г. Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А41-17443/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании представителей:
от административного орган по делу - МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу - Абанников О.А. по доверенности от 29.12.2020,
от заинтересованного лица по делу - ООО "МобиТим" - Анджаев А.В. по доверенности 30.08.2021,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МобиТим" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2021 по делу N А41-17443/21 по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу о привлечении ООО "МобиТим" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу (далее - управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "МобиТим" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.07.2021 заявленные требования удовлетворены. ООО "МобиТим" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Продукция, изъятая протоколом ареста N 0101/021220/06744-4ю от 03.12.2020, направлена на уничтожение.
ООО "МобиТим" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "МобиТим" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в адрес Управления поступило обращение гр. Плотникова Д.А. от 05.11.2021 (от 09.11.2020 вх.Nо2-418), доведенное письмом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от 10.11.2020 Nу2-14217/11-11, а так же поступило аналогичное обращение от 05.11.2020 (от 10.11.2020 вх.N О-5641), доведенное письмом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 16.11.2020 N 17005/02-03, содержащее следующее информацию.
ООО "МоБиТим" адрес места осуществления деятельности: 142970, Московская обл. рп. Серебряные Пруды, улица Механизаторов, 31, осуществляет производство алкогольной продукции - сидр яблочный полусладкий игристый "Дальняя Дача N 3", объем 0,5 л., крепость 4,0% с нарушением действующего законодательства РФ, а именно: данная алкогольная продукция не соответствует требованиям ГОСТ, общество осуществляет производство вышеуказанной алкогольной продукции с осадком.
Согласно Отчету об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), в период с 01.01.2020 по 02.12.2020 ООО "МоБиТим" произвело алкогольную продукцию - Сидр яблочный полусладкий игристый "Дальняя Дача N 3", объем 0,5 л., крепость 4,0% в количестве 234 424 ед. (11,72120 тыс. дал).
Согласно отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ЕГАИС, по состоянию на 02.12.2020 на остатках у Общества числится алкогольная продукция Сидр яблочный полусладкий игристый "Дальняя Дача N 3", объем 0,5 л., крепость 4,0% в количестве 25 360 ед. (1,26800 тыс. дал).
03 декабря 2020 года сотрудниками Управления осуществлен выезд по адресу места осуществления деятельности общества, а именно: 142970, Московская обл., рп. Серебряные пруды, ул. Механизаторов, 31.
В ходе проведения осмотра установлено следующее.
По вышеуказанному адресу располагается огороженная забором территория с металлическими воротами распашного типа, КПП отсутствует. На территории расположено капитальное строение, выполненное из кирпича складское помещение с металлическими - воротами распашного типа, что позволяет осуществлять разгрузку и погрузку транспортного средства. В данном складском помещении осуществляется хранение алкогольной продукции - Сидр яблочный полусладкий игристый "Дальняя Дача N 3", объем 0,5 л., крепость 4,0% в количестве 25 360 ед.
При визуальном осмотре алкогольной продукции установлено, что вышеуказанная алкогольная продукция разлита в стеклянные бутылки, имеет этикетку и контрэтикетку с информацией о производителе, наименовании продукции, составе и т.д. Так же установлено, что данная продукция непрозрачная, имеет видимый осадок на дне.
Учитывая вышеизложенное, сотрудниками Управления произведен отбор проб и образцов алкогольной продукции Сидр яблочный полусладкий игристый "Дальняя Дача N 3", объем 0,5 л., крепость 4,0% в количестве 48 ед. в соответствии с Таблицей N 1 (о чем составлен Протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 03.12.2020 N 0101/021220/06744-3ю).
По данному факту произведено изъятие образцов алкогольной продукции, а также произведен арест обнаруженной алкогольной продукции.
30 декабря 2020 года в адрес Управления поступило Экспертное заключение от 30.12.2020 N 51/2020, из которого следует, что алкогольная продукция не соответствует требованиям ГОСТ 31820-2015.
По факту выявленного нарушения 08.02.2021 должностным лицом Управления в отношении ООО "МобиТим" составлен протокол N 0101/021220/06744-ю об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Поскольку, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в настоящий суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 г. производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой осуществляется порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, храпении и реализации продукции.
Статьей 32 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, храпения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услут, осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: 1) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются: без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В настоящем случае, согласно п. 5.1.2 ГОСТа 31820-2015 наличие осадка не допускается, таким образом, указание Обществом в маркировке о соответствии продукции национальному стандарту - ГОСТ 31820-2015, не соответствует действительности и вводит потребителя в заблуждение относительно качества алкогольной продукции.
В свою очередь, в целях всестороннего и объективного рассмотрения дела, в рамках возбужденного административного расследования проведена экспертиза алкогольной продукции, по итогам которой было установлено ни только несоответствие алкогольной продукции требованиям ГОСТ 31820-2015 по органолептическим показателям (наличие осадка), но и несоответствие физико- химических показателей, указанных в маркировке.
