г. Москва |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А40-37289/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2021 по делу N А40-37289/21 (122-142)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) ОАО "РЖД", 3) ОАО "МГТС"
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Сорокина Е.Ю. по дов. от 23.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Сорокина Е.Ю. по дов. от 11.11.2020; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также - ответчик, Управление), в котором просит признать недействительным (незаконным) уведомление Управления Росреестра по Москве от 18.12.2020 N КУВД-001/2020-14487047/3 (MFC0558/2020-363001) об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И-01-001992 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:5410, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Каланчевская; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию договора аренды от 02.09.2020 N И-01-001992 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:5410, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Каланчевская.
Решением суда от 09.07.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на незаконность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель Правительства Москвы также возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления Росреестра по Москве, ОАО "РЖД" и ОАО "МГТС", извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 09.09.2020 N КУВД-001/2020-14487047 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И-01-001992 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:5410, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Каланчевская.
Уведомлением от 18.09.2020 N КУВД-001/2020-14487047/1 Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 02.09.2020 N И-01-001992.
Департаментом было направлено письмо от 02.12.2020 ДГИ-И-86586/20 с ответом на обозначенные Управлением Росреестра по Москве недостатки.
Уведомлением от 18.12.2020 N КУВД-001/2020-14487047/3 (MFC-0558/2020- 363001) Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 02.09.2020 N И01-001992, в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Государственная регистрация недвижимости с 01.01.2017 осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлен в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п.1 ст.18 указанного Федерального закона заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Пунктом 4 данной статьи (если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений) установлен перечень документов (сведений), необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в силу ч.6 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае Управление, отказывая в государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И01-001992, Управление Росреестра по Москве ссылается на то, что заявителем не был представлен оригинал доверенности подписанта указанного договора со стороны Арендатора.
В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 8 указанной статьи, при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
В силу п. 12 указанной статьи, в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления, доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности.
Согласно ст. 21 указанного Федерального закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документами, устанавливающими наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества, могут являться договоры, решения суда, нотариально удостоверенные сделки, иные документы, перечисленные в ст. 14 указанного Федерального закона.
Между тем, прямого указания в законе на необходимость подачи оригинала доверенности подписантов сделки, выступающих от имени юридического лица, не имеется.
На основании п. 5 указанной статьи, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законам.
Кроме того, в описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 09.09.2020 указана "Доверенность от 28.07.2020 N ДКРС-306/Д". Между тем, каких-либо свидетельств о том, что указанная доверенность не соответствует требованиям законодательства, Управлением Росреестра по Москве предоставлено не было.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И01-001992, Управление Росреестра по Москве ссылается на то, что сведения о видах разрешенного использования объекта аренды не актуализированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением "Об Управлении ведения ЕГРН", утвержденным приказом Росреестра от 05.10.2017 N П/0450, в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлением ведения ЕГРН, далее - Управление) осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа.
Исходя из вышеизложенного, поддержание сведений ЕГРН в актуальном виде находится в рамках обязанностей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Отказывая в государственной регистрации договора аренды от 02.09.2020 N И01-001992, Управление Росреестра по Москве ссылается на то, что указанный договор не содержит ограничений, связанных с нахождением земельного участка в границах Охранной зоны кабельной линии Подстанция 220/20 кВ "Мещанская с заходами КЛ-220 кВ.3-й пусковой комплекс. Кабельная линия 220 кВ ПС "Красноскльская" - ПС "Мещанская" (Охранная зона инженерных коммуникаций); в границах улично-дорожной сети; в зоне культурного слоя в границах города Москвы XVIII в. (Камер-Коллежского вала) (достопримечательное место); в охранной зоне объектов культуного наследия.
В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 26 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.
Между тем, представленный на регистрацию договор аренды от 02.09.2020 N И01-001992 содержит в себе все ограничения, предусмотренные действующим законодательством в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:5410, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Каланчевская.
Так, в соответствии с п. 4.7 Договора Арендатору запрещается проведение земляных работ без получения соответствующего разрешения.
В силу п. 5.8 Договора, Арендатор обязуется не осуществлять на земельном участке работы без разрешения компетентных органов (в том числе архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных), если такие разрешения требуются.
В соответствии с п. 5.11 Договора, Арендатор обязуется осуществить архитектурно-строительное проектирование, получение разрешения на строительство, строительство и ввод в эксплуатацию объекта в соответствии с правилами и нормативами действующего законодательства Российской Федерации и города Москвы, в том числе техническими регламентами ГОСТ, СНиП, МГСН.
Договор, также содержит и иные упоминания об ограничениях, установленных правилами землепользования в отношении объекта аренды.
При этом, все актуальные сведения о наличии участка в границах зон с особыми условиями использования, а также особые отметки об обеспечении доступа к земельному участку с кадастровым номером 77:01:0003040:5410, содержатся в выписке из ЕГРН, являющейся неотъемлемой частью договора аренды.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд в своем решении, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении указанного объекта недвижимости.
Таким образом, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Москве не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2021 по делу N А40-37289/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37289/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"