06 октября 2021 г. |
Дело N А83-13766/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флоренция" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июля 2021 года по делу N А83-13766/2021, принятое по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии МВД по Республике Крым о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Флоренция" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии (далее по тексту - МВД, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Флоренция" (далее по тексту - общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27 июля 2021 года заявление удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16. КоАП РФ; алкогольная продукция, изъятая согласно протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.06.2021, направлена на утилизацию.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение Арбитражного суда Республики Крым и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 25.07.2019 N 91РПО0002002. Срок действия лицензии с 25 июля 2019 года по 24 июля 2020 года.
В результате проведения проверки по материалам, зарегистрированным в КУСП ОМВД России по г. Феодосия за N 7309 от 04.06.2021, выявлено, что в помещении кафе "Флоренция", расположенном по адресу: г. Феодосия, ул. Крымская, 82-М, в котором осуществляет деятельность на основании договора аренды нежилого здания от 01.04.2015 ООО "Флоренция", допущен незаконный оборот (хранение) алкогольной продукции без сопроводительных документов, в нарушение требований статей 10.2, 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). В ходе проведенного 04.06.2021 осмотра выявлена и изъята алкогольная продукция в количестве 7 бутылок.
По данному факту 15.06.2021 инспектором ГИАЗ ОМВД России по г. Феодосии старшим лейтенантом полиции Лисицыным В.Г. в отношении ООО "Флоренция" в присутствии законного представителя общества составлен протокол N РК-414627 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Вышеизложенные обстоятельства стали причиной обращения МВД в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16. КоАП РФ, которое судом первой инстанции было удовлетворено.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, составляет оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов.
Нормы, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции, закреплены Законом N 171-ФЗ.
Статьей 26 указанного Закона установлен запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а также без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции подразумевается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная; 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, признается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт хранения алкогольной продукции в количестве 7 бутылок в помещении кафе "Флоренция", расположенном по адресу: г. Феодосия ул. Крымская, 82-М, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств: протоколом осмотра от 04.06.2021, протоколом об административном правонарушении от 15.06.2021 и обществом не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса, допущенного обществом, материалами дела подтверждено.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения им установленных правил.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Флоренция", являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником предпринимательских и иных экономических правоотношений в области реализации алкогольной продукции несет ответственность за соблюдение требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
Вина общества в рассматриваемой ситуации заключается в осуществлении им оборота алкогольной продукции.
При этом обществом не доказано, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.
Наличие оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным материалы дела не подтверждают, основания для замены штрафа на предупреждение не установлены, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не применил положения статей 2.9 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поскольку в данном случае допущенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота алкогольной продукции. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, имеет целью защиту здоровья и жизни населения, обеспечение права потребителя на качественную продукцию.
В то же время суд первой инстанции, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, счел необходимым и возможным назначить административный штраф, подлежащий взысканию с ООО "Флоренция", ниже минимального размера, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда определяются дальнейшие действия с такими вещами.
В соответствии с частью 12 статьи 27.10 КоАП РФ изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая установление факта незаконного оборота алкогольной продукции, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости направления алкогольной продукции, изъятой согласно протоколу осмотра от 04.06.2021, на утилизацию.
Апелляционная жалоба не содержит иных фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался поскольку при подаче апелляционной жалобы на решения суда о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусматривается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июля 2021 года по делу N А83-13766/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флоренция" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13766/2021
Истец: Начальник ОМВД России по г. Феодосии подполковник полиции Юдин В.В.
Ответчик: ООО "ФЛОРЕНЦИЯ"