г.Москва |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А40-116249/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Спецстройэксплуатация"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2021
по делу N А40-116249 (146-851)
по заявлению АО "Спецстройэксплуатация"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Лозинская М.С. по дов. от 13.05.2021; |
от ответчика: |
Аленков А.В. по дов. от 21.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецстройэксплуатация" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления ФАС России (далее также - ответчик, антимонопольный орган) от 21.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 20/04/19.8.2-17/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.19.8.2 КоАП РФ.
Решением от 22.07.2021, принятым по данному делу, заявленные Обществом требования оставлены судом без удовлетворения. При этом суд исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления антимонопольного органа, посчитав порядок привлечения к административной ответственности соблюденным.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления антимонопольного органа. При этом податель жалобы указывает, что обязанность по представлению информации в уполномоченный орган установлена исключительно для физических и юридических лиц, а также держателей реестров акционеров акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны безопасности государства.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемого постановления антимонопольного органа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя Общества, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании обращения Росимущества от 22.01.2020 N ИП-04/1564 (вх. N 104414-М/20 от 22.01.2020) о необходимости подготовки и направлении перечней акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых подлежат приватизации в 2020-2022 годах, на предмет их отнесения к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение, а также в целях контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, ФАС России в адрес АО "Спецстройэксплуатация" направлено требование о представлении соответствующих документов (информации) от 05.02.2020 N ЦА/7863/20.
Данное требование направлено заявителю по адресу места нахождения (регистрации): 101000, г.Москва, ул.Мясницкая, д.41, стр.5.
Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "отслеживания почтовых отправлений" по почтовому идентификатору N 12571942285336, копия названного требования была получена заявителем 10.02.2020.
Между тем истребованные сведения Обществом представлены не были. Доказательств невозможности предоставления Обществом испрашиваемых документов (информации), в ФАС России не представлено.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества 03.12.2020 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 20/106235/20 по ч.3 ст.19.8.2 КоАП РФ (л.д.84).
21.12.2020 заместителем руководителя ФАС России вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 20/04/19.8.2-17/2020, в соответствии с которым АО "Спецстройэксплуатация" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В настоящем случае суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления ответчика.
В соответствии с ч.3 ст.19.8.2 КоАП РФ непредставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, сведений (информации), предусмотренных законодательством об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа в установленный им срок, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч.4 ст.13 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" физические и юридические лица, в том числе держатели реестров акционеров акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, обязаны представлять по требованию уполномоченного органа в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной или устной форме и иную необходимую для осуществления уполномоченным органом своих функций информацию, включая информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.
Федеральная антимонопольная служба в силу п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
К компетенции уполномоченного органа отнесено исполнение государственно значимых функций, в частности, по осуществлению контроля за действиями, которые совершаются с участием или в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В целях осуществления указанных функций уполномоченным органом определяется факт отнесения/неотнесения хозяйственного общества к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение.
Неисполнение законодательно предусмотренной обязанности по представлению документов влечет невозможность оптимально исполнять возложенные на ФАС России функции по контролю, а равно осуществлять действия, направленные на обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с нормами частей 1 - 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Довод Общества о том, что на него не распространяются положения ч.4 ст.13 Закона N 57-ФЗ, поскольку АО "Спецстройэксплуатация" не является обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку обязанность представлять затребованные сведения прямо установлена вышеприведенной частью 4 статьи 13 Закона N 57-ФЗ в том числе в отношении юридических лиц, которые не являются хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что АО "Спецстройэксплуатация", не предоставив запрашиваемые ФАС России документы и сведения, нарушило ч.4 ст.13 Закона N 57-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении Обществом требования антимонопольного органа противоречат материалам дела. Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "отслеживания почтовых отправлений" по почтовому идентификатору N 12571942285336, копия требования была получена заявителем 10.02.2020 (л.д.94).
В удовлетворении ходатайства Общества о направлении запроса в АО "Почта России" о предоставлении копии документов, подтверждающих направление в его адрес почтового отправления N 12571942285336, апелляционным судом отказано, принимая во внимание, что Общество вправе было самостоятельно обратиться с запросом в АО "Почта России", между тем данной возможностью не воспользовалось.
При каких-либо сомнений относительно факта получения Обществом требования ФАС России при наличии вышеуказанного отчета об отслеживании почтового отправления у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.8.2 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель запрошенную антимонопольным органом информацию (сведения) в установленный срок не представил.
При этом непредставление Обществом затребованной информации препятствует осуществлению антимонопольным органом возложенных на него функций и полномочий.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Документов, подтверждающих невозможность представления запрошенной ФАС России информации в установленный срок, заявителем в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.3 ст.19.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления антимонопольного органа, и, как следствие, - о правомерности вывода суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2021 по делу N А40-116249/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116249/2021
Истец: АО "СПЕЦСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА