г. Владивосток |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А51-5502/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ФарПост",
апелляционное производство N 05АП-5783/2021
на решение от 15.07.2021
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-5502/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фарпост" (ИНН 2536133126, ОГРН 1032501290227)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН 2539063082, ОГРН 1042504058343)
о признании недействительным документа,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю: Соболенко И.Ю. по доверенности от 20.08.2021 сроком действия до 29.10.2021, диплом (регистрационный номер 130379), служебное удостоверение.
от ООО "ФарПост": в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фарпост" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным документа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее - ответчик, Управление) от 01.03.2021 N 3076-03/25.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фарпост" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 15.07.2021 отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество полагает вывод арбитражного суда о том, что заявитель является владельцем автономных систем, необоснованным и не подтвержденным доказательствами по делу.
ООО "ФарПост" в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Поскольку представитель Управления не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие, апелляционный суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя общества.
Управление по тексту представленного письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
01.03.2021 Управлением Роскомнадзора по Приморскому краю в адрес ООО "Фарпост" был направлен документ N 3076-03/25 "Об исполнении требований Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ", в котором указано на необходимость предоставления сведений (данных) в порядке исполнения Федерального закона "О связи".
Посчитав указанный документ не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ООО "Фарпост" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемы заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в указанной сфере (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу указанной нормы, а также иных положений главы 24 АПК РФ, под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, ненормативный правовой акт - односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения. Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.
Следовательно, под ненормативным правовым актом, который в соответствии со статьей 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Как усматривается из текста письма Управления от 01.03.2021, оно направлено уполномоченным органом (постановление Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (вместе с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций")), адресовано конкретному лицу, содержит указание на необходимость предоставления данных (информации) для выполнения требований статьи 56.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", а также устанавливает срок уведомления об исполнении.
В этой связи, обжалование заявителем названного письма по правилам главы 24 АПК РФ является правомерным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
В названный закон Федеральным законом от 01.05.2019 N 90-ФЗ внесены изменения, добавлена глава 7 "Обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащая статьи 56.1 и 56.2.
К лицам, участвующим в деятельности по оказанию услуг связи, согласно статье 56.1 Федерального закона N 126-ФЗ, относятся: операторы связи; собственники или иные владельцы технологических сетей связи; собственники или иные владельцы точек обмена трафиком; собственники или иные владельцы линий связи, пересекающие Государственную границу РФ; иные лица, если они имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет.
Обязанности операторов связи, имеющих номер автономной системы, установлены в статье 56.2 Федерального закона N 126-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 56.2 Федерального закона N 126-ФЗ в случае, если операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи имеют номер автономной системы, такие операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи обязаны в сроки, порядке, составе и формате, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, представлять в электронной форме в указанный федеральный орган исполнительной власти, в том числе по его требованию, перечисленную в названном пункте информацию.
На основании пункта 9 статьи 56.2 Федерального закона N 126-ФЗ собственники или иные владельцы технологических сетей связи, имеющие номер автономной системы, также обязаны обеспечивать:
- установку в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих ограничение доступа к информации. Требования к таким техническим средствам контроля, а также требования к их установке и эксплуатации в технологических сетях связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
- реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Технологические сети связи в силу статьи 15 Федерального закона N 126-ФЗ предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
Сроки, порядок состав и формат сведений, предоставляемых собственниками или иными владельцами технологических сетей связи определены приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2019 N 221 "Об утверждении сроков, порядка, состава и формата предоставления операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также иными лицами, имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в электронной форме информации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"".
Для реализации требований статьи 56.2 Федерального закона от N 126-ФЗ, требований приказа Роскомнадзора от 31.07.2019 N 221 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций создан Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП).
Пунктом 1 Приказа N 221 предусмотрено, что операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, организатор распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также иные лица, имеющие уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, представляют в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информацию: об имеющемся у них номере автономной системы, а также о сетевых адресах, принадлежащих автономной системе; о взаимодействии с имеющими номер автономной системы операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами; о местах подключения своих средств связи к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации; о местах установки своих средств связи, подключенных к линиям связи, расположенным за пределами территории Российской Федерации; о маршрутах сообщений электросвязи; о технических и программных средствах (в том числе средствах связи), функционирующих в целях выявления сети Интернет сетевых адресов, соответствующих доменным именам; об инфраструктуре своей сети связи в электронном виде посредством заполнения электронных форм или размещения информации в формате XML в личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети Интернет или посредством организации автоматического взаимодействия своих систем управления сетями связи или средств связи с информационной системой мониторинга и управления сетью связи общего пользования, созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 N 136 "О Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования".
По мере создания подсистем ЦМУ ССОП владельцам автономных систем требуется представление данных для последующего взаимодействия и выполнения требований статьи 56.2 Закона.
Вопреки позиции апеллянта, представленные в материалы дела доказательства, в том числе, информация о домене Фонда развития сетевых технологий "Индата" позволяют сделать вывод о том, что ООО "Фарпост" является владельцем автономной сети AS21184.
Автономная система (AS) - это система IP-сетей и маршрутизаторов, управляемых одним или несколькими операторами, имеющими единую политику маршрутизации с Интернетом.
В этой связи, поскольку ООО "Фарпост" является владельцем технологических сетей связи, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи, на него распространяются вышеназванные требования, установленные Федеральным законом N 126-ФЗ, в том числе, статьей 56.2 в части предоставления информации, предусмотренной приказом Роскомнадзора N 221.
Одновременно апелляционная коллегия отмечает, что оспариваемое письмо содержит требование о предоставлении обществом данных (информации) в целях обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях соблюдения, в том числе, положений Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который регулирует деятельность юридических лиц, имеющих статус организатора распространении информации в сети "Интернет".
В свою очередь вышеуказанный Приказ N 221 распространяет свое действие не только на собственников или иных владельцев технологической сети связи, но и на лиц, являющихся организаторами распространения информации в сети "Интернет".
Согласно представленным в материалы дела сведениям ООО "Фарпост" внесено в реестр организаторов распространения информации в сети "Интернет", размещенный на сайте Роскомнадзора.
Соответственно, указанное также свидетельствует о правомерности направления в адрес общества оспариваемого письма о предоставлении данных (информации).
При указанных обстоятельствах, коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку письмо от 01.03.2021 N 3076-03/25 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, то заявленные обществом требования в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей относятся на заявителя, а в излишне уплаченной части подлежат возврату из федерального бюджета лицу, уплатившему государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2021 по делу N А51-5502/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Казакову Николаю Михайловичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру ПАО Сбербанк от 10.08.2021, номер операции 5361552.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5502/2021
Истец: ООО "ФарПост"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю