г. Ессентуки |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А63-7257/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 11.10.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Компания Планета Аква" (ИНН 7721526106, ОГРН 1057746390393) - Кадагазова Д.А. (доверенность от 10.08.2020), от заинтересованного лица - Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626801466, ОГРН 1122651022449) - Дибижевой Н.Л. (доверенность от 11.01.2021) в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0917012783, ОГРН 1080917004850), Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Планета Аква" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2021 по делу N А63-7257/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Планета Аква" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент, Кавказнедра) о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по СКФО от 31.03.2020 N 42 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N00371 ВР; о взыскании с Департамента по недропользованию по СКФО в пользу ООО "Компания Планета Аква" расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Определениями от 01.06.2020, 07.04.2021, 27.05.2021 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесскую межрайонную природоохранную прокуратуру, Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минприроды КЧР), общество с ограниченной ответственностью "Капитал".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020, в удовлетворении заявленных требований ООО "Компания Планета Аква" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2021 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении указал, что суды, согласившись с позицией департамента о наличии оснований для досрочного прекращении права пользования недрами предоставленного обществу на основании лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР и законности оспариваемого приказа по основаниям, указанным в справке от 20.02.2020 и протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Северо-Кавказского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Комиссия) от 27.03.2020 N 13-20, не проверили соблюдение департаментом процедуры принятия оспариваемого приказа, а также недостаточно исследовали вопрос о допущенном обществом нарушении, в результате которого возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах)), не сослались на конкретные доказательства, при исследовании данного обстоятельства, подлежавшие оценке в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суды не оценили довод общества о том, что в рассматриваемом случае право пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР, предоставленное обществу, досрочно прекращено по основанию, установленному пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах, тогда как на момент издания оспариваемого приказа, угрозы, в понимании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах при осуществлении обществом деятельности, предусмотренной указанной лицензией, не существовало; пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах законодатель ограничил круг лиц, для которых возможно возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью, а именно людей работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; осуществляемая обществом деятельность на основании лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР (добыча (опытная откачка) подземной воды, не связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, непосредственно работающих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Вывод судов о том, что вода в спорном периоде добыта обществом в объеме 6 575 куб. м/сутки, что превышает допустимый размер добычи воды при опытных откачках (до 530 куб. м/сутки), основан на неполном исследовании представленных в материалы дела доказательств. При этом суды не указали, каким образом данное обстоятельство создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, учитывая основание для досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР (пункт 1 часть 2 статьи 20 Закона о недрах).
По результатам повторного рассмотрения дела, решением от 13.07.2021 в удовлетворении заявленных требований ООО "Компания Планета Аква" отказано. Судебный акт мотивированы тем, что оспариваемый приказ департамента соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку общество осуществляло пользование недрами с нарушением требований условий пользования недрами к лицензии ЧЕР 00371 ВР, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), выразившихся в осуществлении работ по добыче подземных вод без утвержденного технического проекта, без регистрации работ и проведения государственной экспертизы запасов. Осуществление добычи обществом подземных вод без организации зоны санитарной охраны строгого режима водозабора создало угрозу жизни и здоровью людей, что в силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах является основанием для досрочного прекращения права пользования обществом недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР.
В апелляционной жалобе общество просит отменить судебный акт и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суд не приняли во внимание, довод заявителя что оспариваемый ненормативный акт вынесен с нарушением требований Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент). У департамента отсутствовали установленные пунктом 95 Административного регламента основания для начала осуществления административных процедур по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР. Суд не учел, что в материалах проверки, проведенной прокурором и министерством, а также в письме министерства от 26.03.2020 N 819-06/РА, не указаны обстоятельства, которые могут повлечь возникновение угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния выполняемых работ, а также доказательства подтверждающие факт возникновения (существования) угрозы и неправильно применили к обстоятельствам данного дела положения пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах (возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами). Суд первой инстанции не принял во внимание доводы заявителя и указания суда кассационной инстанции.
Департамент в отзыве просил суд оставить решение без изменения, как принятое на основе всестороннего и полного исследования доказательств, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа департамента от 07.12.2018 N 244 обществу предоставлена лицензия серии ЧЕР N 00371 ВР, сроком действия по 11.12.2043, на право пользования недрами, с целевым назначением - для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на участке в восточной части с. Архыз, Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики (лицензия зарегистрирована в департаменте 11.12.2018, регистрационный номер N 101/ЧЕР 00371 ВР).
Неотъемлемой составной частью лицензии, определяющей основные условия пользования недрами, является Приложение N 1 "Условия пользования недрами".
На основании поручения прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 20.01.2020 N 7-16-2020 Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов министерства в период с 23.01.2020 по 30.01.2020 проведена проверка исполнения обществом федерального законодательства при осуществлении добычи, производства, транспортировки и реализации питьевой воды, включая минеральную воду (решение прокурора от 23.01.2020 N 9). Решением от 30.01.2020 прокурор Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратуры Тлисов Р.Р. продлил срок проведения проверки в отношении общества до 21.02.2020.
По результатам проверки составлена справка от 20.02.2020, согласно которой общество на основании предоставленной департаментом лицензии от 11.12.2018 серии ЧЕР N 00371 ВР пользуется недрами на территории Карачаево-Черкесской Республики для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи с нарушением пункта 5.1 Условий пользования недрами к лицензии на право пользования недрами ЧЕР 00371 ВР от 11.12.2018, статьи 22, части 1 статьи 23.2, части 2 статьи 29 Закона о недрах.
В справке указано, что во исполнение пункта 5.1 Условий пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР обществом разработана проектная документация на проведение поисков и оценки питьевых подземных вод на восточной части Архызского месторождения в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики с целью оценки запасов (далее - проект), на которую получено положительное экспертное заключение от 29.08.2019 N 091-02-02/2019, при этом в заключении указано, что тип проектной работы не соответствует целевому назначению работ, указанных в лицензии ЧЕР 00371 ВР. Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу работы не зарегистрированы (письмо от 18.02.2020 N 01-07-04/187). Документы, подтверждающие проведение указанных в сводном перечне проектируемых работ, не представлены. Общество проводит работы по добыче подземных вод с 01.03.2019 без утвержденного технического проекта, без регистрации работ и проведения государственной экспертизы их запасов.
Согласно журналу учета водопотребления водоизмерительными приборами по скважине N 1-А добыча подземных вод осуществлялась с 01.03.2019 без утвержденных в установленном порядке проектных решений. Согласно данным контрольно-измерительной аппаратуры общий объем добычи подземных вод из скважины N 1-А с 01.03.2019 составил 2 974 куб. м. Согласно представленным обществом налоговым декларациям по водному налогу за 2019 год, объем добычи воды в 2019 году составил 2 120 куб. м.
По факту выявленных нарушений пункта 5.1 Условий пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР, статьи 22, части 1 статьи 23.2, части 2 статьи 29 Закона о недрах, постановлением Минимущества КЧР от 11.03.2020 N 9 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа. Административный штраф уплачен обществом 26.03.2020, что подтверждается платежным поручением от 26.03.2020 N 316.
Письмом от 26.03.2020 N 819-06/РА министерство уведомило департамент о проведенной прокурором с привлечением специалистов министерства проверки исполнения обществом федерального законодательства при осуществлении добычи, производства, транспортировки и реализации питьевой воды. К письму от 26.03.2020 N 819-06/РА министерство приложило справку по результатам проверки соблюдения обществом федерального законодательства о недрах и исполнения лицензионных требований от 20.02.2020, декларацию ЕАЭС о соответствии воды минеральной природной столовой питьевой "Архызская" негазированная требованиям технических регламентов, фото бутылок Архызской горной питьевой воды негазированной, копию постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 25.02.2020.
По результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной прокурором и министерством, Комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Северо-Кавказского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Комиссия), рекомендовала Департаменту, на основании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах, досрочно прекратить право пользования недрами Восточной части Архызского участка Архызского месторождения питьевых подземных вод, предоставленного заявителю, в связи с осуществлением обществом добычи подземных вод без организации зоны санитарной охраны строго режима водозабора, что создает угрозу жизни и здоровью людей (протокол заседания Комиссии от 27.03.2020 N 13-20).
31 марта 2020 года департамент, со ссылкой на нарушение обществом пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах, издал приказ N 42 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного обществу на основании лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР сроком действия по 11.12.2043.
