г. Москва |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А40-101170/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2021. по делу N А40-101170/21
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
к ООО "ВАЙНСПИРИТС" (ИНН: 7723429891)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Попенков А.А. по доверенности от 30.12.2020; |
от ответчика: |
Коршунов А.С. по доверенности от 21.06.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ВАЙНСПИРИТС" к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 30.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества поддержал решение суда.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей управления и общества, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемым постановлением управления общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде изъятья алкогольной продукции согласно протоколу ареста.
Диспозицией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ является нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Событием вмененного обществу административного правонарушения является нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, создающее угрозу жизни или здоровью граждан.
Как установлено судом первой инстанции, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ явилось поручение Росалкогольрегулирования (центрального аппарата) своему территориальному органу (управлению) о проведении контрольных мероприятий в связи с обнаружением в Федеральном реестре алкогольной продукции ("ФРАП") уведомления за N 620 от 20.04.2020 общества в отношении "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен". В ЕГАИС имеются сведения об импорте 27.06.2020 на территорию России данной алкогольной продукции.
Общество по контракту с ООО Винный завод "СИСАВАН" (Республика Армения) от 01.11.2019 за N АМ/53766133/00092 приобрело и импортировало (ТД 05100010/270620/0005275) алкогольную продукцию, в том числе и "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен" в количестве 10 800 банок объемом 0,25 л.
В связи с тем, что это был новый продукт и ранее никогда на территорию России не завозился, то вначале организации - импортеру необходимо соблюсти установленную лицензирующим органом процедуру согласования.
При подаче данных сведений в Федеральном реестре алкогольной продукции (ФРАП) в "Категории АП" в поле "Категория АП" при выборе из справочника категории алкогольной продукции выдается категория "вино фруктовое газированное". То есть сам регулятор и система предусматривают легальное оформление такой категории, что делает доводы апелляционной жалобы административного органа о якобы имеющейся возможности соблюдать норм как профессионального участника правоотношений и соблюдении требования законодательства противоречащими собственным действиям по фиксации и подтверждению в ЕГАИС спорной информации.
Установлено, что поступившие заявки на добавление алкогольной продукции рассматриваются Росалкогольрегулированием в срок не более 2 рабочих дней после их поступления согласно утвержденным правилам (Приказ Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 N33046).
Данная заявка была одобрена РАР и зафиксирована в ЕГАИС и создан код АП.
Ни ранее, ни в настоящее время каких-либо изменений в ЕГАИС оператором Росалкогольрегулированием внесено не было. Отсутствие факта предъявления каких-либо претензий со стороны лицензирующего (контролирующего, административного) органа подтверждается отсутствием в отношении общества возбуждения дела об административных правонарушениях по ст. 14.19 КоАП РФ (статья предусматривает ответственность лицензиатов за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или нефиксации информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Общество в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 474 (ред. от 05.08.2015) "О представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции" в установленные сроки подала уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации на данный товар на сайте frap.fsrar.ru.
Уведомление о начале оборота представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в формате, утвержденном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по телекоммуникационным каналам связи посредством единой информационной системы либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно официальным разъяснениям Росалкогольрегулирования о заполнении уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции указанные категории соответствуют категориям алкогольной продукции, предлагаемым Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011.
При этом Росалкогольрегулирование в соответствии с Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2018 N 395 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по приему уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции" (зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2019 N 54259) оказала государственную услугу надлежащем образом и в полном объеме, о чем свидетельствуют скрины из программного обеспечения УТМ (ЕГАИС) и что подтверждается присвоенным номером "код реестра": 01-00143106, который вносится при фиксации акцизных марок в заявку на фиксацию акцизных марок в системе УТМ (ЕГАИС) в графу "FRAP ID", которая в свою очередь так же была одобрена и подтверждена РАР.
После присвоения кода АП лицензирующем органом (управлением) и добавления данной АП в номенклатуру на сервере ЕГАИС, а так же после фиксации информации о начале оборота на сайте frap.fsrar.ru., общество "привязало" полученные акцизные марки (серии и номера) к данной номенклатуре (кодам АП) в системе УТМ, направив вновь заявки в УТМ (ЕГАИС), внеся в данные заявки FRAP ID: 01-00143106.
После поступления на склад и постановки на учет обществом данной алкогольной продукции общество подал в УТМ (ЕГАИС) отчет об импорте на данную партию товара, который Росалкогольрегулирование зафиксировало без каких-либо претензий и замечаний.
