город Ростов-на-Дону |
|
12 октября 2021 г. |
дело N А32-11903/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от МУП "Водоканал города Новороссийска": Боряк А.А. по доверенности от 01.01.2021,
от ЮМУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Тутукова Б.А. по доверенности от 16.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.07.2021 по делу N А32-11903/2021
по заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал города Новороссийска"
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, ЮМУ Росприроднадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал г. Новороссийска" (далее - предприятие, МУП "Водоканал г. Новороссийска") о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту окружающей среды в размере 3 812 550 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2021 с МУП "Водоканал г. Новороссийска" взыскана сумма вреда, причиненного окружающей среде (почве) в результате сброса сточных вод в размере 3 812 550 руб. Судебный акт мотивирован доказанностью причинения ущерба почве.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Водоканал г. Новороссийска" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что Середа Ю.Ю. является ведущим инженером Новороссийского отдела Сочинского филиала ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу (ЦЛАТИ по ЮФО)", а именно структуры подведомственной Росприроднадзора. Из текста заключения не усматривается, что эксперт, выполнивший заключение, имеет дополнительное образование по конкретной экспертной специальности (диплом государственного образца), а также непросроченный допуск на самостоятельное производство судебных экологических экспертиз. В экспертном заключении N 126 от 13.08.2020 отсутствует описание территории исследования, отсутствует описание постоянного водного объекта р. Озерейка, гидрографической сети, указание на наличие/отсутствие гидрологической связи р. Озерейка с иными водными объектами и др. Экспертное заключение представляет собой фактически интерпретацию результатов лабораторно-аналитических испытаний проб воды, не содержит существенных сведений, имеющих отношение к установлению причинно-следственных связей между фактом загрязнения объектов окружающей среды и действием/бездействием МУП "Водоканал города Новороссийска" и иных лиц. Вопросы, поставленные перед экспертом соответствует программе исследований, а не поставленным перед ним вопросам. В период проведения внеплановой проверки, при отборе пробы 04.08.2020, факт сброса сточных вод зафиксирован не был. Стоки на контактные резервуары ОСК из пос. Абрау-Дюрсо не поступали, так как вода не подавалась. Вследствие чего, отсутствует факт порчи земель. В материалах административного дела отсутствует исследование механизма загрязнения почв иных земельных участков с учетом рельефа исследуемой территории и строения балки, не исследована геохимическая связь между химическим составом сточных вод, поступающих с очистных сооружений канализации с. Абрау-Дюрсо и обнаруженной в почвах повышенной концентрации нефтепродуктов и аммонийного азота. Материалы административного дела, рассматриваемые Приморским районным судом г. Новороссийска показали, что количество нефтепродуктов в почвах земельных участков территории исследования, установленное актом проверки от 21.08.2020 N 03-47-55 и экспертным заключением от 13.08.2020 N 126, соответствует допустимому уровню, то есть отсутствует загрязнение почв нефтепродуктами. Применительно к азоту аммонийному эксперт указывает, что повышенная концентрация аммонийного азота в почвах не является признаком их загрязнения, концентрация данного химического соединения в почве не нормируется. Вывод, указанный на с. 25 в акте проверки N 03-47-55 от 21.08.2020 и экспертном заключении, не соответствует фактическим обстоятельствам. Выводы эксперта ООО "Центр судебных экспертиз" подтверждают заключение эксперта от 30.10.2020. Негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов не установлено. Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 26.02.2021 жалоба МУП "Водоканал" была удовлетворена, постановление об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ отменено. Суд незаконно отказал в проведении судебной экспертизы в отсутствие достоверных доказательств наличия вины ответчика. Истец не доказал факт совершения незаконных действий именно ответчиком, и как следствие, причинения вреда окружающей среде.
В отзыве на апелляционную жалобу ЮМУ Росприроднадзора просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МУП "Водоканал города Новороссийска" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий судебных актов; поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, также заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы по вопросам:
1. Правильно ли проведен истцом расчет ущерба?