Полагая, что приказ департамента является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Из положений статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, направлен не только на обеспечение защиты интересов государства и прав пользователей недр, но и защиту граждан Российской Федерации (что имеет превалирующее значение) от небезопасного для них использования недр.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
На основании названной нормы лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью 7 статьи 9 Закона о недрах установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2); представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 названного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения (пункт 4); представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики (пункт 5); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
Исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения либо приостановления права пользования недрами закреплен в статье 20 Закона о недрах. При этом в части 1 статьи 20 Закона о недрах перечислены основания, влекущие исключительно безусловное прекращение права пользования недрами, а в части 2 статьи 20 названного Закона приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами. Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (часть 4 статьи 20 Закона о недрах).
Согласно части 3 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй и частью третьей статьи 20 Закона о недрах, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом, с письменным уведомлением пользователя недр.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Порядок осуществления мероприятий по охране подземных водных объектов установлен Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94.
В соответствии с пунктом 14 названных Правил, мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке. При добыче подземных вод не допускается выпуск добываемых подземных вод, не предусмотренный проектной документацией (пункт 19 Правил охраны подземных водных объектов).
Из материалов дела следует, что Департамент по недропользованию по СКФО выдал ООО "Компания Планета Аква" лицензию на право пользования недрами серии ЧЕР N 00371 ВР для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, которая зарегистрирована 11.12.2018. Неотъемлемой составной частью лицензии, определяющей основные условия пользования недрами, является Приложение N 1 "Условия пользования недрами". Согласно разделу 5 Условий пользования недрами владелец лицензии обязан выполнить следующий комплекс работ на участке недр: не позднее 01.12.2019 разработать и согласовать в установленном порядке проект переоценки Архызского месторождения питьевых подземных вод; провести экспертизу проектной документации в Северо-Кавказском территориальном отделении ФБУ "Росгеолэкспертиза" (г. Ессентуки). Проведение работ по проекту регистрируется в Кавказнедра до начала их проведения (пункт 5.1); провести геологоразведочные работы в соответствии с проектом, составить геологический отчет в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53579-2009 и представить на государственную экспертизу выявленные запасы подземных вод участка не позднее 01.12.2021 (пункт 5.2); не позднее 12 месяцев с даты утверждения протокола государственной экспертизы запасов подземных вод разработать проект водозабора и представить его на согласование, с проведением необходимых государственных экспертиз (пункт 5.3); не позднее 12 месяцев с даты утверждения протокола государственной экспертизы запасов подземных вод разработать и согласовать в установленном порядке Программу ведения мониторинга состояния недр, которая может быть включена разделом в проект водозабора (пункт 5.4); не позднее 12 месяцев с даты утверждения протокола государственной экспертизы запасов подземных вод разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны водозабора (пункт 5.5); срок выхода на проектную мощность определяется проектом водозабора (пункт 5.6).
В соответствии с пунктом 9.3 Условий пользования недрами в целях рационального использования недр в период проведения геологоразведочных работ по доразведке месторождения, вода, добываемая при опытных откачках (до 530 куб.м /сут.), может быть использована по целевому назначению. Лицензии видов "Р" выдаются на участки недр с неутвержденными запасами с условием утверждения запасов. На период геологического изучения недр (разведка с подсчетом запасов месторождений подземных вод) согласованный объем добычи устанавливается на основе заявленной потребности в воде и в соответствии с возможностями существующего водозабора подземных вод и составляет 530 куб.м. По результатам оценки запасов, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке, объем добычи может быть изменен, но не больше утвержденных запасов.
Согласно пункту 10.1 Условий пользования недрами владелец лицензии обязан обеспечить своевременное представление в соответствующие органы государственной власти достоверной отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, о результатах своей деятельности на участке недр; согласно пункту 10.2 Условий пользования недрами представлять в Карачаевочеркесскнедра ежегодно в срок до 20 января, следующего за отчетным годом, годовую форму федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод"; ежегодно до 30 января, следующего за отчетным годом, отчет о выполнении Условий пользования недрами; согласно пункту 10.5 Условий пользования недрами на период проведения геологоразведочных работ предоставлять в Карачаевочеркесскнедра ежеквартальные отчеты в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, об объемах и результатах геологоразведочных работ в денежном и физическом выражениях.
На заседании комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами 27.03.2020 рассмотрены материалы о допущенных ООО "Компания Планета Аква" нарушениях по выполнению условий пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР согласно полученной от Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратуры и Минимущества КЧР информации.