После фиксации отчета об импорте общество подало в ФТС России заявление об уплате акциза по маркированным товарам Таможенного Союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства-члена ТС. На основании данного заявления ФТС России списало с ЕЛС (Единый личный счет) организации, денежные средства в виде авансового платежа, в размере суммы акциза, подлежащего уплате в бюджет РФ в соответствии с расчетом и заявлением, о чем был оформлен и выдан ФТС России Таможенный приходный ордер N 6402798 (справочный номер 10009020/090720/0006402798).
В дальнейшем общество, заказало (оплатило) акцизные марки и получило их в ФТС России на основании спецификации N 1 от 26.12.2020 к контракту и декларации о соответствия N AM-010/S.B - 024-2020 от 03.04.2020.
Каких-либо замечаний, претензий или отказов в выдаче акцизных марок (код 421 -фруктовое (плодовое) вино) по наименованию алкогольной продукции "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен" от государственного органа получено не было, федеральный бюджет получил денежные средства в установленном порядке по итогам всех вышеописанных шагов общества по декларированию ввоза для реализации на территории России согласованной к продаже алкогольной продукции.
В настоящем деле управление настаивает на фальсификации алкогольной продукции, её изъятии и уничтожении только на том основании, что в наименовании алкогольной продукции присутствует слово "газированное" не принимая во внимание при этом, что действия общества полностью соответствуют Инструкции Росалкогольрегулирования о внесении уведомлений о начале оборота (опубликована на сайте РАР в открытом доступе) и предусматривала код АП в ЕГАИС - именно с наличием слова "газированное" фруктовое вино.
В настоящем деле общество представило гарантийные письма, как завода-изготовителя, так и своё собственное - о готовности изменить маркировку на товаре в соответствии с действующим законодательством и вернуть товар заводу-производителю для внесения изменений в части наименования. Так как эти действия не противоречат ст.25 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в части изъятия из оборота не соответствующей ГОСТу продукции, но позволит избежать обществу убытков, понесенных в результате действий самого административного органа по "согласованию" ввоза именно этого наименования алкогольной продукции.
Таким образом, после внесения в ФРАП соответствующей записи, проверки Росалкогольрегулированием правомерности и достаточности представленных документов, управление не обнаружило каких-либо нарушений действующего законодательства и подтвердило правомерность приобретения акцизных марок на "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен".
В рамках возбужденного 02.02.2021 дела об административном правонарушении (N у1-ап185/02) был произведен осмотр складского помещения общества и зафиксировано наличие остатков алкогольной продукции "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен" производства ООО "Винный завод СИСАВАН", дата розлива 23.06.2020, ж/б объемом 0,25 л., крепость 9% в количестве 7284 ед.
Из указанного количества продукции было произведено изъятие образцов готовой продукции (24 шт. ж/б) и направлениие их на экспертизу (определение о назначении экспертизы от 03.02.2021 N 0101/020221/000227-5ю).
Экспертным заключением от 02.04.2021 N 29/2021 экспертно-аналитического отдела Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу по проведенным испытаниям были даны ответы на поставленные вопросы что образцы не являются вином фруктовым (не соответствует понятию "вино фруктовое") согласно пп. 3, 4, 5.1.2 ГОСТ 33806-2016 и п.12.2 ст.2 Закона РФ N 171-ФЗ по причине насыщения вина фруктового двуокисью углерода (т.е. газирование) образцы являются "напитком винным фруктовым и соответствуют требованиям ГОСТ Р 58013-2017 "Напитки винные фруктовые. Общие технические условия".
Образцы соответствуют понятию "напиток винный фруктовый" согласно п. 12.3 ст.2 Закона N 171-ФЗ.
Так, суд первой инстанции исследовал не только заключение ведомственной экспертизы Росалкогольрегулирования, но и заключение независимой экспертизы РОСТЕСТ.
Как установлено судом, претензии управления заключаются в том, что на маркировке алкогольной продукции - "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен", ж/б, объемом 0,25 л., крепость 9% нанесена информация (на этикетке, акцизной марке) наименование "Вино фруктовое...", что в свою очередь не соответствует действительности, поскольку содержание идентифицировано как; "Винный напиток фруктовый".
Таким образом, по мнению управления, потребитель вводится в заблуждение, поскольку содержимое пищевой продукции не соответствует наименованию, нанесенному на маркировке.
Согласно п.1 ст.4.1 "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции.
На товаре имеется следующая информация: "АЙРЕН вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое". То есть данное требование ТР ТС полностью исполнено.
В соответствии с п.1 ст.4.3 "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки" наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
Согласно представленному экспертному заключению управления - изъятая алкогольная продукция является фруктовым вином (согласно ГОСТ 33806-2016), но только газированным.
