г. Санкт-Петербург |
|
10 октября 2021 г. |
Дело N А56-59028/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Крючковой И.В.
при участии:
от заявителя: представитель Сологубов В.В. по доверенности от 21.09.2020;
от ответчика: представитель Загребельная Я.А. по доверенности от 11.01.2021;
от третьих лиц: 1 - 2 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20786/2021) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2021 по делу N А56-59028/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный" (188653, Ленинградская область, Всеволожский район, территория Животноводческий комплекс, строение 1, ОГРН: 1177847286176, ИНН: 7802630747)
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: 1027809244561, ИНН: 7832000076)
третьи лица: 1) Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; 2) Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области;
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Ответчик, Комитет) о признании незаконными оформленных письмами N 05-15-37885/20-0-6, N 05-15-37885/20-0-7, N 05-15-37885/20-0-8 от 15.06.2020 отказов Комитета в выкупе Обществом земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 50, площадью 302 756 кв.м., земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 70, площадью 27 715 кв.м., земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:4, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 69, площадью 9315 кв.м., об обязании Комитета заключить с Обществом договоры купли-продажи указанных земельных участков на условиях, представленных Обществом проектов договоров по кадастровой стоимости земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2021 признаны незаконными отказы Комитета в выкупе ООО "СПК Пригородный" земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 50, площадью 302 756 кв.м., земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 70, площадью 27 715 кв.м., земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:4, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 69, площадью 9315 кв.м; на Комитет возложена обязанность направить в порядке пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ проект договора купли-продажи земельного участка.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях Общества в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает, что разрешенный вид использования земельных участков не соответствует целям, для которых они испрашиваются и, следовательно, у Комитета отсутствовали правовые основания для предоставления их Обществу в собственность в порядке приватизации.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
Представленные Обществом и Комитетом дополнительные доказательства приняты апелляционным судом в целях всестороннего исследования обстоятельств дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей Общества и Комитета, апелляционный суд установил следующее.
Общество создано и зарегистрировано 25.08.2017 в порядке реорганизации в форме разделения сельскохозяйственного производственного кооператива "Пригородный" и является правопреемником СПК "Пригородный" в части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.
За совхозом "Пригородный" на основании Государственного акта на право пользования землей от 10.10.1991 года серии А-I N 331067 на праве постоянного бессрочного пользования был закреплен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 5923 гектаров.
12.05.2020 Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность для сельскохозяйственного использования следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 50, площадью 302 756 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 70, площадью 27 715 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- земельного участка с кадастровым номером: 78:38:0021246:4, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Песочный, Пригородный, участок 69, площадью 9 315 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Основанием для такого обращения послужило намерение Общества реализовать свое право по оформлению земельных участков в собственность согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица, подлежат продаже указанному юридическому лицу без проведения торгов.
27.05.2020 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами 78:38:0021246:4, 78:38:0021246:5, 78:38:0021246:6, по результатам которого составлены акты от 27.05.2020, согласно которым:
- земельный участок с кадастровым номером: 78:38:0021246:5 не огорожен, доступ на него не ограничен; территория Участка покрыта дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью;
- земельный участок с кадастровым номером: 78:38:0021246:4 преимущественно покрыт дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью; с северной и восточной стороны Участок огорожен металлическим забором (далее - Ограждение); контур Ограждения не замкнут, доступ на Участок с южной стороны не ограничен; в северо-западной части Участка расположена двухэтажная деревянная постройка (далее - Объект); определить характер Объекта по визуальному осмотру не представляется возможным; вблизи Объекта складированы стройматериалы.;
- земельный участок с кадастровым номером: 78:38:0021246:6 преимущественно покрыт дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью; восточная часть Участка частично огорожена металлическим забором (далее - Ограждение); контур Ограждения не замкнут, доступ на Участок не ограничен; в границах Участка расположены: пешеходные дорожки, водоем, деревянный подиум с арочным шатром (далее - Объект), бытовки; в северо-западной части Участка оборудована детская игровая площадка.