Из представленных комиссии документов следует, что общество осуществляет добычу подземных вод с 01.03.2019 без утвержденного технического проекта, без регистрации работ по геологическому изучению недр и проведения государственной экспертизы запасов; добыча подземных вод без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды создает угрозу загрязнения и истощения недр; добыча производится без организации зоны санитарной охраны строгого режима, в первой зоне санитарной охраны пасется скот, имеются навесы для стойбища лошадей и их корм; согласно налоговым декларациям в 2019 году ООО "Компания Планета Аква" добыло 2 120 куб.м, при этом в представленной ООО "Компания Планета Аква" форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2019 год сведения об объемах добычи подземных вод отсутствуют; согласно договору поставки от 01.03.2019 N 319/у-71 ООО "Компания Планета Аква" поставляло ООО фирме "Меркурий" минеральную природную столовую воду самовывозом из скважины, расположенной по адресу: КЧР, Зеленчукский р-н, с. Архыз, ул. Ленина, 11.
Принимая во внимание выявленные нарушения, апелляционный суд полагает, что ООО "Компания Планета Аква", приступив к добыче подземных вод без утвержденного технического проекта, создало угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу истощения недр, что недопустимо.
В протоколе заседания комиссии от 27.03.2020 N 13-20 указано, что в государственном реестре работ по геологическому изучению недр по территории Карачаево-Черкесской Республике отсутствует запись о регистрации работ по геологическому изучению недр восточной части Архызского участка Архызского месторождения питьевых подземных вод по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР, предоставленной ООО "Компания Планета Аква", тогда как срок в соответствии с пунктом 5.1 Условий пользования недрами для разработки и согласования проекта переоценки месторождения устанавливался до 01.12.2019, при этом проведение работ по проекту до начала их проведения должно было регистрироваться в Кавказнедра. Комиссией отмечено, что общество письмом от 17.01.2020 предоставило в отдел геологии и лицензирования по Карачаево-Черкесской Республике форму федерального статистического наблюдения N 4-ЛС (сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод) за 2019 год, где в разделе 5 указало, что фактическая добыча воды отсутствует, затем письмом от 27.02.2020 общество направило в Карачаевочеркесскнедра исправленные сведения, где в разделе 5 указано, что в 2019 году добыто 2 400 000 куб.м воды, т.е. 6 575 куб.м/сут.
В соответствии с пунктом 9.3 Условий пользования недрами в целях рационального использования недр в период проведения геологоразведочных работ по доразведке месторождения вода, добываемая при опытных откачках (до 530 куб.м/сут.), может быть использована по целевому назначению.
Таким образом, анализ установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что добытая вода обществом в размере 6 575 куб.м/сут. (что следует из статистических сведений самого общества) превышает допустимый размер добычи воды при опытных откачках (до 530 куб.м/сут.), поэтому довод общества о том, что добыча воды им не производится опровергается материалами дела. Добычу воды сверх установленных для реализации объемов воды при опытных откачках общество производит без регистрации работ в Кавказнедрах.
В соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона о недрах работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
Экспертным заключением от 29.08.2019 N 091-02-02/2019 на проектную документацию "Проведение поисков и оценки питьевых подземных вод на восточной части Архызского участка Архызского месторождения в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики с целью оценки запасов" не предусмотрены работы по добыче воды. Добыча воды должна осуществляется в соответствии с согласованным проектом водозабора.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определены Постановлением Правительств РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно пункту 31 постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр" строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Что касается требования, установленного пунктом 5.2 Условий пользования недрами (о проведении геологоразведочных работ соответствии с проектом, о составлении геологический отчет в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53579-2009 и представлении на государственную экспертизу выявленных запасов подземных вод участка не позднее 01.12.2021), то согласно части 2 статьи 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
В соответствии с абзацем 5 пункта 30 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденного приказом Минприроды России от 10.01.2018 N 4, для предоставления государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в отношении подсчета запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод требуется санитарно-эпидемиологическое (или экспертное санитарное) заключение территориального органа Роспотребнадзора о соответствии качества воды и зон санитарной охраны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для питьевых подземных вод. После завершения геологического изучения недр должна быть проведена экспертиза запасов подземных вод, в ходе которой также ФБУ "ГКЗ" должно будет рассмотреть санитарно-эпидемиологическое (или экспертное санитарное) заключение территориального органа Роспотребнадзора о соответствии качества воды и зон санитарной охраны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для питьевых подземных вод.
