г. Москва |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А41-14892/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Терещенко П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АЙТИСТОР" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2021 по делу N А41-14892/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "АЙТИСТОР" - Голубев А.Л., доверенность N 14-Д от 12.08.2021;
Государственного казенного учреждения Московской области "Центр вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" - Арзамасова Е.Ю., доверенность N 8/2021 от 18.02.2021.
Акционерное общество "АЙТИСТОР" (далее - АО "АЙТИСТОР", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Московской области "Центр вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - ГКУ "ЦЕНТР 112", ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту N 0148200005419000669 в размере 11 666 666 руб. 60 коп. и суммы банковской гарантии в размере 16 000 000 руб.
Определением суда первой инстанции от 05.04.2021 к производству принято встречное исковое заявление ГКУ "ЦЕНТР 112" к АО "АЙТИСТОР" о взыскании штрафа по государственному контракту от 31.12.2019 N 0148200005419000669 в размере 9 589 998 руб. 54 коп.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономики и финансов Московской области.
Решением суда первой инстанции от 27.07.2021 заявленные требования истца удовлетворены частично: с ГКУ "ЦЕНТР 112" в пользу АО "АЙТИСТОР" взыскана задолженность по государственному контракту от 31.12.2019 N 0148200005419000669 в размере 4 837 436 руб. 58 коп., в остальной части в удовлетворении иска отказано. Встречный иск удовлетворен: с АО "АЙТИСТОР" в пользу ГКУ "ЦЕНТР 112" взыскана неустойка по государственному контракту от 31.12.2019 N 0148200005419000669 в размере 9 589 998 руб. 54 коп. Произведен зачет требований.
С вынесенным решением не согласилось АО "АЙТИСТОР" и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе АО "АЙТИСТОР" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика суммы банковской гарантии в размере 16 000 000 руб., а также в части взыскания с АО "АЙТИСТОР" в пользу ГКУ "ЦЕНТР 112" неустойки в размере 9 589 998 руб. 54 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, настаивает на обоснованности своего иска в части взыскания с ответчика суммы банковской гарантии в размере 16 000 000 руб., а также на неверном исчислении судом взысканной с АО "АЙТИСТОР" в пользу ГКУ "ЦЕНТР 112" неустойки.
От ГКУ "ЦЕНТР 112" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель АО "АЙТИСТОР" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГКУ "ЦЕНТР 112" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 названного Кодекса в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение на предмет его законности и обоснованности пересмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции только в обжалуемой подателем жалобы части.
Как следует из материалов дела, 31.12.2019 между ГКУ "ЦЕНТР 112" (заказчик) и АО "АЙТИСТОР" (исполнитель) заключен государственный контракт N 0148200005419000669 на оказание услуг по обслуживанию технической инфраструктуры системы-112 в Московской области ИКЗ: 19-25036145714503601001-0085-001-3312-242, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по обслуживанию технической инфраструктуры системы-112 в Московской области в соответствии с условиями контракта и техническими требованиями (приложение N 5 к контракту), а заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Цена контракта составляет 70 000 000 руб., является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (пункты 2.1, 2.2 контракта).
Заказчик оплачивает услуги, фактически оказанные и принятые в соответствии со спецификацией на оказание услуг (приложение N 6 к контракту), путем перечисления денежных средств на счет исполнителя (пункт 2.3 контракта).
Оплата оказанных услуг производится заказчиком на основании надлежаще оформленного и подписанного исполнителем акта о приемке оказанных услуг, составленного по форме приложения N 7 к контракту, счета, счета-фактуры (при наличии) в течение 30 календарных дней с даты подписания сторонами акта о приемки оказанных услуг (пункт 2.4 контракта).
Размер обеспечения исполнения контракта составляет 16 000 000 руб., что составляет 20 % от начальной (максимальной) цены контракта и обеспечивает надлежащее исполнение обязательств исполнителем, предусмотренных контрактом. Право требования заказчиком удержания денежных средств из обеспечения исполнения контракта возникает при нарушении исполнителем своих обязательств по контракту (пункт 9.1.1 контракта).