2. Определить размер ущерба, причиненного почве, как объекту окружающей среды.
Представитель ЮМУ Росприроднадзора возражал против удовлетворения данного ходатайства о назначении экпертизы; оставил ходатайство о приобщении на усмотрение суда; просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом ходатайство о приобщении к материалам дела копий судебных актов удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции отказал в проведении судебной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства, нельзя разрешить без оценки фактов лицом, обладающим специальными познаниями. Само по себе заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства о назначении экспертизы не создает обязанности суда провести ее. В данном случае суд счел возможным рассмотреть спор с учетом самостоятельной оценки имеющихся в деле доказательств.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом деятельности предприятия является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (код по ОКВЭД 36.00.1), дополнительным видом деятельности ответчика является сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00).
На основании распоряжения руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 03.07.2020 N 14-05/210 в период с 13.07.2020 по 07.08.2020 ЮМУ Росприроднадзора в отношении МУП "Водоканал г. Новороссийска" проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Краснодарского края (т. 1 л.д. 10).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что МУП "Водоканал г. Новороссийска" при эксплуатации объекта НВОС N 03-0123-007768-П - очистные сооружения канализации Абрау-Дюрсо, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п. Абрау-Дюрсо, осуществляет сброс сточных вод на рельеф местности на поверхность почвы.
При обследовании территории установлено, что сбрасываемые сточные воды, под уклоном протекают по территории земельных участков с кадастровыми номерами: 25:47:0116049:1054, 23:47:0116049:1415.
В ходе проведения проверки ведущим инженером ЭАЛ НО филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю Середой О.Ю. 04.08.2020 произведены отборы проб почвы на предмет ее загрязнения, измерение площади загрязненного участка.
По результатам лабораторных исследований (протокол отбора проб почвы от 04.08.2020 N 28 П (т. 1 л.д. 14-15), протокол испытаний (измерений) проб почва от 11.08.2020 N 216 П (т. 1 л.д. 36-37), экспертное заключение от 13.08.2020 N 126 (т. 1 л.д. 58-70)), на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0116049:1054 (общая площадь - 110 м2) установлено:
- превышение содержания массовой доли нефтепродуктов на глубине 0,0-0.20-м: в точке N 204 - в 14,8 раза;
- превышение содержания азота аммонийного на глубине 0,0-0,20-м: в точке N 204-в 1,8 раза.
Сравнительный анализ в связи с отсутствием норм ПДК и ОДК проводился с фоновой пробой почвы N 205.
По результатам лабораторных исследований (протокол отбора проб почва от 04.08.2020 N 29 П (т. 1 л.д. 16-17), протокол испытаний (измерений) проб почва от 11.08.2020 N 217 П (т. 1 л.д. 38-39), экспертное заключение от 13.08.2020 N 127), на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0116049:1415 (общая площадь - 1137 м2) установлено:
- превышение содержания массовой доли нефтепродуктов на глубине 0,0-0,20-м: в точке N 206 - в 13,9 раза;
- превышение содержания азота аммонийного на глубине 0,0-0,20-м: в точке N 206 - в 1,7 раза.
Сравнительный анализ в связи с отсутствием норм ПДК и ОДК проводился с фоновой пробой почвы N 207.
Управлением на основании вышеизложенного, произведен расчет вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды, в результате сброса сточных вод, выполненный на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
Согласно расчёту управления, размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, составил 3 812 550 руб.
