г.Москва |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А40-17193/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, по общим правилам искового производства, дело N А40-17193/21 по иску ПАО "ТГК - 2" (ОГРН 1057601091151) к ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ" (ОГРН 1035006114208) о взыскании долга в сумме 58 833,01 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Коноплева А.О. по доверенности от 15.06.2021 N 26,
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 23.07.2021 требования ПАО "ТГК N 2" (далее - истец) о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (далее - ответчик, заявитель) 58.833,01 руб. задолженности по оплате коммунальных услуг - удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что суд необоснованно взыскал денежные средства, указал на то, что материалами дела не подтвержден факт передачи в оперативное управление спорных объектов недвижимости в заявленный истцом период, сослался на невозможность рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Определением от 31.08.2021 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А40-17193/21 по правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в связи с тем, что суд первой инстанции рассмотрел заявленные исковые требования в порядке упрощенного производства, вопреки требованиям ч.2 ст.227 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика возражал относительно удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении искового заявления отказать. Представил письменные объяснения в порядке ст.81 АПК РФ.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало, в связи с этим суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71, ч.6.1 ст.268 АПК РФ, изучив доводы искового заявления, письменных объяснений, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией, подающей коммунальный ресурс.
Единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны РФ от 14.11.2018 принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Истец указывает, что квартиры в многоквартирных домах в городе Кострома по адресам: ул. Никитская д.60А кв.6, кв. 58, кв. 79, кв. 35, ул. Профсоюзная д. 18А кв.58, ул. Профсоюзная д. 18 кв. 60, пос. Новый д. 14 кв. 40., пр-д Студенческий д.29/14 кв.141 находятся в федеральной собственности.
В названные многоквартирные жилые дома города Костромы поставлялась теплоэнергия для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
На праве оперативного управления полномочия собственника имущества МИНОБОРОНЫ РОССИИ осуществляет ответчик.
За ответчиком, как за правообладателем указанных жилых помещений, на момент заключения договоров найма служебного жилого помещения и до заселения граждан по вышеуказанным договорам, числится задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 58.833,01 руб., в том числе по адресам:
- ул.Никитская д.60А кв.6 (л/с 111000091) за период апрель 2019 в размере 2.200,89 руб.
- ул.Профсоюзная д. 18а кв.58 (л/с 804101996) за период август 2018 - 28 ноября 2018 в размере 4.572,37 руб.
- ул.Профсоюзная д. 18 кв.60 (л/с 804101347) за период январь 2020 - август 2020 года в размере 13.404,77 руб.
- ул.Никитская д.60А кв.58 (л/с 111000077) за период сентябрь 2019-25 июнь 2020 года в размере 11.237,10 руб.
- ул.Никитская д.60 кв.79 (л/с 111000021) за период октябрь 2019 - сентябрь 2020 года в размере 5.213,43 руб.
- ул.Никитская д.60А кв.35 (л/с 111000159) за период январь 2019 - ноябрь 2020 года в размере 7.175,69 руб.
- пос.Новый д.14 кв.40 (л/с 111000182) за период 1 мая 2020 - 20 мая 2020 года в размере 620,98 рублей.
- пр-д Студенческий 29/14 кв.141 (л/с 31007372) за период октябрь 2019 - 13 апреля 2020 в размере 14.407,78 руб.
Досудебное требование истца, изложенное в претензии, оставлено ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (п.1 ст.309 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (Постановление от 11.08.2011 г. N 11/158. с 01.03.2017 г. Постановление от 27 февраля 2017 г. N 2-нп) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Костромской области.
Нормативы расхода горячей воды на территории Костромской области, утверждены Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28.05.2013 г. N 4-НП.
В связи с тем. что Истец осуществляет регулируемый вид деятельности, тариф на тепловую энергию согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
На территории Костромской области данным органом является Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" устанавливает тарифы на тепловую энергию.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2014 N 14/476 установлены тарифы на тепловую энергию на 2015 год. Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/523 установлены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 гг. Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 14.12.2018 N18/485 установлены тарифы на тепловую энергию на 2019-2023 гг.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно статье 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Так, жилые помещения, расположенные по адресам: г. Кострома, ул.Никитская, д.60а, кв.6, 58, 79, 35; г.Кострома, пр.Студенческий, д. 29/14, кв.141; г.Кострома, пос. Новый, д.14, кв.40 на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не закреплены, на балансе Учреждения не стоят.