При этом добыча подземных вод в указанном случае будет разрешаться только после получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, которое учитывается в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по 19 видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, при согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, предусмотренной статьей 23.2 Закона о недрах.
Судом правомерно отклонен довод общества о том, что на момент издания оспариваемого приказа, не существовало угрозы, в понимании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах при осуществлении обществом деятельности, предусмотренной указанной лицензией, по следующим основаниям.
Заявитель в целях подтверждения наличия либо отсутствия существования обстоятельств, которые могут повлечь возникновение угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, обратился к ООО "Производственная лаборатория "Агрохимпром" для проведения работ по обследованию скважины на предмет создания в результате ее эксплуатации непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Для оказания приведенных выше работ между заявителем и ООО "Производственная лаборатория "Агрохимпром" 05.04.2021 заключен договор N 69 на проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и иного вида оценки.
Также заявитель отметил, что после досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР, заявитель по договору аренды от 16.06.2020 передал по акту приема-передачи во временное владение и пользование ООО "Капитал" земельный участок с кадастровым номером 09:06:0050103:0159, площадью 3 100 кв.м, расположенный по адресу: КЧР, с. Архыз, ул. Ленина, 1Г, на котором находится скважина N 1-А.
Минимуществом КЧР 12.05.2020 ООО "Капитал" выдана лицензия на пользование недрами серии ЧЕР N 80189 ВР на геологическое изучение в целях поиска и оценки подземных вод, их разведки и добычи с использованием скважины N 1-А, находящейся на земельном участке, переданного заявителем в аренду ООО "Капитал".
К указанной выше лицензии составлен проект зон санитарной охраны пресных подземных вод на Восточном участке Архызского месторождения, который прошел согласование в Управление Роспотребнадзора по КЧР, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 02.07.2020 N 09.01.11.000.Т.000171.07.20, согласно которому указанный проект соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Сан-ПиН 2.1.4.1110-02.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению N 09.01.05.000.М.000018.12.20, выданного Управлением Роспотребнадзора по КЧР 17.12.2020, водопользование в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из скважины N 1-А Архызского месторождения на восточном участке пресных подземных вод соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Сан-ПиН 2.1.4.1074-01.
По окончании выполнения работ ООО "Производственная лаборатория "Агрохимпром" составлено экспертное заключение от 06.05.2021 N 3397/21, согласно которому: в процессе своей эксплуатации скважина не является источником выделения в атмосферу вредных и загрязняющих веществ, промышленных отходов, поэтому не является объектом, оказывающим на окружающую среду и население, проживающее вокруг, вредное воздействие и не требует организации каких-либо мероприятий по его устранению; скважина N1-А не является опасным производственным объектом и в результате ее эксплуатации непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами не создает; мероприятия, согласованные с Роспотребнадзором по КЧР, которые предусмотрены к проведению в утвержденной Проектом ЗСО зоне строгого режима (первый пояс ЗСО) скважины N 1-А достаточны для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; минеральная природная столовая вода скважины N 1-А в Восточной части Архызского месторождения отвечает требованиям нормативных документов, не содержит каких-либо вредных и токсичных компонентов, характеризуется стабильным химическим составом и рекомендуется к питьевому использованию, в т.ч. для промышленного налива в бутылки при условии санитарно-бактериологического благополучия воды и (или) проведения соответствующей водоподготовки, что соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны сани-тарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". ТР-384-ФЗ Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Также в рамках договора от 05.04.2021 N 69 ООО "Производственная лаборатория "Агрохимпром" составило экспертное заключение по оценке результатов лабораторных исследований от 05.05.2021 N 3396/21, согласно которому вода подземная разведочно-эксплуатационной скважины N 1-А по химическим, органолептическим и обобщенным показателям соответствует требованиям раздела IV-V СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", раздела III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Общество считает, что приведенные выше экспертные заключения, разработанные аккредитованным экспертным учреждением, доказывает, что в процессе добычи подземной воды, путем осуществления опытных откачек, отсутствует вероятность возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Следовательно, на момент издания оспариваемого приказа департамента, угрозы в понимании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах, не существовало и не существует в настоящее время.
Судом учтено, что Кавказнедрами принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии серии ЧЕР 00371 ВР с учетом рекомендаций Комиссии (протокол от 27.03.2020 N 13-20).
