г. Хабаровск |
|
08 октября 2021 г. |
А73-5727/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ": Качана П.А., представителя по доверенности от 01.01.2021;
от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Лисичкиной О.Г., представителя по доверенности от 02.06.2021; Щербатых А.Е., представителя по доверенности от 21.06.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ"
на решение от 04.08.2021 по делу N А73-5727/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ"
к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания от 28.01.2021 N 08-001/2021х
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" (далее - общество, ООО "РН-Комсомольский НПЗ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора, управление) от 28.01.2021 N 08-001/2021х об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением суда от 04.08.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву законности оспариваемого ненормативного акта.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РН-Комсомольский НПЗ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на ошибочность вывода суда о том, что на дату проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания, не действовало Постановление Правительства РФ от 04.02.2021 N 109. Кроме этого, общество приводит доводы об отсутствии обязанности и возможности проведения инвентаризации выбросов и расчета нормативов допустимых выбросов по утвержденным Минприроды методикам, поскольку Перечень методик был сформирован Росприроднадзором и Минприроды России только 28.06.2021.
В судебном заседании второй инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы в полном объеме, настаивал на отмене судебного решения.
Управление в отзыве на жалобу и заседании суда отклонило доводы апеллянта, просило решение суда оставить в силе.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 28.01.2021 Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "РН-Комсомольский НПЗ" требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что ООО "РН-Комсомольский НПЗ" в ходе своей деятельности осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Предприятием разработан проект нормативов предельно допустимого воздействия, в который входит установка ЭЛОУ-АВТ-2, на основании которого приказом Департамента Росприроднадзора от 19.11.2018 N 572 утверждены нормативы выбросов и получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 19.11.2018 N 102/18 со сроком действия от 19.11.2018 до 18.11.2025.
В качестве методов определения состава и количества выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) от источников загрязняющих атмосферу (далее - ИЗА) использовались в основном расчетные методы определения состава и количества выбросов согласно Перечня методик, используемых в 2017 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Генеральным директором АО "НИИ Атмосфера" 30.12.2016, в частности "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов веществ в атмосферный воздух", ОАО "НИИ Атмосфера", СПб, 2012 г.
Управлением установлено, что указанная методика не входила в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Результаты проверки отражены в акте N 08-001/2021х от 28.01.2021, обществу вынесено предписание N 08-001/2021х об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В пункте 2 предписания управлением вменено ООО "РН-Комсомольский НПЗ" нарушение использования при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета не утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти и не включенной в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ и возлагает на ООО "РН-Комсомольский НПЗ" обязанность до 04.10.2021 произвести инвентаризацию выбросов по утвержденным методикам.
Пунктом 3 предписания указано на необходимость до 04.10.2021 произвести расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании достоверных данных инвентаризации.
Посчитав названные пункты предписания незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В силу пункта 2 данной статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 статьи 22 Закона N 96-ФЗ сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422 в соответствии со статьями 5 и 22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Пунктом 3 этих Правил установлено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке.
Приказом Минприроды от 31.07.2018 N 341 утвержден Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Приказ N 341).
Пунктом 2 названного Приказа установлено, что методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно пункту 3 Порядка, утвержденного настоящим приказом.
Согласно пункту 3 Приказа N 341 в Перечень вносятся следующие сведения о Методике расчета: а) наименование Методики расчета; б) область применения Методики расчета; в) перечень вредных (загрязняющих) веществ, показатели выбросов которых рассчитываются по данной Методике расчета;
г) сведения о разработчике, включая наименование, организационно-правовую форму юридического лица или, при условии письменного согласия разработчика на обработку его персональных данных, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, а также контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) разработчика, его представителя; д) сведения о возможности свободного распространения Методики расчета без ограничений, связанных с соблюдением авторских прав, или перечисление таких ограничений и специальных условий, установленных лицом, обладающим авторскими правами на Методику расчета; е) обоснование внесения (исключения) сведений о Методике расчета в Перечень (дату и номер соответствующего распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
В силу пункта 6 Приказа N 341 (в редакции, действовавшей на момент проверки и выдачи спорного предписания от 0028.01.2021) для внесения сведений о Методике расчета в Перечень разработчик, его представитель направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком Методики расчета, Методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4 - 11 Правил разработки и утверждения методик, а также сведения о Методике расчета согласно пункту 3 настоящего Порядка.
Письмом Росприроднадзора от 03.07.2020 N РН-09-03-31/20531 "О формировании перечня методик" указано о необходимости включения актуализированных методик, используемых хозяйствующими субъектами для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в Перечень методик расчета в соответствии с требованиями пункта 6 Приказа N 341.
В письме Росприроднадзора от 23.10.2020 N СР-09-03-31/36362 указано, что в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и пункта 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, при определении величин выбросов загрязняющих веществ хозяйствующие субъекты должны использовать методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе проверочных мероприятий выявлено, что в качестве методов определения состава и количества выбросов загрязняющих веществ от источников, загрязняющих атмосферу, ООО "РН-Комсомольский НПЗ" использовались в основном расчетные методы определения состава и количества выбросов согласно Перечня методик, используемых в 2017 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Генеральным директором АО "НИИ Атмосфера" 30.12.2016, в частности "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов веществ в атмосферный воздух", ОАО "НИИ Атмосфера", СПб, 2012 г.
Вместе с тем, указанная методика не входит в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Указанные обстоятельства ООО "РН-Комсомольский НПЗ" не отрицаются.
Оспаривая пункты 2, 3 предписания, общество ссылается на нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440" которым установлено, что "до 01.07.2021 при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации".
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, это не свидетельствует о нарушении управлением действующего законодательства, так как указанное Постановление принято 04.02.2021, то есть после вынесения оспариваемого предписания от 28.01.2021.
Арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ осуществляется проверка предписания на соответствие закону, действующему в момент его вынесения предписания.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства, действовавшим на дату его вынесения.
Апелляционный довод о том, что вышеуказанное Постановление Правительства распространяет свое действие на период с 01.01.2021, не принимается во внимание ввиду того, что возможность использования иных методик, ранее не включенных в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации", установлена до 01.07.2021, тогда как срок исполнения предписания до 04.10.2021.
Из пояснений представителя апеллянта в суде второй инстанции не следует, что заявитель обращался в установленном законом порядке за продлением срока исполнения спорного предписания.
Ссылка общества на то, что Перечень методик фактически был сформирован Росприроднадзором и Минприроды России только 28.06.2021, также отклоняется судебной коллегией, поскольку данный факт не влияет на законность предписания уполномоченного органа.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.08.2021 по делу N А73-5727/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 12.08.2021 N 118274, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5727/2021
Истец: ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ"
Ответчик: Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора