г. Томск |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А27-13177/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Кривошеиной С.В.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством использования системы веб - конференции, апелляционную жалобу Кемеровской таможни (N 07АП-202/2024) на решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13177/2023 (судья Власов В.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Разрез "Евтинский Новый", город Кемерово (ОГРН 1134202000734, ИНН 4202045940) и Кемеровской транспортной прокуратуры к Кемеровской таможне, город Кемерово (ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- от ООО "Разрез "Евтинский Новый": Ермолаев С.В., доверенность, паспорт, диплом;
- от Кемеровской таможни: Волков Ф.Д., доверенность, диплом, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Разрез "Евтинский Новый" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановлений Кемеровской таможни от 13.07.2023 по делам N 1068000-747/2023, N 1068000-748/2023, N 1068000-749/2023
Судом вынесено определение об объединении в одно производство дел: А27- 13177/2023, А27-13799/2023, N А27-14160/2023, N А27-14684/2023, N А27-14688/2023, N А27-13793/2023, N А27-13800/2023, N А27-14159/2023, N А27-13795/2023, N А27- 14041/2023, N А27-14161/2023, N А27-14682/2023, присвоив делу номер дела - N А27- 13177/2023.
От Кемеровской транспортной Прокуратуры поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно представленного ходатайства процессуальный истец просит:
1. Постановления Кемеровской таможни в отношении ООО "Разрез Евтинский Новый" по делам N 10608000-812/2023, N 10608000-747/2023, N 10608000-748/2023, N10608000-771/2023, N 10608000-776/2023, N 10608000-770/2023, N 10608000-811/2023, N 10608000-837/2023, N 10608000-749/2023 о признании указанного юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, признать незаконными и подлежащими отмене;
2. Постановление Кемеровской таможни в отношении ООО "Разрез Евтинский Новый" по делу N 10608000-681/2023 о признании указанного юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ изменить, добавив в событие правонарушения все обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дел N10608000-812/2023, N10608000-747/2023, N10608000- 748/2023, N10608000-771/2023, N10608000-776/2023, N10608000-770/2023, N10608000- 811/2023, N 10608000-837/2023, N 10608000-749/2023.
В данном уточнении Прокуратура отказалась от оспаривания постановления N 10608000-681/2023 ООО "Разрез Евтинский Новый" в связи с тем, что обществом оплачена половина суммы назначенного штрафа в размере 25 000 рублей.
Судом ходатайство об уточнении в порядке ст. 49 АПК РФ принято к рассмотрению
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кемеровская таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно доводам, приведенным в жалобе, таможенный орган считает, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", применению не подлежит, поскольку ведение статистики таможенными органами не является формой государственного контроля в смысле, указанном в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", следовательно, таможенный орган правомерно назначил административное наказание в виде административного штрафа за каждое нарушения срока представления статистической формы.
От Кемеровской транспортной Прокуратуры поступили возражения на апелляционную жалобу.
Представитель Кемеровской таможни при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы отклонил согласно представленному отзыву, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, письменные пояснения, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции, в феврале 2023 г. ООО "Разрез "Евтинский Новый" осуществлен ввоз в РФ из Республики Армения товаров по договору поставки от 31 марта 2022 г. N DR-1. Продавцом являлось ООО "ДЗИЛЛИ ТРАНС" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Ерзнкян, 1-42, 0033). Отгрузка произведена согласно счёту-фактуре от 25 января 2023 г. N 0125-23-1. Товары Обществом получены 9 февраля 2023 г. (приходный ордер от 9 февраля 2023 г. N 78).
ООО "Разрез "Евтинский Новый" обязано было представить статформу по факту ввоза товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. N DR-1 согласно счёту-фактуре от 25 января 2023 г. N 0125-23-1, приходному ордеру от 9 февраля 2023 г. N 78 за отчётный период "февраль" 2023 года до 15 марта 2023 г. (включительно).
Согласно материалам дела статформа с системным номером ED20230523073953302 по факту ввоза в РФ из Республики Армения товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. N DR-1 согласно счёту-фактуре от 25 января 2023 г. N 0125-23-1 была заполнена 23 мая 2023 г. с использованием программного обеспечения, размещённого на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети "Интернет", и усиленной квалифицированной электронной подписи. В этот же день статформа зарегистрирована таможенным органом за регистрационным номером 10608000/230523/С840466.
В дальнейшем Общество самостоятельно выявило указание недостающих сведений в графе 15 "Страна происхождения", в связи с чем 26 июня 2023 г. Общество через личный кабинет аннулировало статистическую форму с системным номером ED20230523073953302 (регистрационный номер 10608000/230523/С840466), представив взамен новую статформу с системным номером ED20230626110935718 (регистрационный
номер 10608000/260623/С045939).
В марте 2023 г. ООО "Разрез "Евтинский Новый" осуществлен ввоз в РФ из Республики Армения товаров по контракту от 25 января 2023 г. N 25 -01-2023. Продавцом являлось ООО "ЛИЛ-ТРЕЙД" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Карла Хачванкяна, 3/2, кв. 109). Отгрузка произведена согласно счёту-фактуре от 28 февраля 2023 г. N 02/2023.
ООО "Разрез "Евтинский Новый" обязано было представить статформу по факту ввоза товара по контракту от 25 января 2023 г. N 25 -01-2023 согласно счёту-фактуре от 28 февраля 2023 г. N 02/2023 за отчётный период "март" 2023 года до 14 апреля 2023 г. (включительно).