Решение Комиссии принято на основании документов и фотоматериалов, из которых следовало, что ООО "Компания Планета Аква" осуществляет добычу подземных вод с 01.03.2019 и выпускает минеральную природную столовую питьевую негазированную воду "Архызская" на основании декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-1Ш.ПС21.В.00800/19; добыча подземных вод производится без утвержденного технического проекта, без регистрации работ по геологическому изучению недр и проведения государственной экспертизы их запасов: добыча подземных вод без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды создает угрозу загрязнения и истощения недр, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации как собственника недр в области охраны окружающей среды; добыча производится без организации зоны санитарной охраны строгого режима, в первой зоне санитарной охраны пасется скот, имеются навесы для стойбища лошадей и их корм; согласно налоговым декларациям в 2019 году ООО "Компания Планета Аква" добыло 2 120 куб.м.; в представленной ООО "Компания Планета Аква" форме федерального статистического наблюдения N 4-лс "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2019 год сведения об объемах добычи подземных вод отсутствуют; согласно договору поставки N 319/у-71 от 01.03.2019 ООО "Компания Планета Аква" поставляло ООО фирма "Меркурий" минеральную природную столовую воду самовывозом из скважины, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, с. Архыз, ул. Ленина, 11.
Представленные заявителем копия проекта зон санитарной охраны пресных подземных вод на Восточном участке Архызского месторождения, копия санитарно-эпидемиологического заключения от 02.07.2020, копия санитарно-эпидемиологического заключения от 17.12.2020, копия экспертного заключения N 3397/21 от 06.05.2021, копия экспертного заключения по оценке результатов лабораторных исследований N 3396/21 от 05.05.2021 не доказывают, что принятое Кавказнедрами решение не соответствует нормам действующего законодательства или иным правовым актам.
Приказ Кавказнедр от 31.03.2020 N 42 не подлежит отмене, поскольку на момент его издания не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
Более того, в соответствии с экспертным заключением от 06.05.2021 N 3397/21 территория скважины благоустроена, спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы за счет неровности рельефа местности, наличия уклона в сторону проезжей части улицы Ленина пос. Архыз, дорожек с твердым покрытием не имеет. Территория вымощена крупным гравием и находится под круглосуточной ведомственной охраной и видеонаблюдением. По периметру земельного участка установлен металлический забор с колючей проволокой, высотой 3 м, ограничивающий первый пояс зоны санитарной охраны скважины, защищающий участок от проникновения посторонних лиц" (стр. 3).
Надкаптажное сооружение представляет собой отдельно стоящее строение, прямоугольное, обеспечивающее защиту оголовка скважины от постороннего несанкционированного проникновения. Крыша и стены надкаптажного сооружения совмещенные, металлические, пол цементный. Устьевая часть скважины с запорно-распределительной арматурой и контрольно-измерительной аппаратурой находится в надкаптажном сооружении, на надкаптажном сооружении установлена информационная табличка о первом поясе ЗСО скважины N 1-А по форме, регламентированной СанПин 2.1.4 1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (стр. 16).
При принятии Кавказнедрами оспариваемого решения рассматривались фотоматериалы, свидетельствующие об отсутствии всех вышеперечисленных условий.
В частности, добыча производилась без разработанного и согласованного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны водозабора.
Проект, приложенный к дополнению к заявлению от 20.05.2021, был разработан позднее ООО "Капитал", что не освобождает от ответственности заявителя.
Судом учтено, что 12.05.2020 ООО "Капитал" получило лицензию на пользование недрами серии ЧЕР N 80189 ВР, с целевым назначением - геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи (копия лицензии прилагается).
Как следует из отзыва ООО "Капитал", оно успело провести только часть работ, необходимых для осуществления добычи подземных вод, в связи с чем добыча подземных вод на участке недр на левом берегу р. Большой Зеленчук в поселке Архыз вблизи его восточной части в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики ООО "Капитал" не осуществлялась.
После того, как 28.01.2021 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А63-7257/2020 и направил спор по заявлению ООО "Планета Аква" на новое рассмотрение, руководством ООО "Капитал" принято решение обратиться в Минимущество КЧР с заявлением о досрочном прекращении право пользования недрами, возникшего на основании лицензии серии ЧЕР N 80189 ВР от 12.05.2020.
Распоряжением Минимущества КЧР от 11.03.2021 N 135 досрочно прекращено право пользования недрами, возникшее на основании лицензии серии ЧЕР N 80189 ВР от 12.05.2020.
