFC-0558/2020-808227) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.04.2020 г. N И-05-001897 и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрации договора аренды от 09.04.2020 г. N И-05-001897.
Решением от 09.07.2021 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Департамента, Правительства города Москвы поддержали решение суда первой инстанции.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 19.11.2020 N MFC-0558/2020-808227-1 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 09.04.2020 N И-05-001897 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0006005:2416, находящегося по адресу: г. Москва, Проектируемый N262 пр-д, вл. 1.
Уведомлением от 30.11.2020 N MFC-0558/2020-808227 Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 09.04.2020 N И-05-001897.
Департаментом было направлено письмо от 22.01.2021 ДГИ-И-3781/21 с ответом на обозначенные Управлением Росреестра по Москве недостатки.
Уведомлением от 01.03.2021 N КУВД-001/2020-24856828/3 (MFC-0558/2020- 808227) Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.04.2020 N И- 05-001897, в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Частью 1 статьи 14 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке. В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости. Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 5 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления
государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации), действующим законодательством не предусмотрено право государственного регистратора проверять и оценивать условия подлежащего регистрации договора, не относящиеся к непосредственной его компетенции (государственному кадастровому учету и государственной регистрации перехода прав).
Частью 1 статьи 51 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством
государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права заявитель обязан представить на государственную регистрацию договора аренды только те документы, которые необходимы для государственной регистрации обременения того объекта недвижимости, в отношении которого установлены обременения, и который указан в заявлении о государственной регистрации; правовая экспертиза проводится регистрирующим органом только в отношении тех документов, которые представлены для осуществления регистрации обременений в отношении указанных заявителем объектов недвижимости.
Заявитель обратился за государственной регистрацией ограничения в виде аренды, предоставив в качестве документов - оснований договор аренды от 09.04.2020 N И-05-001897, предметом которого является передача в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:05:0006005:2416, находящегося по адресу: г. Москва, Проектируемый N262 пр-д, вл. 1.
Как следует из уведомления, основанием для приостановления регистрационных действий и последующего отказа послужило то обстоятельство, что представленный на государственную регистрацию договор аренды противоречит земельному
законодательству в части срока аренды.
В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи.
На основании п. 9 ст. 39.8 ЗК РФ, В случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов всоответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта. В случае, предусмотренном пунктом 7.1 настоящей статьи, срок договора аренды земельного участка устанавливается также с учетом срока, необходимого для осуществления сноса самовольной постройки или реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.
В силу ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Договор от 09.04.2020 N И-05-001897 был заключен с ООО "Деметра" по результатам проведенных торгов в соответствии с протоколом о результатах торгов от 30.01.2020 N3/2020. Условия торгов были определены распоряжением Департамента от 02.12.2019 N48023. Таким образом, на момент определения условий торгов, их проведения, подведения итогов и заключения договора, приказ Минстроя России от 15.05.2020 N264/пр не действовал. Действовавшим актом, на тот момент, являлся приказ Минстроя России от 27.02.2015 N137/пр.
В соответствии с приложением к указанному приказу, общим сроком, необходимым для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, для объектов площадью до 1 500 кв.м был определен срок в размере 9 месяцев.
В соответствии с п. 1.4 Договора, земельный участок предоставляется для целей строительства и эксплуатации объекта транспортного обслуживания с суммарной поэтажной площадью 1 060,56 кв.м.
Согласно п. 2.1 Договора, он заключается на срок 1 год 6 месяцев, что соответствует двукратному сроку, установленному в соответствии с приказом Минстроя России от 27.02.2015 N 137/пр, и соответствует требованиям к срокам заключаемых договоров аренды, установленных ст. 39.8 ЗК РФ.
Об установлении особого порядка определения сроков прямо указывают положения пп. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, на которые ссылалось Управление Росреестра в своем отказе.
Таким образом, срок договора аренды соответствует положениям земельного законодательства РФ и не противоречит установленным нормативным требованиям.
Кроме того, Управление Росреестра по Москве ссылалось на то, что договор аренды не содержит полный перечень ограничений, зафиксированный в ГПЗУ N RU77-217000-043226.
Согласно п. 1 ст. 57.3 ГрК РФ, Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
На основании п. 2 ст. 57.3 ГрК РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной
информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 10 ст. 57.3 ГрК РФ, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В соответствии с п. 1.4 договора аренды от 09.04.2020 N И-05-001897, строительство объекта должно осуществляться в соответствии с утвержденным ГПЗУ RU77-217000-043226.
Разделами 4 и 5, и, в том числе, п. 5.20 Договора указывает на обязанность Арендатора исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.
Помимо вышеуказанного, выписка из ЕГРН, содержащая все актуальные сведения о наличии ограничений в отношении земельного участка, является неотъемлемой частью Договора.
В силу пп. 17 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.
Такими ограничениями могут считаться, например, прямо установленные законом императивные правила землепользования, установленные договорами залога или соглашениями об установлении сервитута обременения на земельный участок. В то же время, ГПЗУ не является нормативным правовым актом. ГПЗУ в силу ст. 57.3 ГрК РФ является лишь информативным документом, собирающим в себе актуальную информацию относительно правил землепользования, установленных нормативными правовыми актами, договорами.
В то же время, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0006005:2416 расположен в ориентировочной санитарно-защитной зоне, о чем свидетельствуют положения как ГПЗУ N RU77-217000-043226, так и сведения ИАИС ОГД.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
П. 5.1 раздела V Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать:
жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
На основании абз. 2.1 указанного акта, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Между тем, каких-либо сведений об установлении санитарно-защитной зоны, которая затрагивала бы указанный участок, у Департамента не имеется, данными ЕГРН, ГПЗУ не подтверждается. Ориентировочная санитарно-защитная зона не несет в себе ограничений, установленных п. 5.1 раздела V Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74. Тем самым, какой-либо зоны с особым условием использования, затрагивающей площадь предмета аренды по Договору, не установлено. Оснований для дополнительного включения о ней сведений в Договор, согласно требованиям пп. 17 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" у Сторон не имеется.
Кроме того, ГПЗУ являлся неотъемлемой частью лотовой документации, а принимая участие в аукционе, в соответствии со ст. 437, 438, 448 ГК РФ, участник считается ознакомленным с предлагаемыми условиями участия и условиями договора.
Учитывая изложенное, Департаментом были соблюдены все требования Закона N 218-ФЗ.
Несмотря на устранение причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, Управлением Росреестра по Москве 01.03.2021 г. было выдано уведомление N КУВД-001/2020-24856828/3 об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы Департамента, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.07.2021 по делу N А40-70572/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70572/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ООО "ДЕМЕТРА"