В обоснование исковых требований АО "АЙТИСТОР" ссылается на надлежащее исполнение контракта в ноябре-декабре 2020 года, в подтверждение чего исполнителем представлены акты сдачи приемки оказанных услуг от 30.11.2020 на сумму 5 833 333 руб. 37 коп. и от 25.12.2020 на сумму 5 833 333 руб. 37 коп., подписанные со стороны АО "АЙТИСТОР" (т. 1 л.д. 46-49).
Также истец ссылается на необоснованное взыскание заказчиком банковской гарантии, поскольку услуги оказаны надлежащего качества, в связи с чем просит взыскать с ГКУ "ЦЕНТР 112" сумму банковской гарантии в размере 16 000 000 руб.
В рамках встречного искового заявления ГКУ "ЦЕНТР 112" просит взыскать с АО "АЙТИСТОР" штраф за ненадлежащее исполнение условий по контракту в размере 9 589 998 руб. 54 коп.
Вынося указанное решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что исполнителем услуги оказаны с нарушениями.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 названного Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьями 309 и 310 названного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Также сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 94 названного Закона исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно пункту 4.2 контракта для проверки оказанных исполнителем услуг, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза оказанных услуг, предусмотренных контрактом (в том числе оформление ее результатов), проводится заказчиком своими силами в порядке, установленном правовым актом заказчика, в срок не более 12 рабочих дней с даты предоставления исполнителем документов и материалов, указанных в пункте 4.1 контракта. Результаты экспертизы оказанных услуг по контракту отражаются в акте о приемке оказанных услуг.
Заключениями от 14.12.2020 и от 14.01.2021, подготовленными ГКУ "ЦЕНТР 112", установлено, что за ноябрь 2020 показатель качества оказанных услуг установлен в размере 21,54 %, выявлены многочисленные нарушения по 20 видам услуг из 32; за декабрь 2020 показатель качества оказанных услуг установлен в размере 30,45 %, выявлены многочисленные нарушения по 20 видам услуг из 32.
В соответствии с пунктом 5.2 технических требований к контракту (приложение N 5) отчеты об оказании услуг формируются автоматически из СУТП заказчика. Каждая запись в СУТП заказчика является необходимым и достаточным подтверждением факта оказания одной из услуг исполнителем. Оценка качества рассчитывается за отчетный период (месяц) и не должна быть менее 98 %.
В силу пункта 2.3 контракта заказчик оплачивает услуги, фактически оказанные и принятые в соответствии со спецификацией на оказание услуг (приложение N 6 к контракту). В соответствии с таблицей 2.2 сведения о порядке оплаты (приложение N 2 к контракту) сумма оплаты рассчитывается в процентном соотношении от цены услуги надлежащего качества (приложение N 1 к контракту) и фактического объема оказанных и принятых услуг.
Как верно указал суд первой инстанции, с учетом заключений от 14.12.2020 и от 14.01.2021, объем и стоимость принятых заказчиком услуг за ноябрь 2020 года составляет в размере 2 551 237 руб. 91 коп., а за декабрь 2020 года - в размере 2 286 198 руб. 67 коп. (т. 2 л.д. 69-70).
Следовательно, АО "АЙТИСТОР" надлежащим образом оказаны услуги по контракту за заявленный период на сумму 4 837 436 руб. 58 коп., которые подлежат взысканию с ГКУ "ЦЕНТР 112".
Во встречном иске ГКУ "ЦЕНТР 112" просит взыскать с АО "АЙТИСТОР" штраф за ненадлежащее исполнение контракта в сумме 9 589 998 руб. 54 коп.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 указанной статьи).
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции неверно исчислил размер штрафа, подлежащий взысканию с исполнителя.
С данным доводом суд апелляционной инстанции не может согласиться.
Так, согласно пункту 7.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, и просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, исполнитель выплачивает заказчику штраф в размере 1 % от цены контракта (этапа).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, которые не имеют стоимостного выражения (за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств, и неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, имеющих стоимостное выражение), штраф устанавливается в размере 10 000 руб.
Стоимость одного этапа (отчетного периода) в соответствии со спецификацией к контракту и календарным планом оказания услуг (приложение N 8 к техническим требованиям) составляет 5 833 333 руб. 33 коп.
Следовательно, размер штрафа составляет 58 333 руб. 33 коп.
