город Омск |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А75-7716/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10054/2021) акционерного общества "Городские электрические сети" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.08.2021 по делу N А75-7716/2021 (судья Чешкова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Городские электрические сети" (ОГРН 1028600957538, ИНН 8603004190, адрес: 628615, Ханты-мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Северная, дом 54А, строение 1) к Нижневартовскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и об отмене постановления N 27.10- 24-Ж-20 от 20.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Городские электрические сети" (далее - заявитель, АО "ГЭС", общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Нижневартовскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Служба) о признании незаконным и об отмене постановления N 27.10-24-Ж-20 от 20.05.2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.08.2021 по делу N А75-7716/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что у общества отсутствовала законодательно установленная обязанность уведомлять Ростехнадзор об аварии на сетях горячего водоснабжения, поскольку авария произошла в системе горячего водоснабжения, а не в системе теплоснабжения.
Податель апелляционной жалобы полагает, что Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.10.2015 N 1114 (далее по тексту - Правила N 1114), неприменимы к рассматриваемым отношениям, так как регулируют отношения по теплоснабжению, а не горячему водоснабжению.
Заявитель также отмечает, что аварийная ситуация в настоящем случае произошла на тупиковой магистрали горячего водоснабжения и вызвала необходимость приостановления горячего водоснабжения потребителей жилых домов в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). При этом срок проведения восстановительных работ составил 17 часов 05 минут, т.е. не превысил 24 часов подряд.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются. С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Нижневартовска в отношении АО "ГЭС" проведена проверка исполнения обществом жилищно-коммунального законодательства в части соблюдения сроков отключения горячего водоснабжения на территории района.
В ходе указанной проверки прокуратурой г. Нижневартовска установлено, что в период с 00 часов 15 минут по 17 часов 20 минут 29.03.2021 в связи повреждением подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 (повреждение трубы водовода Д150мм) отключено горячее водоснабжение, в результате чего прекращено предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению населению (1811 человек) г. Нижневартовска, проживающему по адресу: ул. Мира, д. N N 60/1, 60/2, 60/3, 60/4.
Таким образом, установлено, что в указанных многоквартирных домах горячее водоснабжение отсутствовало более 17 часов единовременно, что, по мнению прокуратуры, превысило допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды.
Собственником объекта "Сети горячего водоснабжения" (N 86:11:0000000:3645) является муниципальное образование город Нижневартовск.
Объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем на территории г. Нижневартовска переданы с 18.09.2019 во владение и пользование по концессионному соглашению N 3 от 18.09.2019 АО "ГЭС".
Прокуратурой 28.04.2021 возбуждено дело об административном правонарушении по факту несоблюдения обществом требований Правил N 354. Материалы административного дела направлены для рассмотрения в Нижневартовский отдел инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом Службы 20.05.2021 вынесено постановление N 27.10-24-Ж-20 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО "ГЭС" обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на отсутствие события правонарушения, неполное выяснение обстоятельств.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены, на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Положениями статьи 2.1 КоАП РФ предусматривается, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Для квалификации действий в соответствии с положениями статьи 7.23 КоАП РФ обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). В свою очередь, исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Подпунктом "г" пункта 3 названных Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Подпункт "а" пункта 31 Правил N 354 устанавливает обязанности исполнителя: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Пунктом 121 Правил N 354 установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в названных Правилах.
Так, в силу подпункта "а" пункта 115 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение.
Из материалов дела следует, что собственником объекта "Сети горячего водоснабжения" (N 86:11:0000000:3645) является муниципальное образование город Нижневартовск. Объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем на территории г. Нижневартовска переданы с 18.09.2019 во владение и пользование по концессионному соглашению АО "ГЭС".
В силу подпункта 4, 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии с пунктом 8.2 указанного концессионного соглашения концессионер (АО "ГЭС") обязан поддерживать объекты, переданные по концессионному соглашению, в исправном состоянии, своевременно проводить текущий и капитальный ремонт, модернизацию, мероприятия по переустройству указанных объектов на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования объектов концессионного соглашения новым, более производительным оборудованием.
Согласно пункту 2.2 Устава АО "ГЭС" (далее - Устав) основными видами деятельности указанного общества являются, в том числе производство пара и горячей воды (тепловой энергии), производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей.
Таким образом, АО "ГЭС" производит поставку коммунальных ресурсов в домовые сети как ресурсоснабжающая организация, несет ответственность за соблюдение режима и качества горячего водоснабжения и отопления жилых домов города Нижневартовска, и соответственно, обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилых домах, коммунальные услуги в необходимых объемах (до границы эксплуатационной ответственности).