Как следует из выписки ЕГРН правообладателем квартиры 141, расположенной по адресу: г.Кострома, пр.Студенческий, д.29/14, является Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Костромская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации. Правопреемником указанного Учреждения является ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны, о чем свидетельствует выписка ЕГРЮЛ (приложена к настоящим пояснениям).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Решений о передаче квартир расположенных по адресам:
-г. Кострома, ул. Никитская, д. 60 а, кв. 6, 58, 79, 35;
-г. Кострома, пос. Новый, д. 14, кв. 40,
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления собственником имущества, Российской Федерацией в лице Минобороны России, не принималось, соответствующие приказы в адрес ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не поступали.
Таким образом, названные выше квартиры на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не закреплены, на его балансе не состоят.
В связи с выше изложенным подлежат исключению следующие суммы задолженности:
- 2.200,89 рублей (задолженность по кв. 6, расположенной по адресу ул.Никитская, д.60А);
- 11.237,10 рублей (задолженность по кв.58, расположенной по адресу ул.Никитская, д.60А);
- 5.213,43 рублей (задолженность по кв.79, расположенной по адресу ул.Никитская, д.60А);
- 7.175,69 (задолженность по кв. 35, расположенной по адресу ул. Никитская, д. 60А);
- 620,98 рублей (задолженность по кв.10, расположенной по адресу пос. Новый, д. 40)
- 14.407,78 рублей (задолженность по кв. 141, расположенной по адресу пр-д Студенческий, д.29/14).
Таким образом, общая сумма по названным выше адресам составляет 40.855,87 рублей и подлежит исключению из общей суммы исковых требований, поскольку истцом не доказано, что на ответчике, в спорный период, лежало бремя несения расходов по уплате за поставленный тепловой ресурс.
В свою очередь представленными в материалы дела документами подтверждается, что за ответчиком, как за правообладателем жилых помещений, на момент заключения договоров найма служебного жилого помещения и до заселения граждан числится задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 17.977,14 рублей по адресам: ул.Профсоюзная д.18а кв.58 (л/с 804101996) за период август 2018 - 28 ноября 2018 в размере 4.572,37 рублей и ул.Профсоюзная д. 18 кв.60 (л/с 804101347) за период январь 2020 - август 2020 года в размере 13.404,77 рублей.
Доказательств, полной и своевременной оплаты названной части долга, ответчик суду, в порядке ч.1 ст.65 АПК РФ, не представил.
Вместе с этим, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что бремя доказывания заселенности/незаселенности спорных помещений лежит на ответчике, который уполномочен управлять спорным имуществом, следовательно обязан документально подтвердить, что бремя несения расходов по уплате за поставленный тепловой ресурс, в спорный период, перешло к иному лицу.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств оплаты задолженности, возникшей вследствие неуплаты поставленной теплоэнергии, в силу положений ст.ст.210, 309, 310, 544 ГК РФ, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания 17.977,14 руб., а в удовлетоверниии остальной части исковых требований следует отказать, ввиду того, что истцом, вопреки требованиям ст.65 АПК РФ, не доказан факт передачи в собственность ответчику квартир, расположенных по адресам: г.Кострома, ул.Никитская, д.60А кв.6, 35, 58, 79, г.Кострома, пос.Новый, д.40, кв.10, г.Кострома, пр-д Студенческий, д.29/14, кв.141.
Расходы по оплате госпошлины распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, ч.6.1 ст.268, ст.ст.269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2021 по делу N А40-17193/21 отменить.
Взыскать с ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН 1035006114208) в пользу ПАО "ТГК-2" (ОГРН 1057601091151) долг в сумме 17 977 (семнадцать тысяч девятьсот семьдесят семь) руб. 14 (четырнадцать) коп., судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску, в сумме 719 (семьсот девятнадцать) руб.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17193/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