г. Хабаровск |
|
08 октября 2021 г. |
А37-577/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Колыматранс": Максименко А.В., представителя по доверенности 09.10.2020 N 9;
от Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области: Ерохина П.С, представителя по доверенности от 12.08.2021;
рассмотрев в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи апелляционную жалобу Общества о с ограниченной ответственностью "Колыматранс"
на решение от 14.07.2021 по делу N А37-577/2021
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Колыматранс"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Колыматранс" (далее - ООО "Колыматранс", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения МИФНС России N 2 по Магаданской области (в настоящее время правопреемником является Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее -управление, налоговый орган) от 27.11.2020 N АБ-06.4-09/1-2 с учетом изменений, внесенных решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу от 18.02.2021 N7-10/0272@, в части выводов о неправомерности применения налогоплательщиком специального налогового режима в виде ЕНВД и доначисления налогов по общей системе налогообложения, пени и штрафов по договорам с АО "Полюс Логистика" (договор N П163 от 26.08.2015); ОАО "Павлик" (договор N П163-14 от 26.08.2014); ООО "ГеоПромМайнинг Верхне Менкече" (договоры б/н от 28.04.2017 и N 17/18-М от 01.01.2018); ООО "Саха Специализированное Ремонтно-транспортное предприятие" (договор N 62/02-2018П от 15.02.2018).
Решением суда от 14.07.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Колыматранс" заявило апелляционную жалобу, в обоснование которой приводит доводы о нарушении судом норм материального права, неполном выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
В судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Магаданской области, представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивал на неверной квалификации заключенных с контрагентами договоров как транспортно-экспедиционных. Также указал на возможность заключения налогоплательщиком субподрядных договоров на перевозку груза при применении главы 26.3 НК РФ.
Представитель налогового органа настаивал на законности судебного решения по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения участников процесса, суд второй инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период 2016 - 2018 годы, по результатам которой принято решение от 27.11.2020 N АБ-06.4.-09/1-2, которым обществу доначислены налоги по общей системе налогообложения, пени и штрафы по статьям 119, 122, 126 НК РФ.
Общество обжаловало данное решение в вышестоящий налоговый орган, который решением от 18.02.2021 N 7-10/0272@, с учетом смягчающих ответственность обстоятельства отменил решение инспекции в части штрафных санкций, начисленных по статье 119, пункту 1 статьи 122, статье 126 НК РФ в размере 3 013 935,70 руб., в остальной части апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По мнению заявителя, решение налогового органа в части выводов о неправомерности применения ООО "Колыматранс" системы налогообложения в виде ЕНВД по договорам с АО "Полюс Логистика", ОАО "Павлик", ООО "ГеоПромМайнинг Верхне Менкече", ООО "Саха Специализированное Ремонтно-транспортное предприятие", не соответствует действующему налоговому законодательству и фактическим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности данных условий, в связи с чем отказал в удовлетворении требования налогоплательщика.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрена обязанность налогоплательщиков, осуществляющих наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, по ведению раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
В статье 346.27 НК РФ определено, что транспортные средства (в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ) - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В силу пункта 3 статьи 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога при оказании автотранспортных услуг физическим показателем является количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов.
Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке регулируются главой 40 ПС РФ, а отношения по оказанию транспортно-экспедиционных услуг - главой 41 ГК РФ, поэтому в целях применения норм главы 26.3 НК РФ следует руководствоваться определениями указанных понятий, приведенными в ГК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В пункте 1 статьи 785 ГК РФ определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (пункт 2 статьи 785 ГК РФ, часть 1 статьи 8 Устава автомобильного транспорта).
Содержание отношений перевозки состоит в доставке груза и обеспечении его сохранности при перевозке. Ответственность за количество, качество и ассортимент груза как товара, являющегося предметом иных гражданских правоотношений между грузоотправителем и грузополучателем (поставки, купли-продажи и т.д.), перевозчик не несет.
Исходя из главы 40 ГК РФ "Перевозка" под предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки.
В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности -порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
В силу пункта 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, транспортно-экспедиционные услуги - это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Содержание прав и обязанностей экспедитора и их соотношение с правами и обязанностями перевозчика определяются в зависимости от условий договора (статья 803 ГК РФ, пункт 25 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" (далее - Постановление N 26).
В пункте 26 Постановления N 26 разъяснено, что при квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п.
При квалификации договора для решения вопроса о применении к нему правил об отдельных видах договоров (пункты 2 и 3 статьи 421 ГК РФ) необходимо прежде всего учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом, независимо от указанного сторонами наименования квалифицируемого договора, названия его сторон, наименования способа исполнения и т.п.