Так, согласно п. 5.1.3.6 ГОСТа 31820-2015, давление двуокиси углерода в продукции при температуре 20°С должно составлять не менее 250 кПа, в свою очередь, ни один из представленных образцов не отвечал данному требованию, показатели давления в представленных образцах варьировались от 98 до 173 кПа.
Также на маркировке указана объемная доля этилового спирта 4%, в свою очередь, ни одни образец не соответствовал заявленному объему, показатели объемной доли этилового спирта варьировались в представленных образцах от 4,9 до 6 %, при допустимой погрешности 0,5%, что является также нарушением п. 5.1 ГОСТ 32061-2013 "Межгосударственный Стандарт. Продукция винодельческая. о-н, Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение."
В данном случае общество не представляет достоверную информацию о производимой им алкогольной продукции - Сидр.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 162- ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Требование об обязательной регистрации ТУ Федеральным законом не установлено.
На территории Российской Федерации действует основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.3-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению", который устанавливает общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению ТУ на продукцию, выпускаемую отечественными изготовителями, которые являются документом по стандартизации.
В соответствии с пунктом 8.7 ГОСТ Р 1.3-2018 регистрацию, учет, актуализацию и хранение ТУ осуществляет держатель подлинника данных ТУ (руководитель организации) в установленном порядке.
Согласно пункту 11 ГОСТР 1.3-2018 для информирования потребителей о ТУ на продукцию формируется реестр ТУ согласно ГОСТ Р 1.18-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 1.18-2018 формирование реестра ТУ следует осуществлять на основе информации, представленной в каталожных листах продукции (далее - КЛП), которые предприятия - изготовители продукции добровольно заполняют и представляют в государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ) по месту своего нахождения в соответствии c положениями ГОСТ 2. 114-2016 "Единая система конструкторской документации. Технические условия" (пункт 4.11), ГОСТ Р 1.3- 2018 и ГОСТ Р 51740-2016 "Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению" (пункт 7.3).
Как следует из материалов дела, алкогольная продукция производства ООО "МоБиТим" имеет в частности следующую маркировку: "Сидр яблочный полусладкий игристый "Дальняя Дача" N 3 ГОСТ 31820-2015_".
Таким образом, Общество публично декларирует, что продукция изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ 31820-2015, в связи с чем, с учетом императивного требования ч. 3 ст. 26 Федерального закона N 162-ФЗ, алкогольная продукция, произведенная Обществом должна соответствовать требованиям ГОСТ 31820-2015, отклонение от установленных ГОСТом 31820-2015 требований является нарушением, за которое предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3.5 ГОСТР 51740-2016 "Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению". Требования, установленные в ТУ, не должны противоречить требованиям технических регламентов Таможенного союза, законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации в ТУ устанавливают в виде ссылок в соответствии с ГОСТ Р 1.4.
В свою очередь, представленная Обществом Технологическая инструкция противоречит требованиям ГОСТ 31820-2015, в связи с чем, ухудшается качество выпускаемой Обществом алкогольной продукции.
Межгосударственные и национальные стандарты устанавливают минимальные требования качества к производимой продукции, таким образом, разрабатываемые производителями технические условия и технологические инструкции должны преследовать цель улучшения качества выпускаемой ими продукции, а никак не наоборот.
Таким образом, в ходе проведения административного расследования установлено, что ООО "МоБиТим" по адресу 142970, Московская обл., рп. Серебряные пруды, ул. Механизаторов, 31, осуществило производство алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоЛП РФ.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выявленные в ходе проверки нарушения, совершены в результате ненадлежащего отношения общества к установленной законом обязанности по осуществлению деятельности с соблюдением установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области технических регламентов, что свидетельствует о его вине.
При этом каких-либо доказательств того, что заинтересованным лицом были приняты все зависящие от нее меры по соблюдение публичных обязанностей в указанной области, суду не представлено.
Процедура привлечения заинтересованного лица к административной ответственности соблюдена. Срок давности, для привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях ст. 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
С учетом отсутствия сведений об обстоятельствах отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.
В п. 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В силу ст. 25 и 26 Федерального закона Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконном обороте, а ее реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция подлежит изъятию, конфискации.
Вместе с тем в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено, что реализуемая без соответствия государственным стандартам и техническим условиям алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции обоснованно принято решение о направлении на уничтожение продукцию, изъятой протоколом ареста N 0101/021220/06744-4ю от 03.12.2020, согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2021 по делу N А41-17443/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17443/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "МОБИТИМ", ООО "ОШКОШ РУС"
Третье лицо: ООО "МОБИТИМ"