г. Тула |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А23-3232/2021 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.06.2021 по делу N А23-3232/2021 (судья Кретова И.А.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001180059, ИНН 4027052324) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Россиянка" Центр развития ребенка" города Калуги (г. Калуга, ОГРН 31024001341770, ИНН 4028019055) о взыскании суммы финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в размере 127 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Россиянка" Центр развития ребенка" города Калуги (далее - учреждение) о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в размере 127 000 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Пенсионный фонд обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что учреждение представило сведения с нарушением установленного законом срока, в связи с чем возможна переплата пенсии работникам - пенсионерам учреждения.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве" (далее - постановление N 10) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, учреждение является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведения по форме СЗВ-М. Учреждением 08.06.2020 в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за отчетный период апрель 2020 года.
Поскольку сведения представлены обществом не в установленный законом срок, Пенсионным фондом 29.07.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 050S18200003561.
По результатам рассмотрения акта Пенсионным фондом 10.09.2020 вынесено решение N 050S19200004238, которым учреждение за непредставление в установленный срок сведений за апрель 2020 года привлечено к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 127 500 рублей.
Решение в адрес страхователя направлено по почте 14.09.2020. Пенсионным фондом учреждению выставлено требование от 08.10.2020 N 050S01200004833 об уплате в срок до 30.10.2020 финансовых санкций за совершение правонарушения.
Неисполнение учреждением требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионным фондом в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи с тем, что суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
На основании ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению 5 правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе по форме СЗВ-СТАЖ.
В силу п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения, представляемые в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 507 П.
Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные ст. 11 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Размер штрафной санкции 127 500 руб. в решении от 10.09.2020 N 050S19200004238 определен в соответствии с требованиями ст. 17 Закона N 27. Однако, в заявлении Пенсионный фонд просил взыскать с учреждения 127 000 руб.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
На основании ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Позиция апеллянта о том, что учреждение представило сведения с нарушением установленного законом срока, в связи с чем возможна переплата пенсии работникам - пенсионерам учреждения, не принимается во внимание на основании того, что судом области правомерно установлено следующее.
В отчете от 06.05.2020 за апрель 2020 года, ошибочно был указан отчетный период май 2020 года.
На самом деле это был отчет за апрель 2020 года, поскольку май 2020 года еще не прошел и срок представления отчета за май 2020 года еще не наступил. Пенсионным фондом был принят указанный отчет.
Учреждение 05.06.2020 направило отчет СЗВ-М за май 2020 года и получило отрицательный протокол с отметкой, что отчет не принят, поскольку 06.05.2020 уже был направлен исходный отчет СЗВ-М за май 2020 года. После выяснения ошибки учреждение 09.06.2020 направило СЗВ-М "исходная" за апрель 2020 года и СЗВ-М "дополняющая" за май 2020 года.
Учреждение не могло сдать 06.05.2020 отчет СЗВ-М за май 2020 года, так как этот отчетный период еще не наступил. В подтверждение страхователем представлены протокол проверки отчетности от 06.05.2020 о принятии формы СЗВ-М "исходная" за май 2020 года, уведомление Пенсионного фонда об устранении ошибки от 06.06.2020, протокол проверки отчетности от 09.06.2020 о принятии формы СЗВ-М "исходная" за апрель 2020 года, протокол проверки отчетности от 09.06.2020 о принятии формы СЗВ-М "дополняющая" за май 2020 года.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что имеет место техническая ошибка и не может быть квалифицированно как непредставление в установленный срок отчета по форме СЗВ-М за апрель 2020 года.
Сопоставив представленные документы, суд области верно установил, что первоначально отчет СЗВ-М за апрель 2020 года был представлен своевременно, а внесение в него изменений в части указания периода в связи с исправлением допущенной при заполнении технической ошибки не свидетельствует о несвоевременном представлении сведений за апрель 2020 года и не образует состав и событие правонарушения, предусмотренные абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Допущенную техническую ошибку учреждение исправило.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым
Суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств допущенного нарушения, учитывая формальный характер состава правонарушения, совершения правонарушения впервые и отсутствия в деле сведений о задолженности по страховым взносам, а также отсутствия неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц, исходя из конституционных принципов дифференциации, индивидуализации, соразмерности и справедливости назначения наказания, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности.
Кроме того, учреждение является муниципальным бюджетным учреждением, основным видом деятельности которого является дошкольное образование.
Штраф не должен превращаться из меры воздействия, направленной на предупреждение нарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. В рассматриваемом случае на значительность размера штрафа повлияло большое количество работников, а не тяжесть совершенного нарушения.
Учреждение отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за апрель отправил 08.06.2020 длительность пропуска составила 23 дня с 16 мая по 07 июня, а перерасчет пенсии уволившегося пенсионера произойдет не ранее чем через три месяца после даты увольнения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Пенсионного фонда о взыскании с учреждения финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в размере 127 000 руб.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.06.2021 по делу N А23-3232/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3232/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области
Ответчик: МБДОУ "Россиянка" Центр развития ребенка" города Калуги, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Россиянка центр развития ребенка города Калуга