В соответствии со спецификацией к контракту (приложение N 6) исполнитель ежемесячно обязан оказывать услуги в количестве 32 шт. по обслуживанию технической инфраструктуры Системы-112 в Московской области.
Оказание конкретной услуги исполнителем осуществляется посредством своевременного и качественного выполнения заявки, поступившей от заказчика в рамках данной услуги, что регламентируется приложением N 5 к техническим требованиям "Состав и периодичность услуг".
Приложением N 7 к техническим требованиям "Регламент взаимодействия сторон в рамках обслуживания технической инфраструктуры Системы-112 в Московской области" установлены контрольные сроки по выполнению поступивших заявок, которые составляют от 3 до 12 часов в зависимости от приоритета заявки.
Качество выполняемых исполнителем услуг в отечный период определяется в зависимости от своевременного выполнения (без нарушения контрольных сроков) заявок заказчика, после чего формируется окончательная стоимость принятых к оплате услуг.
Согласно заключению от 14.12.2020 за ноябрь 2020 года исполнитель несвоевременно исполнил 163 заявок, не исполнил 130 заявок, а всего 293. Соответственно, сумма штрафа составила 17 091 665 руб. 69 коп. (из расчета 58 333 руб. 33 коп. х 293).
Также исполнитель не исполнил обязательство по обслуживанию инженерных зданий по 14 услугам в количестве 17 штук (из них 4 - отсутствие еженедельного обслуживания систем охранно-тревожной сигнализации здания), имеющих стоимостное выражение. Соответственно, сумма штрафа составила 991 666 руб. 61 коп. (из расчета 58 333 руб. 33 коп. х 17).
Исполнитель в нарушение пунктов 4.1, 5.1.2 контракта не представил отчетные документы, не обеспечил удаленный доступ к обслуживанию оборудования посредством VPN-соединения через защищенный канал связи в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и техническими условия, предусмотренного пунктом 4 технических требований к контракту. Соответственно, сумма штрафа за 2 факта нарушения, не имеющего стоимостного выражения, составила 20 000 руб.
Таким образом, общая сумма штрафа за ноябрь 2020 года составила 18 103 332 руб. 30 коп.
Согласно заключению от 14.01.2021 за декабрь 2020 года исполнитель несвоевременно исполнил 59 заявок, не исполнил 52 заявок, а всего 111. Соответственно, сумма штрафа за декабрь 2020 года составила 6 474 999 руб. 63 коп. (из расчета 58 333 руб. 33 коп. х 111).
Также исполнитель не исполнил обязательство по обслуживанию инженерных зданий по 14 услугам в количестве 17 штук (из них 4 - отсутствие еженедельного обслуживания систем охранно-тревожной сигнализации здания), имеющих стоимостное выражение. Соответственно, сумма штрафа составила 991 666 руб. 61 коп. (из расчета 58 333 руб. 33 коп. х 17).
Исполнитель в нарушение пунктов 4.1, 5.1.2 контракта не представил отчетные документы, не обеспечил удаленный доступ к обслуживанию оборудования посредством VPN-соединения через защищенный канал связи в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и техническими условия, предусмотренного пунктом 4 технических требований к контракту. Соответственно, сумма штрафа за 2 факта нарушения, не имеющего стоимостного выражения, составила 20 000 руб.
Таким образом, общая сумма штрафа за декабрь 2020 года составила 7 486 666 руб. 24 коп.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, суд первой инстанции верно исчислил спорную неустойку.
Согласно пункту 9.9 контракта в случаях, указанных в разделе 8 контракта, заказчик оставляет за собой право на взыскание неустойки за счет обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде денежных средств, если исполнителем в срок не более чем 10 рабочих дней не исполнено требование заказчика о добровольной оплате неустойки.
Заказчик воспользовался своим правом и на основании банковской гарантии на сумму 16 000 000 руб. получил исполнение в счет погашения задолженности по штрафам.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказа в удовлетворении искового требования АО "АЙТИСТОР" о взыскании с ГКУ "ЦЕНТР 112" суммы банковской гарантии в размере 16 000 000 руб.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве верных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2021 по делу N А41-14892/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АЙТИСТОР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14892/2021
Истец: АО "АЙТИСТОР"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