г. Москва |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А41-39148/21 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Беспалова М.Б., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ПАО "Ростелеком" на Решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Московской области от 15.07.2021 (.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2021.
по делу N А41-39148/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области к ПАО "Ростелеком" о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ПАО "Ростелеком" (далее - ответчик) о взыскании 1 000 руб. штрафа за нарушение условий государственного контракта N 850000157102/21 от 09.12.2020 г. и неисполнение ответчиком обязанности по направлению отчетных документов установленным контрактом способом.
Исковое заявление на основании частей 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ПАО "Ростелеком" в пользу Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области взыскана 1 000 руб. штрафа; с ПАО "Ростелеком" в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Ростелеком" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, отчетные документы за март 2021 года, предусмотренные п. 3.4. Контракта, поступили в адрес истца 14.04.2021 года, то есть в срок, предусмотренный Контрактом, а суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ПАО "Ростелеком" о том, что неустойка подлежит начислению при нарушении основного обязательства, ссылаясь на отсутствие такого указания в Контракте; судом неправильно применены нормы материального права, имелись основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
В порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела приобщен отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между УД Губернатора МО и Правительства МО (заказчик) и ПАО "Ростелеком" (исполнитель) был заключен государственный контракт от 09.12.2020 N 850000157102/21 (идентификационный код закупки 202502412901050240100100010000000000), в соответствии с условиями которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги связи, описанные в приложениях к контракту, а заказчик обязался принимать и оплачивать оказываемые ему услуги.
В пункте 1.4 указанного контракта стороны согласовали его цену - 20 000 руб., в том числе НДС 20%.
Согласно пункту 4.18 контракта срок оказания услуг - с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Права и обязанности сторона установлены в разделе 2 контракта, в силу положений п.2.1 которого в обязанности исполнителя входит, среди прочего, своевременно оформлять и направлять заказчику акты о выполнении работ (оказании услуг), а также иные документы, перечисленные в приложении N 3 к контракту, способом, указанным в пункте 5.1 контракта.
Пунктами 3.3 и 3.4 контракта установлено, что отчетный период (этап исполнения контракта) по контракту устанавливается с первого до последнего числа (включительно) месяца оказания исполнителем услуг, подлежащих оплате (далее - этап); исполнитель направляет заказчику счет, счет-фактуру и акт о выполнении работ (оказании услуг) (унифицированный формат, приказ ФНС России от 30.11.2015 г. N ММВ-7- 10/552@) в течение 10-ти рабочих дней с момента окончания отчетного периода (этапа); заказчику выставляется единый счет за все услуги, оказываемые по контракту в отчетном периоде (по этапу).
Указанные отчетные документы, направляются способом, указанным в пункте 5.1 контракта.
В пункте 5.1 контракта стороны предусмотрели, что при исполнении контракта:
- составляют в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронные документы), первичные учетные документы и иные документы, которыми оформляются:
оказание услуги, а также отдельные этапы оказания услуги, включая все документы, предоставление которых предусмотрено в целях осуществления приемки оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
результаты такой приемки;
мотивированный отказ от подписания документа о приемке; оплата оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
заключение дополнительных соглашений; направление требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
направление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- осуществляют обмен электронными документами посредством использования Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области (далее - ПИК ЕАСУЗ) в соответствии с Регламентом электронного документооборота ПИК ЕАСУЗ (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 6.2 контракта способ получения заказчиком расчетных документов -электронный документооборот (ПИК ЕАСУЗ).
Согласно пункту 5.6 контракта перечень электронных документов, которыми обмениваются стороны при исполнении контракта с использованием ПИК ЕАСУЗ, приведен в приложении N 3 к контракту: экспертное заключение, акт о выполнении работ (оказании услуг), счет на оплату, счет-фактура, платежное поручение.
При этом, в пункте 5.5 контракта стороны предусмотрели, что в случае сбоя в работе ПИК ЕАСУЗ и (или) ЭДО ПИК ЕАСУЗ (описание сбоя содержится в Регламенте), не позволяющего осуществлять обмен электронными документами при исполнении контракта, стороны осуществляют оформление и подписание документов на бумажных носителях информации в сроки, предусмотренные контрактом.
После возобновления работы ПИК ЕАСУЗ и (или) ЭДО ПИК ЕАСУЗ сторона, ответственная за составление (оформление) документа, направляет с использованием ПИК ЕАСУЗ стороне, в адрес которой должен быть направлен соответствующий документ, сопроводительное письмо, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с приложением копии в электронной форме (скан-образа) документа, подписанного сторонами на бумажном носителе информации.
Сторона, получившая в ПИК ЕАСУЗ указанное сопроводительное письмо, осуществляет проверку сведений, содержащихся в сопроводительном письме и приложенной к нему копии в электронной форме (скан-образа) документа, на предмет их соответствия подписанному документу на бумажном носителе информации, и по результатам проверки подписывает данное сопроводительное письмо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица либо отказывается от его подписания в порядке, предусмотренном Регламентом.
Согласно пункту 6 Регламента (приложение N 4 к контракту) сбоем признается нарушение работы ПИК ЕАСУЗ либо ЭДО ПИК ЕАСУЗ, при котором невозможно обеспечить электронный документооборот в течение срока, указанного в таблице "Перечень сбоев в работе ПИК ЕАСУЗ и (или) ЭДО ПИК ЕАСУЗ" и при этом выполнены следующие условия:
а) сбой в работе возник в период с 07:00 до 21:00 московского времени в рабочие дни;
б) стороной, направляющей документ, направлена заявка в службу Технической поддержки с приложением принт-скрина страницы Портала исполнения контракта, либо портала Оператора ЭДО, содержащего сведения о характере сбоя;
в) по результатам рассмотрения заявки службой Технической поддержки сбой не
устранен в течение 240 мин. с момента получения заявки.
Пунктом 4.5 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Подпунктом 4.7.2 пункта 4.7 контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в размере 1 000 руб.
Обращаясь в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском УД Губернатора МО и Правительства МО указало, что ответчиком в марте 2021 года (01.03.2021-31.03.2021) были оказаны услуги связи стоимостью 1 163,73 руб., которые были приняты истцом по акту от 31.03.2021 при отсутствии каких-либо замечаний.
Согласно экспертному заключению заседания Приемочной комиссии N 1 Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области в сфере закупок товаров, работ, услуг от 12.03.2021 N 12/02/21-003 оказанные услуги по количеству, объему, качеству полностью соответствуют условиям контракта; качество оказанных услуг соответствует действующим в Российской Федерации техническим нормам; недостатков оказанных услуг не выявлено.
Как указал истец, в нарушение условий контракта, соответствующие отчетные документы были направлены ответчиком на бумажном носителе посредством услуг почтовой связи Почты России и получены заказчиком 14.04.2021.
При этом, как указал истец, документы, подтверждающие сбой работы ПИК ЕАСУЗ, заявка в службу Технической поддержки (пункт 6 Регламента), иные документы, подтверждающие невозможность направления отчетных документов посредством использования ПИК ЕАСУЗ, исполнителем в адрес заказчика не направлялись.
На основании изложенного, ссылаясь на несоблюдение ПАО "Ростелеком" способа направления отчетных документов в соответствии с пунктами 5.1, 6.2 контракта, УД Губернатора МО и Правительства МО начислило обществу штраф в размере 1 000 руб.
Поскольку указанная сумма штрафа ответчиком в добровольном порядке оплачена не была в рамках досудебного урегулирования спора, УД Губернатора МО и Правительства МО обратилось в суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Признавая требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела наличия в рассматриваемом случае правовых оснований для начисления ответчику заявленного истцом штрафа.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает обоснованными в связи со следующим.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с положениями ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 названного Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее -постановление Правительства РФ N 1042), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 6 постановление Правительства РФ N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.05.2021 по делу N А41- 41945/20.
В рассматриваемом случае таких нарушений исполнителем не допущено: услуги связи за период с 01.03.2021 по 31.03.2021 оказаны надлежащим образом и приняты без замечаний, что сторонами спора не оспаривается.
Более того, как следует из представленных самим истцом карточек "сведения о документе "счет на оплату", "акт о выполнении работ", акт и счет за спорный период были дополнительно представлены посредством ПИК ЕАСУЗ. При этом срок предоставления документов 10 рабочих дней, следовательно в срок до 14.04.2021. Документы были продублированы посредством ПИК ЕСАУЗ в указанный срок, что подтверждается копиями документов, приложенными к исковому заявлению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что просрочки предоставления акта и счета не допущено, основания для начисления заявленного истцом штрафа - отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Исходя из изложенного, решение суда подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным в настоящей статье.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2021 по делу N А41-39148/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Судья |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39148/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ"
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34460/2021
06.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18123/2021
19.08.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39148/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39148/2021