г. Москва |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А40-106994/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания О.В.Григорьевой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2021 по делу N А40-106994/21 (21-769)
по заявлению ПАО "МОЭК" (ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092)
к Госинспекции по недвижимости (ИНН 7701679961, ОГРН 5067746661351)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Корнева А.С. по доверенности от 13 октября 2018; |
от ответчика: |
Хайбуллин Р.Р. по доверенности от 12 января 2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Госинспекции по недвижимости от 13.04.2021 о назначении административного наказания по делу N 1860-ЗУ/9058677- 21 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11 КоАП РФ
Решением суда от 12.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Инспекция обратиласть в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв. Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 09.03.2021 главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Южному административному округу Госинспекции по недвижимости Быстровым С.И. проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, вл. 26, корп. 1А.
По сведениям Информационной системы по формированию, и ведению единого реестра объектов недвижимости города Москвы (ИС РЕОН), земельный участок, общей площадью 169 кв. м, с кадастровым номером 77:05:0012003:23989, земельно-правовые отношения не оформлены.
В ходе обследования (рапорт от 09.03.2021 N 9058677) установлено, что на земельном участке располагается тепловой павильон (ЦТП), общей площадью 297,2 кв. м, используемое ПАО "МОЭК". По сведения МосГорБТИ на земельном участке учтено: строение с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, д.26, корп. 1 А, кадастровый номер: 77:05:0012003:1057, запись ЕГРН N77-77-05/067/2013-010 от 26.06.2013, площадью 297,2 кв.м., принадлежащее на праве собственности ПАО "МОЭК".
Согласно данным единого государственного реестра недвижимости, право собственности ПАО "МОЭК" на указанный земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Таким образом по мнению административного органа, ПАО "МОЭК" использует земельный участок с адресным ориентиром г. Москва, ул. Борисовские Пруды, д.26, корп. 1А, площадью 169 кв. м., с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов.
На момент планового (рейдового) обследования указанного земельного участка земельно-правовые отношения с ПАО "МОЭК" надлежащим образом не оформлены.
Административным органом установлено, что ПАО "МОЭК", занимает и использует земельный участок площадью 169 кв. м под размещение нежилого здания с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
В связи с чем, заявителем нарушены п. 6, 7 ст. 4, пп. 1.1 п.1 ст.8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Данный факт зафиксирован в рапорте о результатах планового (рейдового) обследования от 09.03.2021 N 9058677, в протоколе об административном правонарушении от 31.03.2021 N 9058677 и подтвержден материалами дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
ПАО "МОЭК" является собственником здания павильона N 2108, площадью 297,20 кв.м с кадастровым номером 77:05:0012003:1057, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, д. 26, корп. 1 А (номер записи ЕГРН 77-77-05/067/2013-010 от 26.06.2013, далее - Здание).
Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 77:05:0012003:23989, 77:05:0012003:23990 (далее - Земельные участки).
ПАО "МОЭК" обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы (далее -Департамент) с заявлением о заключении договора аренды Земельных участков. На основании данного заявления Департамент представил ПАО "МОЭК" проект договора, в котором была указана неверная кадастровая стоимость земельных участков и размер арендной платы за их использование. В связи с указанными обстоятельствами договор аренды земельных участков заключен не был.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
В целях заключения договора аренды Земельных участков ПАО "МОЭК" предприняло следующие действия.
ПАО "МОЭК" подало заявление в Департамент на оформление договора аренды земельного участка.
В ответ на заявление ПАО "МОЭК" Департамент представил проект договора аренды.
Изучив проект договора ПАО "МОЭК" установило, что в договоре неверно указана кадастровая стоимость и размер арендной платы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0012003:23990 (Земельный участок N 23990).
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 48 размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности г. Москвы устанавливается на основании кадастровой или рыночной стоимости.
В соответствии с проектом договора арендная плата за период с 21.12.2017 по 31.12.2020 рассчитана исходя из 0,7 % от кадастровой стоимости, установленной для вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
В соответствии с указанным видом разрешенного использования: в период с 21.12.2017 по 31.12.2018 кадастровая стоимость Земельного участка N 23990 составляла 1 545 454,80 руб., годовая арендная плата- 10 818,18 руб.
- в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 кадастровая стоимость Земельного участка N 23990 составляла 1 499 010,80 руб., годовая арендная плата - 10 493,08 руб.
Однако фактическое использование Земельного участка N 23990, начиная с 21.12.2017 соответствует виду разрешенного использования "Для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства 3.1.1". Кадастровая стоимость Земельного участка N 23990 в соответствии с данным видом использования составляет 91 227,20 руб., арендная плата - 638, 59 руб.
Проектом договора аренды была предусмотрена завышенная арендная плата за период с 21.12.2017 по 31.12.2020.
В связи с указанными выше несоответствиями размера кадастровой стоимости и арендной платы Земельного участка N 23990 проект договора был возвращен в Департамент на доработку.