Согласно материалам дела статформа с системным номером ED20230523112025749 по факту ввоза в РФ из Республики Армения товара по контракту от 25 января 2023 г. N 25-01-2023 согласно счёту-фактуре от 28 февраля 2023 г. N 02/2023, была заполнена 23 мая 2023 г. с использованием программного обеспечения, размещённого на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети "Интернет", и усиленной квалифицированной электронной подписи. В этот же день статформа зарегистрирована таможенным органом за регистрационным номером 10608000/230523/С841270.
В апреле 2023 г. ООО "Разрез "Евтинский Новый" осуществлен ввоз в РФ из Республики Армения товаров по договору поставки от 31 марта 2022 г. N DR-1. Продавцом являлось ООО "ДЗИЛЛИ ТРАНС" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Ерзнкян, 1 -42, 0033). Отгрузка произведена согласно счёту-фактуре от 29 марта 2023 г. N 2903-23-1. Товары Обществом получены 5 апреля 2023 г. (приходный ордер от 5 апреля 2023 г. N 263).
ООО "Разрез "Евтинский Новый" обязано было представить статформу по факту ввоза товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. N DR-1 согласно счету-фактуре от 29 марта 2023 г. N 2903-23-1, приходному ордеру от 5 апреля 2023 г. N 263 за отчетный период "апрель" 2023 г. до 16 мая 2023 г. (включительно).
Согласно материалам дела статформа с системным номером ED20230523064020611 по факту ввоза в РФ из Республики Армения товара по договору поставки от 31 марта 2022 г. N DR-1 согласно счету-фактуре от 29 марта 2023 г. N 2903-23-1, была заполнена 23 мая 2023 г. с использованием программного обеспечения, размещённого на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети "Интернет", и усиленной квалифицированной электронной подписи. В этот же день статформа зарегистрирована таможенным органом за регистрационным номером 10608000/230523/С840403.
В дальнейшем ООО "Разрез "Евтинский Новый" самостоятельно выявило указание недостоверных сведений в графе 15 "Страна происхождения" статформы, в связи с чем 26 июня 2023 г. Общество через личный кабинет аннулировало статистическую форму с системным номером ED20230523064020611 (регистрационный номер 10608000/230523/С840403), представив взамен новую с системным номером ED20230626111122559 (регистрационный номер 10608000/260623/С045944).
Таким образом, в установленный срок статформы ООО "Разрез "Евтинский Новый" в таможенный орган представлены не были.
Постановлениями Кемеровской таможни от 27.07.2023 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях общество с ограниченной ответственностью "Разрез "Евтинский Новый" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере минимальной санкции статьи 50 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями, по мотивам, указанным в заявлении.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения правил части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, в связи, с чем признал незаконными и отменил постановления от 13.07.2023 N N 10608000- 747/2023,10608000-748/2023,10608000-749/2023, от 27.07.2023 N N 10608000-770/2023,10608000-771/2023,10608000-776/2023,от 03.08.2023N N 10608000- 811/2023,10608000-812/2023, от 08.08.2023N 10608000-837/2023.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в несоблюдении установленных требований о своевременности представления в таможенный орган статистических форм.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Факт совершения обществом вменяемого ему административных правонарушений подтвержден материалами административного производства и по существу обществом не оспаривается.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Совершенные Обществом правонарушения не были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, что свидетельствует о его виновности в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции верно исходил из того, что вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
При этом суд первой инстанции обоснованно учел, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение общества.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц. При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Заявитель жалобы считает, что ведение таможенной статистики не относится к видам государственного контроля, в связи с чем часть 5 статьи 4.4. КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, в рассматриваемом случае не применима. Указанный довод жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N 248-ФЗ. Названные выводы согласуются с разъяснениями Федеральной таможенной службой, доведенными письмом от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ, в случае выявления по результатам таможенного контроля, одной из форм которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо подлежит привлечению к административной ответственности единожды.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ и Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, вышеуказанная самостоятельная функция таможенного органа относиться к разновидности государственного контроля (надзора).
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что таможенным органом проводилось одно контрольное мероприятие, в рамках которого Беловским таможенным постом в адрес ООО "Разрез Евтинский Новый" направлена информация о необходимости предоставления статформ, все нарушения выявлены одномоментно таможенным органом, при этом отсутствие акта проверки не влияет на возможность квалификации проводимого контрольного мероприятия как единого, не опровергнуты административным органом, соответствует материалам дела.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что, с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, Кемеровской таможне следовало назначить юридическому лицу ООО "Разрез Евтинский Новый" одно наказание в виде штрафа по всем выявленным фактам как за совершение одного административного правонарушения.
Иное понимание приводило бы к неравенству субъектов ответственности, и возможности назначения одного наказания за несколько нарушений, выявленных при проведении проверок в порядке Закона N 248-ФЗ (возможно более значительных по своим рискам) по отношению к нарушениям, выявленным в рамках контрольных мероприятий государственными органами в сферах правоотношений, не подпадающих под действе
Закона N 248-ФЗ).
При таких установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13177/2023 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13177/2023
Истец: ООО "Разрез "Евтинский Новый", ПАО "Сбербанк России", ПАО "Совкомбанк"
Ответчик: Проценко Юлия Александровна, Федеральная таможенная служба Сибирское таможенное управление Кемеровская таможня
Третье лицо: Кемеровская таможня, Кемеровская транспортная прокуратура, Прокуратура Томской обл, Союз "Саморегулирующая организация "Гильдия арбитражных управляющих"