Из положений главы 26.3 НК РФ следует, что при осуществлении налогоплательщиком наравне с перечисленными статьей 346.26 НК РФ иных видов деятельность (в том числе по оказанию транспортно-экспедиционных услуг), система налогообложения в виде ЕНВД может применяться только к видам деятельности, указанным в названной норме.
В тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет в рамках одного договора комплекс связанных между собой услуг (работ), в отношении которых должны применяться различные системы налогообложения (другие работы и услуги, которые могут выполняться самостоятельно по отдельным договорам), к доходам, полученным налогоплательщиком по таким договорам, не может применяться система налогообложения в виде ЕНВД.
Таким образом, специальный налоговый режим в виде ЕНВД подлежит применению если:
автотранспортные услуги выражены именно в перевозке пассажиров и (или) грузов;
такая перевозка осуществляется исключительно на транспортных средствах, находящихся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения), предназначенных для оказания автотранспортных услуг;
налогоплательщик соблюдает ограничение по количестве и типу транспортных средств (в общем не более 20 единиц автобусов, легковых и грузовых автомобилей), находящихся во владении и пользовании у последнего на соответствующем праве.
Согласно налоговым декларациям по ЕНВД за спорный период ООО "Колыматранс" заявляло только количество транспортных средств имеющихся у налогоплательщика на праве собственности предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, и арендуемых автотранспортных средств, количество которых установлено, на основании договоров аренды этих автотранспортных средств (не более 20 единиц).
В ходе проверочных мероприятий налоговым органом установлено, что заявителем в проверяемом периоде осуществлялась деятельность в рамках следующих договоров:
- с АО "Полюс Логистика" от 20.01.2017 об организации перевозок грузов автомобильным транспортом. Согласно условиям данного договора, исполнитель (ООО "Колыматранс") обязуется оказать заказчику (АО "Полюс Логистика") услуги по организации перевозки грузов. Исполнитель обязуется подавать под погрузку исправный подвижной состав, обеспечивать безопасность перевозки и сохранность груза, а заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя (пункты 1.1-1.2 договора). В силу пункта 4.1.2 исполнитель обязуется выполнять работы собственными транспортными средствами, в случае привлечения иных транспортных средств, обязан предварительно согласовать данное привлечение. Пунктами 4.1.15-4.1.17 договора предусмотрено, что исполнитель обязуется контролировать силами водителя транспортного средства процесс погрузки (разгрузки) груза. При наличии недостатков груза, выявленных при его погрузке (разгрузке) незамедлительно поставить в известность заказчика и принять все меры для устранения недостатков; обеспечивать силами водителя транспортного средства надёжное крепление груза в транспортном средстве; организовать в сроки, указанные в заявке доставку вверенного заказчиком груза в пункт назначения и сдать его уполномоченному лицу в целости и сохранности по транспортной накладной. Пунктом 4.1.21 установлено, что исполнитель обязуется нести ответственность за сохранность груза с момента принятия груза к перевозке и до его приёмки уполномоченным лицом в пункте назначения;
- с ОАО "Золоторудная Компания Павлик" от 26.08.2014 N П163/14 на транспортно-экспедиционное обслуживание. Данным договором предусмотрено, что ООО "Колыматранс" (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счёт клиента (ООО "Золоторудная компания Павлик" организовать выполнение определённых договором услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов/контейнеров клиента в пределах Магаданской области (пункт 1.1). В силу пункта 2.1 экспедитор обеспечивает приём, концентрацию, в согласованных объёмах грузов/контейнеров клиента. Приём и сдача грузов в контейнерах производится по внешнему осмотру контейнера с проверкой целостности пломбы и соответствии оттиска/номера пломбы оттиска/номеру, указанному в документах (пункт 2.2). При поступлении контейнеров клиента экспедитор обеспечивает получение и вывоз контейнеров автотранспортом на территорию порта (пункт 2.3). В случае поступления груза клиента в контейнерах, не подлежащих дальнейшей транспортировке, в том числе с оговоркой в накладной о возврате контейнера после выгрузки в порту Магадана, экспедитор обеспечивает выгрузку груза в склад или перегруз в контейнер, предоставленный клиентом (пункт 2.4). Также экспедитор организует выполнение операций, связанных с комплектацией, сортировкой, перегрузом из контейнера в контейнер, перемещением груза внутри склада/на склад и организует перевозку грузов/контейнеров клиента автомобильным транспортом в полном соответствии с поручением клиента (пункты 2.6-2.7 договора). Экспедитор оформляет необходимые для отправки груза документы и производит финансовые расчёты со всеми участниками транспортно-логистического процесса (пункты 2.8, 2.10). Пунктом 2.12 договора предусмотрено, что экспедитор вправе привлечь третьих лиц без согласования с Клиентом;
