г. Пермь |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А60-29998/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Атомстройкомплекс - Северное Сияние",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 августа 2021 года по делу N А60-29998/2021
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564,ОГРН 1076670011131)
к обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Атомстройкомплекс - Северное Сияние" (ИНН 6685183441, ОГРН 1216600007843)
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заявитель, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Атом-северное сияние" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2021 года заявленные департаментом требования удовлетворены, общество Специализированный застройщик "Атомстройкомплекс - Северное Сияние" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, полагая, что имеются основания для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить или изменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что департаментом ГЖИСН на основании обращения от 21.04.2021 N 16828 проведено административное расследование, в рамках которого в ходе визуального осмотра установлено, что на земельном участке на перекрестке улиц Кузнецова-Калинина в г. Екатеринбурге производились строительно-монтажные работы по строительству объекта, обладающего признаками капитального сооружения. С северо-восточной стороны стройплощадки (со стороны детского сада N 428) вдоль границы отведенного под строительство земельного участка выполнена разработка котлована и устройство шпунтового ограждения от планировочной отметки земли 269,18 до отметки 265,50 (граница обвязочного пояса). Выполнено устройство двух пробных инъекционных грунтовых анкеров в/о 32а-34а/На и в/о Ка-Ла/32а (испытания не производились). С юго-западной стороны стройплощадки выполнено устройство котлована размерами 37x21 м до отметки 265,00 для последующего устройства шпунтового ограждения в/о 1с-11 с/На вдоль границы землеотвода.
Извещений о начале строительства каких-либо объектов капитального строительства на вышеуказанном земельном участке на момент осмотра в адрес департамента ГЖИСН не поступало.
Согласно информации, полученной из Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, разрешения на строительство на вышеуказанном участке не выдавались.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106104:253 является общество СЗ "Атом-северное сияние".
По факту установленных нарушений ч. 1, ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации департаментом в отношении ООО СЗ "Атом-северное сияние" составлен протокол об административном правонарушении от 21.05.2021 N 29-16-30/92, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и привлек его к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключение временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность получить разрешение на строительство (реконструкцию) возлагается на застройщика.
Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Факт проведения обществом на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 66:41:0106104:253 строительно-монтажных работ по строительству объекта, обладающего признаками капитального сооружения, в отсутствие соответствующего разрешения на строительство установлен судом, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вмененного правонарушения выразилась в том, что у общества имелась возможность для соблюдения требований части 1, части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего градостроительного законодательства.
Обстоятельств, препятствующих исполнению обществом обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено судом с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб., что менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Между тем, при определении меры ответственности за совершенное правонарушение судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключить возможность их произвольного истолкования и применения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество СЗ "Атомстройкомплекс - Северное Сияние" является субъектом малого и среднего предпринимательства, относится к категории микропредприятие; ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, что подтверждает и административный орган; в результате совершенного деяния не был причинен вред и не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб (иного не доказано).
Кроме того, следует учесть, что в настоящий момент разрешение на строительство вышеуказанного объекта капитального строительства обществом получено, противоправное деяние прекращено.
Таким образом, в рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлена совокупность обстоятельств, позволяющих применить положения части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, и назначить обществу административное наказание в виде предупреждения.
В данном случае такая мера ответственности согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению в части назначения административного наказания на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2021 года по делу N А60-29998/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Атомстройкомплекс - Северное Сияние" (ИНН 6685183441, ОГРН 1216600007843) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде предупреждения".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29998/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК АТОМСТРОЙКОМПЛЕКС-СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