ГОСТ 33806-2016 в п.5.1.1 указывает: столовые фруктовые вина и столовые фруктовые виноматериалы изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям для конкретных наименований, с соблюдением требований ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Алкогольная продукция произведена в соответствии с Техническими условиями N АМ39194285.8530-2020 и в строгом соответствии с технологической рецептурой по производству газированного гранатового полусладкого вина "Айрен".
Каких-либо нарушений ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции экспертами установлено не было, то есть проведенной ведомственной экспертизой подтверждена пищевая безопасность "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен".
На товаре, что не оспаривается управлением, имеется следующая информация: "АЙРЕН вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое". То есть имеется идентификация, что это фруктовое вино и что оно газированное (характеристика, позволяющая отличить продукт от другой пищевой продукции). Таким образом требование ТР ТС полностью исполнено.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О Единых формах сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и правилах его оформления" утверждена единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правила ее оформления согласно которой в декларации о соответствии указываются помимо прочего сведения о продукции, на которую выдан сертификат соответствия, включая: полное наименование продукции; сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (тип, марка, модель, артикул продукции и др.).
Общество (производитель) в установленном порядке получило "Декларацию о соответствии Евразийского экономического союза" (номер регистрации ЕАЭС АМ-010/S.B-0204-2020 от 03.04.2020), что вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "АИРЕН" полностью соответствует ТР ТС N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств.
Согласно ч. 1 ст. 4.12 ТР ТС 022/2011 маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей). Указание полного наименование продукта - вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое полностью соответствует содержанию, является понятным и не может вводить потребителя в заблуждение относительно его свойств.
Тот факт, что в банках разлито именно ВИНО ФРУКТОВОЕ ГАЗИРОВАННОЕ не оспаривается управлением и подтверждено ведомственной экспертизой.
Спор возник в терминологии, что если ВИНО ФРУКТОВОЕ подвергнуть газированию, то это уже не вино, а винный напиток фруктовый, что отличие между ними и определяется газированием.
Запрет на газирование вина ГОСТ 33806-2016 не содержит, по остальным же показателям (по органолептическим и физико-химическим) алкогольная продукция полностью соответствует ГОСТ 33806-2016 и является вином фруктовым, что не и оспаривается экспертами.
Общество обратилось с запросом на исследование в Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области" с заявкой на экспертизу "вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "АИРЕН" в части идентификации продукции в части наименования.
Отчетом о соответствии N 620-29-7/004 от 18.02.2021 независимыми экспертами ФБУ РОСТЕСТ-МОСКВА было установлено:
- принятым ТР ЕАЭС 047 "Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" предусмотрен термин "вино фруктовое газированное", что делает продукцию полностью соответствующей определению представленному в регламенте;
- в целях обеспечения соблюдений требований п.4.3. ст.4 ТР ТС 022/2011 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", а также п.3 п.4.3. ст.4 данного ТС 022/021 наименование продукции дополнено указанием вида фруктов (гранатовое) и информацией о физических свойствах пищевой продукции и о специальных способах обработки пищевой продукции (газированная);
- до момента вступления в силу ТР ЕАЭС 047 "Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции", алкогольная продукция является объектом регулирования Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Таким образом, заключение экспертов однозначно указывает, что "вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "АИРЕН" идентифицировано как "ВИНО фруктовое" в соответствии с терминами ГОСТ 33806-2016 и требованиями ТР ТС 022/2011.
С ходатайством о повторной экспертизе управление в суде первой инстанции не обращалось.
К компетенции Росалкогольрегулирования относится только контроль за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" в части соблюдения обязательных требований, установленных Техническим регламентом к алкогольной продукции (Постановление Правительства N 745 от 28.08.2013).
В тоже время, экспертная лаборатория управления вышла за пределы своей компетенции по контролю за соблюдением ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" при проведении экспертизы по настоящему делу, так как соблюдение требований маркировки относится к другому ведомству (Роспотребнадзор), который какие-либо претензии обществу не предъявляет.
ГОСТ 33806-2016 в примечаниях к пунктам 3.1 и 3.3. указывает что именно не допускается при изготовлении вина фруктового. Примечания о запрете газирования отсутствуют.