Все документы, которые ООО "Капитал" или по его заказу были выполнены для осуществления деятельности по добыче подземных вод после прекращения лицензии были переданы ООО "Компания Планета Аква".
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике от 06.07.2020 N 09-00-05/11-8532-2020 в соответствии с пунктом 1.4. действующих СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Соблюдение данных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5).
В каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13).
Территория первого пояса (строгого режима, должна находиться на расстоянии не менее 50 м от скважин) ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (пункт 3.2.1.1).
На территории первого пояса (строгого режима) не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (а равно и осуществление выпаса скота) (пункт 3.2.1.2.).
Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения (микробного, химического, радиационного происхождения).
Отсутствие организованных, согласованных и утвержденных ЗСО источников водоснабжения может привести к загрязнению добываемой воды в целях последующего промышленного розлива и как следствие явиться угрозой жизни и здоровью населения. Нарушения ЗСО подпадают под действие Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что приказ Департамента по недропользованию по СКФО от 31.03.2020 N 42 о досрочном прекращении права пользования ООО "Компания Планета Аква" недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР принят заинтересованным лицом в соответствии с представленными ему полномочиями и соответствует нормам действующего законодательства.
Работы на участке велись обществом без утвержденной в установленном порядке проектной документации (согласно экспертному заключению от 29.08.2019 N 091-02-02/2019 тип проектной документации не соответствует целевому назначению работ по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР), при этом предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Более того, департаментом не зарегистрировано начало проведения работ по проекту (письмо от 18.02.2020 N 01-07-04/187).
Пользователь недр вправе осуществлять добычу полезных ископаемых, в том числе подземных вод, только после постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс запасов полезных ископаемых, утверждения в установленном порядке необходимой технической документации. При этом утверждение технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых возможно как после завершения геологического изучения на всем участке недр, так и по завершению геологоразведочных работ на соответствующей его части.
Полезные ископаемые переходят в собственность недропользователя согласно условиям лицензии только после осуществления их добычи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, а именно в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Добыча подземных вод без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды влечет нерациональное использование природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр, чем нарушаются права Российской Федерации как собственника недр.
Кроме того, ООО "Компания Планета Аква" по договорам поставки от 01.03.2019 N 319/у-71, от 09.01.2020 N 1502/п-77 осуществлялся отпуск добытой воды ООО фирме "Меркурий" для промышленного розлива в отсутствие санитарно-эпидемиологического (или экспертного санитарного) заключения территориального органа Роспотребнадзора о соответствии качества воды и зон санитарной охраны государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам для питьевых подземных вод (доказательства обратного суду не представлены), что создает угрозу жизни и здоровью людей.
Таким образом, действия Комиссии были направлены на предотвращения вреда жизни и здоровью людей. В рассматриваемом случае не имеет значения, какое количество воды было добыто заявителем, сам факт розлива является нарушением норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству; нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно; судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Подлежит отклонению довод общества о том, что оспариваемый приказ департамента вынесен с нарушением требований Административного регламента, поскольку у департамента отсутствовали установленные пунктом 95 Административного регламента основания для начала осуществления административных процедур по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии серии ЧЕР N 00371 ВР.
Согласно пункту 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении являются: представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Из положений пункта 107 Административного регламента следует, что на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии. В случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами (пункты 108, 109 Административного регламента).
Письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать: указание на нарушения условий пользования недрами; требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения; предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено. Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (пункт 110 Административного регламента).
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии. При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению) (пункт 111 Административного регламента).
Суд, анализируя приведенные выше положения Административного регламента, обоснованно отметил, что в рассматриваемом случае информации поступила в Кавказнедра по результатам проверки уполномоченного органа - Межрайонной природоохранной прокуратуры КЧР. Информация содержала следующую формулировку: обществом осуществляется отпуск воды для промышленного розлива, что создает в условиях распространения коронавирусной инфекции угрозу жизни и здоровью неограниченному кругу лиц.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выполняя указание суда кассационной инстанции, судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2021 по делу N А63-7257/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7257/2020
Истец: ООО "КОМПАНИЯ ПЛАНЕТА АКВА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Карачаево-Черкесская межрайонная природоохранная прокуратура, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13494/2021
11.10.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3049/20
13.07.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-7257/20
28.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12093/20
05.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3049/20
31.07.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-7257/20