город Москва |
|
13 октября 2021 г. |
дело N А40-257781/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 13.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Заблоцкого В.Н. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-257781/20,
по заявлению Департамента торговли и услуг г. Москвы
к индивидуальному предпринимателю Заблоцкому В.Н. (ОГРНИП 305770000137691)
третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Киреев А.О. по доверенности от 18.09.2019;
от заинтересованного лица - Заблоцкий В.Н. паспорт;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 Заблоцкий В.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500.000 руб., алкогольная продукция, изъятая в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 07.10.2020 N 204/бл в количестве 20 единиц направлена на уничтожение в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограниченном потреблении (распитии) алкогольной продукции".
Заблоцкий В.Н. не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Заблоцкий В.Н. и представитель административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что уполномоченным Департамента торговли и услуг г. Москвы в ходе проведения мероприятий по пресечению незаконной торговли алкогольной продукцией выявлено, что 07.10.2020 индивидуальным предпринимателем Заблоцким В.Н. по адресу: Москва, 3-й Лихачевский переулок, дом 9 корп. 1 осуществлялся оборот (хранение) алкогольной продукции без товаросопроводительной документации, сертификатов соответствия и лицензии.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 05.11.2020 N 204/БЛ по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 9).
В порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Заблоцкого В.Н. к административной ответственности.
Оценив повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, оборот (хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Для рассматриваемой нормы иного не установлено.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно ст. 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе по хранению алкогольной продукции.
Пунктом 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий. При этом в целях названного Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании ч. 3 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями.
Согласно п. 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 названного Кодекса, отнесено к компетенции арбитражных судов.
По материалам дела судом апелляционной инстанции установлено, что в вину предпринимателю вменяется оборот алкогольной продукции, выраженный в ее хранении в баре по адресу: Москва, 3-й Лихачевский переулок, дом 9, корп. 1, в отсутствие соответствующих товаросопроводительных документов, сертификатов соответствия и лицензии.
Факт хранения спорной алкогольной продукции подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом осмотра от 07.10.2020 с приложением фотоматериалов, объяснениями предпринимателя от 05.11.2020, протоколом об административном правонарушении от 05.11.2020.
На момент проверки - 07.10.2020 Заблоцкий В.Н. имел статус предпринимателя, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-251745/20.
Статус предпринимателя Заблоцким В.Н. утрачен 14.12.2020.
Оценив данные доказательства в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях предпринимателя имеется объективная сторона вменяемого правонарушения.
Доводы Заблоцкого В.Н. о том, что алкогольная продукция приобретена для личных целей отклоняются, суд полагает, что данная позиция направлена на уклонение от установленной законом ответственности за незаконное хранение алкогольной продукции.
Доказательства приобретения (чеки, накладные и др.) обнаруженной в баре алкогольной продукции самими предпринимателем или иным лицом для личных нужд материалы дела не содержат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в свой совокупности для признания Заблоцкого В.Н. виновным в совершении предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения.
Доводы предпринимателя о том, что на алкогольной продукции не имелось ценников и об отсутствии доказательств реализации алкогольной продукции (кассового чека и т.д.) в рассматриваемом случае не имеют правового значения, поскольку предпринимателю вменяется незаконное хранение алкогольной продукции, а не ее реализация.
Осуществляя незаконный оборот спиртосодержащей продукции при наличии законодательного ограничения, предприниматель сознавал противоправный характер своих действий, предвидел их последствия и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.
Оснований для снижения размера штрафа или освобождения от административной ответственности судом не установлено.
Учитывая, что изъятая алкогольная продукция находится в незаконном обороте, поскольку ее оборот (хранение) осуществлялось предпринимателем без лицензии, документы, подтверждающие легальность производства и (или) оборота алкогольной продукции, изъятой у предпринимателя, в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции в порядке ч. 3 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разрешил вопрос об изъятой алкогольной продукции, которая является предметом административного правонарушения и подлежит изъятию из оборота и направлению на переработку или уничтожение в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Нарушений процедуры и сроков привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-257781/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257781/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Заблоцкий Владимир Николаевич
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10873/2021
13.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49354/2021
05.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-257781/20
05.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10873/2021
18.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12841/2021