- с ООО "ГеоПроМайнинг Верхне Менкече" от 01.01.2018 N 17/18-М на перевозку грузов автомобильным транспортом. Согласно пункту 1.1 договора перевозчик (ООО "Колыматранс") обязуется доставить вверенный ему заказчиком (ООО "ГеоПроМайнинг Верхне Менкече") груз-штуфную руду, содержащую серебро и свинец до рудной площадки, расположенной в Оймяконском улусе, урочище руч. Сатыгын-Сыр или рудного склада Омсукчанский ЗИФ, сдать её покупателю. Перевозчик обязан по графику рабочего времени получать разрешение на осуществление перевозки и ТТН к ней с корешком, для указания веса отгруженного груза (пункт 2.31). Пунктом 2.3.3 предусмотрено, что перевозчик обязан осуществить промежуточный весовой контроль груза;
- с ООО "Саха Специализированное ремонтно-транспортное предприятие" от 15.02.2018 N 62/02-2018П перевозки грузов автомобильным транспортом. В силу пункта 1.1 договора перевозчик (ООО "Колыматранс") обязуется осуществлять перевозки, вверенного ему заказчиком (ООО "Саха Специализированное ремонтно-транспортное предприятие") груза. В силу пункта 2.2 договора перевозчик выступает от своего имени и имеет право на привлечение третьих лиц для выполнения своих обязательств по договору. Пунктом 2.4 предусмотрено, что факт осуществления перевозки подтверждается двусторонне подписанной транспортной накладной, оформленной заказчиком. Перевозчик по заявке заказчика вправе организовать проведение работ по упаковке, маркировке, взвешиванию, хранению, пересчёту, погрузке и выгрузке груза (пункт 4.1.4). Перевозчик по завершению погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза. Перевозчик обязан контролировать силами водителя процесс погрузки/разгрузки транспортного средства, включая поштучный пересчёт грузовых мест (пункт 4.1.16).
Из материалов налоговой проверки следует, что для выполнения обязательств по вышеуказанным договорам обществом также привлекались третьи лица и их транспортные средства, а именно: ИП Марченко В.И. по договору оказания услуг от 01.03.2016, ИП Тарасов Ю.Н. по договору выполнения работ от 01.09.2014, договор оказания услуг от 01.09.2017, ИП Лемперт О.А. по договору оказания услуг от 01.05.2018, ИП Агафонов СВ. по договор об оказании услуг грузоперевозок от 01.01.2017, ИП Марков Э.П. по договору на оказание услуг по перевозке грузов от 15.01.2016 N 9/16 и дополнительное соглашение к нему от 15.01.2016), ИП Чегусов А.Ф. по договору оказания услуг от 01.09.2018), ИП Бугаев В.В. по договору выполнения работ от 01.03.2017), ИП Красильников А.А. по договору оказания услуг от 01.09.2017 (перевозку осуществлял водитель Семенов К.С.), ИП Деюс В.Р. по договору оказания услуг от 01.09.2016), ИП Кононов В.Н. по договору оказания услуг от 10.11.2017, ИП Григорьев А.А. по договору перевозки груза от 01.05.2016).
Согласно условиям вышеперечисленных договоров, исполнитель (индивидуальный предприниматель) своими силами и средствами обязуется производить доставку грузов, вверенных ему заказчиком - ООО "Колыматранс", из мест их передачи в пункты, указанные в приложении к договору.
В ходе опросов, проведенных в рамках налоговой проверки, исполнители пояснили, что в проверяемом периоде заключали договоры по перевозке груза с ООО "Колыматранс" либо оказывали разовые услуги по перевозке грузов; перевозку осуществляли самостоятельно; оплата производилась безналичным путем; расходы на приобретение ГСМ, запчастей, расходных материалов, ремонт машин несли самостоятельно; расчеты по договорам произведены в полном объеме. Перевозка осуществлялась на транспортных средствах исполнителей без привлечения иных лиц.
Таким образом, материалами настоящего дела подтверждается, что услуги контрагентам: АО "Полюс Логистика", ОАО "Золоторудная Компания Павлик", ООО "ГеоПроМайнинг Верхне Менкече", ООО "Саха Специализированное ремонтно-транспортное предприятие", налогоплательщиком оказывались не только собственными силами на собственных (арендованных) транспортных средствах, но и с привлечением к оказанию этих услуг третьих лиц, которые фактически и осуществляли перевозку на принадлежащих им транспортных средствах.
Поскольку деятельность в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, то есть фактически оказание организационных услуг положениями главы 26.3 НК РФ в целях применения специального налогового режима не предусмотрена, довод апеллянта об обратном подлежит отклонению.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеет
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 14.07.2021 по делу N А37-577/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Колыматранс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 29.09.2021 N 2406, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-577/2021
Истец: ООО "Колыматранс"
Ответчик: УФНС России по Магаданской области
Третье лицо: Арбитражы сд Магаданской области