Более того, п.5.2. ГОСТа указывает, что при изготовлении столовых фруктовых вин и столовых фруктовых виноматериалов используют технологические вспомогательные средства, которые в контакте с фруктовыми винами и фруктовыми виноматериалами обеспечивают их качество и безопасность и соответствуют требованиям "ТР ТС 029/2012. Технический регламент Таможенного союза. Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Доводы жалобы о том, что суд применил и руководствовался недействующим нормативным актом не соответствует действительности, так как суд действительно упоминал данный нормативный акт в тексте судебного акта, но в контексте доводов общества и неразрывно связанным с действующим Техническим регламентом (стр.8, второй абзац сверху): - до момента вступления в силу ТР ЕАЭС 047 "Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции", алкогольная продукция является объектом регулирования Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Заключение экспертов указывает, что вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "АЙРЕН" идентифицировано как "ВИНО фруктовое" в соответствии с терминами ГОСТ 33806-2016 и требованиями ТР ТС 022/2011.
В рассматриваем деле в качестве события административного правонарушения является нарушение не технического регламента, а требований ГОСТ 33806-2016, то есть обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Следовательно, в соответствии с указанным примечанием к статье 14.43 КоАП РФ необходимо установить соответствие нарушенных требований условиям, установленным в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Между тем, управлением не представлено доказательств того, что указанные отклонения от нормативных требований создавали угрозу жизни или здоровья граждан. Все показатели безопасности, входящие в компетенцию Росалкогольрегулирования и указанные в протоколах испытаний в норме. (ТР ТС 021/2011).
Пунктом 1 статьи 46 ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что со дня вступления в силу указанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам (хранения, перевозки), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
На основании пункта 1.1 статьи 46 ФЗ "О техническом регулировании" до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных частью 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
В силу пункта 6.2 статьи 46 ФЗ "О техническом регулировании" до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского союза.
Таким образом, из системного толкования приведенных положений следует, что для установления события административного правонарушения необходимо установить, что нарушенные требования ГОСТ 33806-2016 создавали угрозу жизни или здоровью граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; либо охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; либо предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; либо обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Обществу вменено нарушение требований именно п.3 (термины и определения), п.4 (классификация) и п.5.1.2. (органолептические показатели - наличие элемента газирования) ГОСТ 33806-2016.
Однако, управлением не представлено доказательств того, что указанные отклонения от нормативных требований создавали угрозу жизни или здоровья граждан.
ГОСТ Р 52335-2005 Продукция винодельческая. Термины и определения (с Изменениями N 1, 2)
1. винодельческий продукт: Алкогольная продукция, изготовленная в результате: полного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда, плодов или их сусла, их перегонкой с последующей выдержкой или без выдержки; полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда, плодов или их сусла с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, винного, виноградного или плодового спиртов, винного, виноградного или плодового дистиллятов, сахаросодержащих веществ, натуральных или идентичных натуральным пищевых ароматизаторов, двуокиси углерода.
ГОСТ 33806-2016 Вина фруктовые столовые и виноматериалы фруктовые столовые. Общие технические условия (Переиздание)
3.1 столовое фруктовое вино: Винодельческий продукте объемной долей этилового спирта не менее 6,0% и не более 15,0%, изготовленный в результате полного или неполного спиртового брожения дробленых свежих фруктов одного или нескольких видов, или фруктового сусла, или восстановленного концентрированного фруктового сока, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта.
Примечание - Не допускается использование винограда и продуктов его переработки.
3.2 столовый фруктовый виноматериал: Столовое фруктовое вино наливом, предназначенное для розлива в потребительскую упаковку или для производства различных винодельческих продуктов и не подлежащее реализации населению как готовый продукт.
ГОСТ Р 52558-2006 Вина газированные и вина газированные жемчужные. Общие технические условия:
3.1 газированное вино: Винодельческий продукте объемной долей этилового спирта от 8,5% до 12,5%, полученное путем искусственного насыщения двуокисью углерода столового виноматериала, и давлением двуокиси углерода в бутылке не менее 300 кПа при 20 °С.
ТР ЕАЭС 047/2018 Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции";
"винодельческая продукция" - алкогольная продукция: изготовленная в результате полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда, фруктов либо сусла виноградного, сусла фруктового с добавлением одного или более из следующих продуктов: ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, дистиллята виноградного происхождения, дистиллята винного, дистиллята фруктового, в том числе ректификованных, сахаросодержащих продуктов, вкусовых веществ, пищевых добавок, ароматизаторов, диоксида углерода, воды, указанных в документе (документах), в соответствии с которым изготовлена алкогольная продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ);
"вино фруктовое газированное" - вино фруктовое столовое с объемной долей этилового спирта от 6 до 12,5 процента и давлением диоксида углерода в бутылке не менее 250 кПа при температуре 20°С, изготовленное путем искусственного насыщения диоксидом углерода;
"вино фруктовое газированное жемчужное" - вино фруктовое газированное с давлением диоксида углерода в бутылке от 100 до 250 кПа при температуре 20°С;
Ранее, в Российской Федерации действовал ГОСТ 28616-90 "Вина плодовые. Общие технические условия", который в п. 1.2. предусматривал группу газированных вин (по технологии изготовления): "газированные - приготовленные путем физического насыщения двуокисью углерода виноматериалов, полученных брожением плодового сока".