В последующем из Департамента поступил проект договора аренды без учета замечаний ПАО "МОЭК" в части изменения кадастровой стоимости Земельного участка N 23990 и размера арендной платы. При этом Департамент в обоснование своей позиции ссылался на то, что им используется информация о кадастровой стоимости Земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок
Таким образом, размер арендной платы за Земельный участок N 23990 в период с 21.12.2017 по 31.12.2020 был значительно завышен в связи с неверными сведениями о виде разрешенного использования, внесенными в 2017 году в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) при постановке земельного участка N 23990 на кадастровый учет.
В целях устранения указанного выше несоответствия ПАО "МОЭК" обратилось в Департамент с заявлением о необходимости направления в Управление Росреестра по г. Москве обращения об исправлении технической ошибки, допущенной в 2017 году при постановке земельного участка на кадастровый учет (копия письма ПАО "МОЭК" от 02.04.2021 прилагается).
В ответ на обращение ПАО "МОЭК" от 02.04.2021 Департамент представил письмо, согласно которому Общество вправе самостоятельно обратиться в Управление Росреестра по г. Москве по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка N 23990 (копия письма Департамента от 22.04.2021 прилагается).
Руководствуясь разъяснениями Департамента, ПАО "МОЭК" обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при постановке на кадастровый учет земельного участка N 23990, и внесении изменений в сведения ЕГРН в части указания вида разрешенного использования земельного участка с даты его постановки на кадастровый учет (копия обращения прилагается).
ПАО "МОЭК" не уклоняется от заключения договора аренды земельных участков. Напротив, Обществом предпринимаются все зависящие от него меры для заключения данного договора. Отсутствие заключенного договора аренды на момент вынесения обжалуемого Постановления обусловлено действиями Департамента по ошибочному внесению в 2017 году в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования Земельного участка N 23990.
Согласно статье 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка.
В соответствии со статьями 125, 214 ГК РФ, пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП (Положение о Департаменте) Департамент осуществляет права собственника земельных участков от имени города Москвы.
Кроме того, в соответствии с пунктами 6.1.8, 6.22.6 Положения о Департаменте данный орган представляет документы для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости; обеспечивает проведение работ по образованию земельных участков, включая обращение с заявлениями об их кадастровом учете.
Также пунктом 3 распоряжения Департамента от 06.10.2017 N 33220 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, влд. 26, к. 1А" предусмотрено установление земельному участку вида разрешенного использования 3.1 - коммунальное обслуживание (копия распоряжения прилагается).
Однако согласно выписке ЕГРН от 22.12.2017 N 99/2017/49512728 (копия прилагается) при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет установлен вид разрешенного использования 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что противоречит Распоряжению и не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Таким образом, при постановке Земельного участка N 23990 на кадастровый учет Департамент не обеспечил соответствие сведений о разрешенном виде его использования, содержащихся в ЕГРН, фактическому виду использования.
Из изложенного выше следует, что оформление договора аренды земельного участка между Департаментом и ПАО "МОЭК" на дату вынесения обжалуемого Постановления не было закончено по причинам, независящим от волеизъявления и действий ПАО "МОЭК", а исключительно вследствие предоставления Департаментом ошибочных сведений при постановке Земельного участка N 23990 на кадастровый учет в 2017 году. В случае, если бы сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в ЕГРН соответствовали фактическому виду использования Земельного участка N 23990, договор аренды был бы заключен.
Административное дело в отношении ПАО "МОЭК" возбуждено по ч. 1 ст. 6.11 КоАП города Москвы, диспозицией которой установлена ответственность за использовании земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.13 КоАП города Москвы.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" основания для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в ч. 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы.
В силу п. 6 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" в качестве основания для занятия и использования земельного участка являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства г. Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами г. Москвы.
Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" от 19.12.2014 N 48 органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Часть 3 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2014 N 48 указывает, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, использование земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами г. Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.13 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50.000 до 100.000 руб.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) юридического лица, в пользовании которого находится земельный участок г. Москвы или земельный участок, собственность на который не разграничена, нарушающих установленные нормативными правовыми актами г. Москвы требования по оформлению необходимых документов для правомерного использования земельного участка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях ПАО "МОЭК" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.11 КоАП г. Москвы, что соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ влечет прекращение производства по делу.
Указанный правовой подход подтверждается сложившейся судебной практикой (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2021 по делу N А40-253338/20).
В этой связи вина ПАО "МОЭК" в выявленном нарушении отсутствует, оформить договор ранее, учитывая ошибку в виде разрешенного использования не представлялось возможным.
Таким образом, в действиях заявителя отсутствует вина как элемент состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что исключает привлечение ПАО "МОЭК" к административной ответственности в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.
Как пояснил представитель общества, 30.09.2021 такой договор аренды заключен.
Согласно п. 4 ст. 210 АПК РФ с учетом положений п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, суд считает недоказанным событие вмененного в вину общества административного правонарушения, вину общества в совершении указанного правонарушения, и как следствие недоказанность административным органом состава административного правонарушения.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об удовлетворения заявленных требований является правомерным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2021 по делу N А40-106994/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106994/2021
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