В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной суммы ущерба, причиненного почве, как объекту окружающей среды, управление обратилось с настоящим заявлением в суд.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, согласно пункту 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, осуществляется добровольно или по решению суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Фактическое осуществление сброса неочищенных сточных вод из двух труб от канализационных напорных станций N 1-3 МУП "Водоканал г. Новороссийска" установлено надзорными органами, в рамках проводимых мероприятий по надзору в сфере природопользования, что подтверждается письмом ГКУ Краснодарского края "Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края", а также материалами об административном правонарушении в отношении МУП "Водоканал г. Новороссийска" N 03-47-803-Н-1 по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в том числе экспертным заключением от 13.08.2020, актом проверки от 21.08.2020 (т. 1 л.д. 80-123), протоколами отбора проб почвы (т. 1 л.д. 14-35), протоколами испытаний (измерений) проб почвы (т. 1 л.д. 36-57), фототаблицами (т. 2 л.д. 75,78-81), актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (т. 2 л.д. 81-82), пояснениями административного орган подтверждается причинение почве, как объекту окружающей среды, ущерба.
Из представленной фототаблицы от 28.05.2021 (т. 2 л.д. 78-80) видно, что на месте сброса сточных вод (объект 03-0123-007768-П, объект 03-0123-007768-П) имеется искусственно образованный ручей, по которому осуществляется сток хозяйственно-бытовых вод. На момент фотографирования данного искусственного ручья, сброс сточных вод не осуществлялся, вместе с тем, на поверхности почвы имеются следы, образованные от сбрасываемых сточных вод, которые загрязняя почвы, не пересыхают полностью во время приостановления сбрасывания сточных вод и имеют отличительные от поверхности окружающего рельефа оттенок и структуру; сбрасывание сточных вод прослеживается из двух труб от канализационных напорных станций N 1-3 МУП "Водоканал города Новороссийска".
Вместе с тем, общество не представило в материалы дела доказательств того, что выявленное загрязнение произошло не по его вине. Наличие подтверждения иных объектов хозяйственной деятельности, функционирующих в момент проверки, в материалах дела отсутствует.
Как следует из материалов дела, отбор проб производился в присутствии представителя МУП "Водоканал г. Новороссийск" Лисоченко С.А., о чем свидетельствует его подпись в протоколах отбора проб от 04.08.2020 N 28 П, от 04.08.2020 N 30 П, от 04.08.2020 N 31 П, от 04.08.2020 N 32 П, от 04.08.2020 N 35 П, от 04.08.2020 N 36П, от 04.08.2020 N 37 П, от 04.08.2020 N 38 П, от 04.08.2020 N 39 П, от 04.08.2020 N 40 П.
Количество нефтепродуктов в почвах земельных участков территории исследования, установленное актом проверки от 21.08.2020 N 03-47-55 и экспертным заключением от 13.08.2020 N 126, на которые ссылается предприятие в жалобе, указывает на превышение их количества в пробах, то есть на загрязнение почв нефтепродуктами; содержание аммонийного азота также превышает допустимую норму.
Сбрасываемые сточные воды с превышенной концентрацией допустимых веществ, которые попадают на почву, сами по себе являются загрязнением объекта, которое влечет причинение вреда окружающей среде, с возможной последующей деградацией естественных экологических систем и истощением природных ресурсов и иных последствий.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Закона N 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В статье 1 Закона N 7-ФЗ определено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 утверждена методика исчисления вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 5 Методики исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах осуществляется по формуле:
УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх, (2)
где:
УЩзагр - размер вреда (руб.);
СЗ - степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
S - площадь загрязненного участка (кв. м);
Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту краны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
В случае если отношение Xi/Хн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (С) фактического содержания i-гo загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.
При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от 5олее 10 до 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от более 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от более 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) более 50 СЗ принимается равным 6.0.
На основании вышеизложенного, произведено исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам на земельном участке с кадастровым номером 25:47:0116049:1054.
Соотношение (С) фактического содержания нефтепродуктов и азота аммонийного в почве к фоновому определено по формуле:
С = (637/43 + 35,87/20) = 16,6
С =16,6
С в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3.
Площадь загрязненного участка (S) = 110 кв. м.
Глубина отбора проб N 204 и 205 составляет 0-0,20 м, следовательно, (Кг) принимается равным 1.
Для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116049:1054, категория земель не установлена (Кисп для земель остальных категорий и видов разрешенного использования) равен 1.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" территория г. Новороссийска относится к Зоне горного Северного Кавказа, таким образом, учитывая приложение 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении и порче почв составила 700 (руб./ кв. м.).
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв:
УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх,
УЩзагр = 3,0 х 110 кв. м х 1 х 1 х 700 руб./кв. м = 231 000 руб.,
УЩзагр = 231 000 руб. (двести тридцать одна тысяча рублей)
На основании вышеизложенного, произведено исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0116049:1415, категория земель - земли лесного фонда.
Так, соотношение (С) фактического содержания нефтепродуктов и азота аммонийного в почве к фоновому определено по формуле:
С = (583/42 + 34,05/20) = 15,58
С =15,58
С в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3.
Площадь загрязненного участка (S) = 1137 кв. м.
Глубина отбора проб N 206 и 207 составляет 0-0,20 м., следовательно, (Кг) -принимается равным 1.
Для земельного участка, с кадастровым номером 23:47:0116049:1415, категория земель - земли лесного фонда (Кисп для земель лесного фонда) равен 1,5.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" территория района г. Новороссийска относится к Зоне горного Северного Кавказа, таким образом, учитывая приложение N 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении и порче почв составляет 700 (руб./ кв. м.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв:
УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх,
УЩзагр = 3,0 х 1137 кв. м х 1 х 1,5 х 700 руб./кв. м = 3 581 550 рублей,
УЩзагр = 3 581 550 руб.
Общая сумма размера вреда, причиненного почвам:
УЩ= 3 581 550 + 231 000 = 3 812 550 руб.
УЩ= 3 812 550 руб.
Расчет, представленный ЮМУ Росприроднадзора и судом первой инстанции проверен апелляционной коллегией, признается верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о правомерных требованиях истца о возмещении ущерба, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, при наличии установленной вины ответчика, в связи с чем удовлетворил требования в полном объеме.
В материалы дела представлено достаточно доказательств, подтверждающих, совокупность всех условий гражданско-правовой ответственности факта причинения вреда.
Суд первой инстанции при вынесении судебного акта основывался на материалах судебного дела в совокупности, которые включают в себя, в том числе экспертное заключение. Анализ, представленный в экспертном заключении от 13.08.2020, не противоречит имеющимся в материалах дела протоколам отбора проб и протоколам испытаний (измерений) и иным материалам.
Согласно протоколам отбора проб почв, протоколам испытаний (измерений) проб почв, Середа Ю.Ю. является ведущим инженером Новороссийского отдела Сочинского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", имеет свидетельство об аттестации эксперта N 23-48/2016, действующим от 16.11.2016 по 16.11.2021, в области использования и охраны водных объектов и государственного земельного надзора, что является достаточным для признания эксперта квалифицированным.
Таким образом, доводы общества об отсутствии у эксперта дополнительного образования по конкретной экспертной специальности (диплом государственного образца), непросроченного допуска, а также об отсутствии в экспертном заключении необходимых, по мнению заявителя жалобы, сведений, отклоняется апелляционной коллегией на основании вышеизложенного.
Каких-либо доказательств того, что ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" были допущены ошибки при отборе проб, выполнении анализа, составлении экспертного заключения, МУП "Водоканал г. Новороссийска" не представлено, а доводы ответчика сводятся к несогласию с проведенным исследованием, являются оценочным суждением стороны в споре и не свидетельствуют о наличии ошибок или неточностей.
Доводы апелляционной жалобы предприятия, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Учитывая, что судебной коллегией отказано в проведении судебной экспертизы, с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежат возврату МУП "Водоканал г. Новороссийска" денежные средства, уплаченные по платежному поручению от 01.10.2021 N 2704 для целей оплаты судебной экспертизы. Для возможности осуществления фактического возврата указанных денежных средств МУП "Водоканал г. Новороссийска" надлежит обратиться в адрес Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда с заявлением, содержащем информацию о реквизитах банковского счета на который подлежит перечисление денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 по делу N А32-11903/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11903/2021
Истец: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП "Водоканал города Новороссийска"