В введенном в действие ГОСТ Р 52836-2007 "ВИНА ФРУКТОВЫЕ (ПЛОДОВЫЕ) И ВИНОМАТЕРИАЛЫ ФРУКТОВЫЕ (ПЛОДОВЫЕ). Общие технические условия" данное понятие исключено. Однако этот пробел мог бы восполнить Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018), который должен был вступить в силу 01.02.2021, вступление в силу которого было отложено до 01.01.2022 согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 30.10.2020 N 102 "О внесении изменения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 N 98",
ГОСТ 33806-2016 не предусматривает разделения вин по технологии изготовления, но оговаривает органолептические и физико-химические показатели, при этом запрет на изготовление "газированных" вин не содержит. Данный вопрос регулируется конкретным производителем и разработанными техническими условиями на конкретный продукт. Заводом-изготовителем было зарегистрировано ТУ AM 39194285.8530-2020, данные Технические Условия на вино фруктовое газированное "АИРЕН" прошли проверку на соответствие и получили одобрение в виде декларации соответствия ЕАЭС N АМ-010/S.B-0204-2020 на основании протокола испытаний N 266 от 03.04.2020 санитарно-гигиенической испытательной лаборатории, номер аккредитации 015/Т-081.
ТУ или технические условия - основной производственный документ предприятия, в котором максимально подробно описывается процесс изготовления продукции и предъявляемые к ней требования. Главная цель разработки ТУ - стандартизация процесса производства и обеспечение неизменности свойств и характеристик продукции в условиях массового выпуска. Разрабатываются в двух случаях:
* для товаров нет профильного специализированного ГОСТа;
* несмотря на то, что такой ГОСТ существует, изготовление продукции ведется с отступлением от его положений.
Необходимо отметить, что отличие технических условий от государственных стандартов состоит в том, что ГОСТы содержат требования к некоторой группе однотипных товаров, технические условия разрабатывают конкретно для каждого изделия.
Технические условия "Вина фруктовые газированные "АИРЕН" и "GOOD MOOD" зарегистрированы на территории республики Армения 01.04.2020 N 13456.
Таким образом, отсутствие в ГОСТе 33806-2016 вина газированного является пробелом действующего законодательства (которое и устранено принятием и одобрением ТР ЕАЭС 047/2018 Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции").
Согласно п.2 ст.53 договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Необходимо отметить, что в части уплаты стоимости приобретённых акцизных марок по продукции "вино фруктовое" и "напиток винный фруктовый" общество действовало добросовестно и в установленном порядке представило регулятору уведомление от 20.04.2020 по приобретению акцизных марок именно на "вино фруктовое". Разница между стоимостью AM по указанным наименованиям алкогольной продукции отсутствует, то есть с точки зрения налоговой составляющей, федеральный бюджет никаких потерь не понес.
Алкогольная продукция "Вино фруктовое гранатовое газированное полусладкое "Айрен", ж/б, объемом 0,25 л, крепость 9%" ООО "ВайнСпиритс" (далее по тексту "Общество" или "Организация" или "Импортер") была импортирована на территорию Российской Федерации на условиях FCA- Республика Армения, 0620, Араратский район, село Сисаван контракта N АМ/53766133/00092 от 01.11.2019, заключенного с производителем и поставщиком данной алкогольной продукции, ООО винный завод "Сисаван" (Республика Армения, 0620, Араратский район, село Сисаван, ул. П. Севака, дом 31), на основании спецификации N N 1 от "26" декабря 2020 года, инвойса N 3 от 22.06.2020, CMR N19226 от 27.06.2020, транзитной декларации N 0510010/270620/0005275.
Поступившая партия алкогольной продукции была маркирована акцизными марками, полученными в ФТС России по квитанции о получении акцизных марок N 10009000/20/0002 от 25.03.2020 на основании обязательства об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением N 10009000/20/0002 от 12.03.2020, обеспеченное в соответствии с генеральным соглашением и в соответствии с заявлением о выдаче акцизных марок N 10009000/20/0002 от 09.01.2020.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2021. по делу N А40-101170/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101170/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ВАЙНСПИРИТС"