г. Тула |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А23-3281/2021 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.06.2021 по делу N А23-3281/2021 (судья Кретова И.А.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению управления Судебного департамента в Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001346313, ИНН 4027034646) к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001180059, ИНН 4027052324) о признании недействительным решения от 14.04.2021 N 050S19210001629,
УСТАНОВИЛ:
управление судебного департамента в Калужской области (далее - департамент) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 14.04.2021 N 050S19210001629.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Пенсионный фонд обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что в силу абз. 4 п. 40 Инструкции N 211н, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Следовательно, указанной нормой изменен правовой подход по привлечению страхователей к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета относительно лиц, сведения по которым за отчетный период не были представлены в составе формы СЗВ-М с типом "исходная", а представлены позже в качестве дополняющих сведений.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве" (далее - постановление N 10) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, департамент является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, в том числе, с и ведения по форме СЗВ-М. Департаментом 12.11.2020 в Пенсионный фонд представлены сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М "исходная" за октябрь 2020 года.
Департаментом 10.12.2020 в Пенсионный фонд представлена форма СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 года на одно застрахованное лицо, сведения в отношении которого в ранее поданной исходной форме отсутствовали.
По результатам проверки представленных департаментом сведений за октябрь 2020 года Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.03.2021 N 050S18210001103.
Должностным лицом Пенсионного фонда 14.04.2021 вынесено решение N 050S19210001629, которым департамент за непредставление в установленный срок сведений за октябрь 2020 года привлечено к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением Пенсионного фонда, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи с тем, что суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению 5 правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе по форме СЗВ-СТАЖ.
В силу п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения, представляемые в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 507 П.
Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) и Порядком заполнения форм сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019 N 485п.
Довод Пенсионного фонда о несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета относительно лиц, сведения по которым за отчетный период не были представлены в составе формы СЗВ-М с типом "исходная", отклоняется судом апелляционной инстанции на основании того, что суд первой инстанции верно установил следующее.
Судом области пришел к выводу, что исходные данные по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года представлены департаментом 12.11.2020, то есть в установленный законом срок.
Как усматривается из материалов дела, в исходную форму СЗВ-М за октябрь 2020 года не было внесено одно лицо, в связи с чем была представлена дополняющая форма СЗВМ. Сотрудник не указанный в исходной форме был принят в Дзержинский районный суд Калужской области - 30.10.2020, приказ о принятии на работу представлен в департамент в ноябре 2020 года. Сведения по застрахованным лицам, не содержащиеся в СЗВ-М за октябрь 2020 года с типом "исходная", были выявлены департаментом самостоятельно, а не в ходе контрольных мероприятий Пенсионного фонда. Дополняющая форма представлена - 10.12.2020.
В соответствии с абзацем 4 п. 40 Инструкции N 211 н в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Между тем, ст. 15 Закона N 27 закреплено право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного 26.12.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, а также в п. 36 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного 25.12.2019 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ возможно не применять.
В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27, в противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Кроме того, следует принять во внимание, что департамент задолженности по страховым взносам не имеет, нарушение не нанесло ущерб бюджету Пенсионного фонда, отсутствием умысла в нарушении сдачи отчетности, департамент является бюджетной организацией.
Также суд области верно установил, что положения ст. 15 Закона N 27 предоставляют страхователю (департаменту) право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что департамент самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) предоставленных сведений за октябрь 2020 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.06.2021 по делу N А23-3281/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3281/2021
Истец: Управление Судебного департамента в Калужской области
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области