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом, в период с 00 часов 15 минут по 17 часов 20 минут 29.03.2021 в связи повреждением подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 (повреждение трубы водовода Д150мм) отключено горячее водоснабжение, в результате чего прекращено предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению населению г. Нижневартовска проживающему по адресу: ул. Мира, д. N N 60/1, 60/2, 60/3, 60/4.
Горячее водоснабжение в указанных многоквартирных домах отсутствовало более 17 часов единовременно.
Пунктом 4 приложения N 1 Правил N 354 определена допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды, которая составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Как следует из представленных в материалы дела документов, рассматриваемая в рамках дела об административно правонарушении аварийная ситуация (авария) произошла на тупиковой магистрали горячего водоснабжения.
Указанные обстоятельства подтверждается представленными в материалы дела объяснениями (от 18.05.2021 исх. N И-НГ-2021-0858), схемой коммутации системы горячего водоснабжения (тупиковая магистраль) 8А микрорайона от ЦТП-8А/1, ЦТП-8А/2, из которых следует, что причиной прекращения предоставления горячего водоснабжения стало повреждение подземного трубопровода на участке от ЦТП-8А/1 до ТК-1 (повреждение трубы водовода Д 150 мм).
Как указывает заявитель и не опровергнуто административным органом, при таком характере повреждения организация подачи горячей воды потребителю по однотрубной схеме невозможна, поскольку на данном участке организована тупиковая схема коммутации системы горячего водоснабжения, для которой характерно отсутствие резервирующих магистралей, перемычек и пунктов распределения теплоносителя.
С учетом того, что авария произошла на тупиковой магистрали и обществом были произвело восстановительные работы в пределах 24 часов, вопреки выводам административного органа, поддержанным судом первой инстанции, событие вменяемого обществу правонарушения отсутствует.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по сведениям, предоставленным обществом и Северо-Уральским управлением Ростехнадзора, АО "ГЭС" информацию о произошедшей аварии в Северо-Уральское управление Ростехнадзора не направляло, что является нарушением установленного пунктом 5 Правил N 1114 порядка информирования о возникновении аварийной ситуации на тепловых сетях, повлекшей отключение 29.03.2021 жителей указанных многоквартирных жилых домов от коммунальных услуг - горячего водоснабжения.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Правила N 1114 изданы в соответствии с пунктом 15.2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ, Закон о теплоснабжении) и регулирует порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Согласно пункту 19.1. статьи 2 Закона N 190-ФЗ под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, Правила N 1114, регулируют порядок действия исключительно при аварийных ситуациях, происходящих в системах теплоснабжения, и не распространяются на аварийные ситуации, происходящие в системах ГВС (горячего водоснабжения).
В настоящем случае, как утверждает общество, запитка аварийного участка сети горячей воды производится от ЦТП-8а/1 (центрального теплового пункта). Иного источника горячего водоснабжения для указанных многоквартирных домов не имеется, что свидетельствует об организации закрытой системы горячего водоснабжения; данная система горячего водоснабжения представляет собой отдельный от тепловой сети трубопровод.
Указанные обстоятельства административным органом не опровергнуты, иного из материалов дела не следует.
Таким образом, у заявителя отсутствовала законодательно установленная обязанность об уведомлении Северо-Уральского управления Ростехнадзора о произошедшей аварии.
Кроме того, как верно отмечает податель апелляционной жалобы, отсутствие подобного уведомления в любом случае не может опровергать факт произошедшей аварии.
В силу части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем случае основания для привлечения общества к административной ответственности в связи с совершением правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, отсутствовали.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и об отмене постановления N 27.10-24-Ж-20 от 20.05.2021.
Следовательно, постановление Нижневартовского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 27.10-24-Ж-20 от 20.05.2021, подлежит признанию незаконным, а решение суда первой инстанции по настоящему делу - отмене.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам настоящей категории государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Городские электрические сети" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.08.2021 по делу N А75-7716/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные акционерным обществом "Городские электрические сети", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Нижневартовского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 27.10-24-Ж-20 от 20.05.2021, которым акционерное общество "Городские электрические сети" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
В соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае наличия у суда апелляционной инстанции доказательств получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения суда первой инстанции о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, судебные акты апелляционного суда, вынесенные единолично, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершения отдельных процессуальных действий, а также итоговые судебные акты направляются лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса посредством размещения этих судебных актов в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7716/2021
Истец: АО "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