В ответах от 15.06.2020 за N N 05-15-37885/20-0-6, 05-15-37885/20-0-7, 05-15-37885/20-0-8 Комитет сообщил Обществу о принятом решении об отказе в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 78:38:0021246:6, 78:38:0021246:5, 78:38:0021246:4, на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с несоответствием разрешенного использования земельных участков целям использования таких участков, указанным в заявлении Общества.
Полагая, то отказы Комитета являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что Общество, которому спорные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе требовать выкупа этих земельных участков.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспаривая отказы в выкупе земельных участков, Общество ссылается на то, что спорные участки принадлежат ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое по его усмотрению может быть переоформлено на право аренды либо на право собственности.
В пункте 2 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001 г. N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков 4 А56-59028/2020 или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 7 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
В ст. 39.17 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, порядок их рассмотрения уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение об отказе.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих оснований для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц предусмотрено несоответствие разрешенного использования участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
По смыслу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Такие участки и прочно связанные с ними объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Как указало Общество в своих письменных пояснениях от 14.09.2021, земельные участки испрашиваются им для использования в целях сельскохозяйственного использования.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" Участки расположены в границах территориальных зон "Т1Ж2-1", "ТР2", градостроительным регламентом которых не предусмотрено использование земельных участков для сельскохозяйственного использования.
Территориальная зона Т1Ж2-1 - жилая зона индивидуальных (одноквартирных) жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных) с участками не менее 150 квадратных метров с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Территориальная зона ТР2 - зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Градостроительные регламенты указанных территориальных зон не предусматривают отнесение назначения земельного участка "для сельскохозяйственного использования" ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельного участка.
На основании установленных по делу обстоятельств и применительно к указанной заявителем цели использования Участков оспариваемый Обществом отказ Комитета в предоставлении в собственность Участков соответствует пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с чем, отсутствуют предусмотренные статьей 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
При этом, отказ Комитета в выкупе Участков не препятствует реализации права Общества на его использование в соответствии с положениями пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ, а также переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001 г. N 137- ФЗ и п.п. 7 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Кроме того, из указанных положений земельного и градостроительного законодательства следует, что земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вместе с тем, в данном случае доводы Общества о фактическом сельскохозяйственном использовании испрашиваемых земельных участков опровергаются материалами дела, в частности, Актами обследования участков от 27.05.2020 (т.2 л.д. 278 - 308).
Доказательства связи представленных Обществом договоров поставки молока и крупного рогатого скота с использованием спорных участков в материалы дела не представлены.
Представленная Обществом фототаблица опровергается сведениями Геоинформационной системы Санкт-Петербурга (далее - РГИС), созданной на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009 N 1387 в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2009 N 371-70 "О государственных информационных системах Санкт-Петербурга", представляющей собой государственную информационную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, включающую сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, картографическую, статистическую и иную информацию, а также иные пространственные данные, представляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организациями. Согласно сведениям РГИС, земельные участки 78:38:0021246:4, 78:38:0021246:5, 78:38:0021246:6 в период с 2017 по 2021 год не использовались для сенокоса и выпаса скота. Рядом с указанными земельными участками отсутствуют предприятия (фермы) по содержанию скота.
При таких обстоятельствах указание Обществом в заявлении о выкупе участков в качестве цели их использования на сельскохозяйственное использование не обусловлено их фактическим использованием, а направлено исключительно на уменьшение цены выкупа земельных участков.
Таким образом, цель, для которой испрашиваются Участки Обществом в собственность не соответствует их разрешенному виду использования, а также их фактическому использованию, в связи с чем, оспариваемый отказ Комитета в выкупе Участков не противоречит правовым актам и не нарушает права и законные интересы Общества, и. следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2021 по делу N А56-59028/2020 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СПК Пригородный" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59028/2020
Истец: ООО "СПК ПРИГОРОДНЫЙ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Невско-ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Управление Росреестра по Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу