г. Саратов |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А06-1111/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 августа 2021 года по делу N А06-1111/2021
по иску публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, пл. Джона Рида, д.3, литер строения А; ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041),
к администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области (416500, Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская, д.141; ИНН 3012000794, ОГРН 1023000509498),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация муниципального образования "Удаченский сельсовет" (416527, Астраханская область, Ахтубинский р-н, с. Удачное, ул. Советская, д. 61 ИНН 3001000560, ОГРН 1023000508882),
о взыскании задолженности за сентябрь 2020 года и октябрь 2020 года в размере 266 954 руб. 23 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 170 руб.,
в отсутствие представителей администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области, публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", администрации муниципального образования "Удаченский сельсовет", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности за сентябрь 2020 года и октябрь 2020 года в размере 266 954 руб. 23 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 170 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02 августа 2021 года по делу N А06-1111/2021 с администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области (ИНН 3012000794, ОГРН 1023000509498) в пользу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041) взыскана задолженность за сентябрь 2020 года и октябрь 2020 года в размере 266 954 руб. 23 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 8339 руб.
Администрация муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
ПАО "АЭСК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Астраханской области, в связи с чем, осуществляет продажу электрической энергии покупателям на территории зоны своей деятельности по публичным договорам энергоснабжения.
На основании Акта приема-передачи от 2006 года АО "РЖД" Приволжская железная дорога" передала, а Администрация МО "Ахтубинский район" приняла в муниципальную собственность сеть электроснабжения, расположенную по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, ЛЭП-0,4 кВ от МТП-1 до МПТ-2 по ул.Школьная, Железнодорожная, пер.Зеленый, Южный, ст.Верблюжья, от МПТ-3 по ул.Интернациональная, ст.Верблюжья, протяженностью 3 767,10 м. (том 1 л.д. 27-29).
Согласно акту приема-передачи федерального имущества от 2006 года от ОАО "РЖД" в муниципальную собственность МО "Ахтубинский район", в котором отражен перечень передаваемого в муниципальную собственность имущества, в том числе и спорной сети электроснабжения (пункт 19 указанного Акта).
Из представленного акта об осуществлении технологического присоединения N 17 от 26.04.2018, составленного между Астраханской дистанцией электроснабжения Приволжской ДЭ и Администрацией МО "Ахтубинский район" следует, что к сетям указанной сетевой организации имеется непосредственное технологическое присоединение энергопринимающих устройств ответчика в точках присоединения РУ 0,4кВ МПТ N 1 фидер "N 6 РЭС Пироговка" и РУ 0,4кВ КПТ N 1 фидер "N 6 РЭС Пироговка" (том 1 л.д. 26).
В этом же акте указано и о наличии прибора учета, установленного на КТП N 1 и МТП N 1.
Данный прибор учета учитывает входящее в сеть электроснабжения ответчика количество электроэнергии.
Контракт на поставку электроэнергии на 2020 год между Гарантирующим поставщиком электроэнергии и Администрацией МО "Ахтубинский район" не заключался.
В 2019 году также не было заключенного между сторонами контракта на поставку электроэнергии.
Истец считает, что муниципальное образование "Ахтубинский район" является владельцем объектов электросетевого хозяйства: участков электрической сети - воздушной линии электропередач, распределительных устройств, находящихся на территории Муниципального образования "Ахтубинский район", принятых Администрацией в муниципальную собственность от ОАО "РЖД".
Как указывает истец, объем фактических потерь электроэнергии в электрических сетях в период с сентября 2020 года по октябрь 2020 года составляет 40051,828 кВт*ч. на сумму 266 954 руб. 23 коп.:
Сентябрь 2020 года - объем потерь 12721,849 кВтч на сумму 85 442 руб. 28 коп.;
Октябрь 2020 года - объем потерь 27329,979 кВтч на сумму 181 511 руб. 95 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 23.11.2020 с требованием об оплате задолженности, на которую Администрацией МО "Ахтубинский район" дан ответ о передаче имущества в оперативное управление администрации МО "Удаченский сельсовет" (том 1 л.д. 12-15).
Неисполнение требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что администрация МО "Ахтубинский район" Астраханской области в силу прямого указания закона обязана оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в порядке и размере, установленном действующим законодательством, а ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" вправе требовать оплаты стоимости потерь электрической энергии в размере за сентябрь 2020 года и октябрь 2020 года в размере 266 954 руб. 23 коп.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, что администрация МО "Ахтубинский район" Астраханской области в апелляционной жалобе указывает на то, что актом приема-передачи от 15.09.2010 года, в соответствии с распоряжением комитета имущественных и земельных отношений администрации МО "Ахтубинский район" от 15.09.2010 N 91 "О передаче муниципального имущества в оперативное управление администрации МО "Удаченский сельсовет", сеть электроснабжения передана в оперативное управление администрации МО "Удаченский сельсовет". Выводы суда об отсутствии государственной регистрации права оперативного управления, не могут служить основанием удовлетворения исковых требований.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектом оптового рынка являются юридические лица, получившие право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.
В силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь.
Порядок компенсации и расчета фактических потерь установлен пунктами 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и пунктами 127, 130 Правил N 861, а также разделом Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктами 6, 51 Правил N861 владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, и обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 128 Основных положений N 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III Основных положений.
В силу пункта 129 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом Х настоящего документа для сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Пунктом 50 Правил N 861 предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Таким образом, в предмет доказывания по делам о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, фактически потерянной в электросетях при ее передаче, входит установление факта перетока электроэнергии через электросети, определение величины (количественного значения) электроэнергии, поступившей в сеть, определение полезного отпуска (определение электроэнергии, вышедшей из сети в смежные сети и потребителям), определение величины потерь, составляющей разность между двумя предыдущими величинами, расчет стоимости потерь электрической энергии.
В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Кроме того, в силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по оплате электрической энергии.
При этом отсутствие письменного договора между сторонами, согласно статье 544 ГК РФ, не освобождает абонента от обязанности оплатить фактически потребленную энергию.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что ответчик в силу прямого указания закона обязан оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства в порядке и размере, установленном действующим законодательством, а ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" вправе требовать оплаты стоимости потерь электрической энергии в размере за сентябрь 2020 года и октябрь 2020 года в размере 266 954 руб. 23 коп.
Примененный истцом способ расчета фактических потерь электроэнергии в сетях ответчика соответствует действующему законодательству.
Объем потребленного энергоресурса подтверждается представленным в материалы дела актами приема-передачи электрической энергии и сведениями об объеме полезного отпуска электрической энергии, потребленной населением в сентябре 2020 года и октябре 2020 года (том 1 л.д. 33-36).
Доказательств порочности сведений, содержащихся в данных документах, не представлено.
Встречные обязательства по оплате потребленной электроэнергии ответчик в установленные контрактом сроки не исполнил, задолженность по оплате электроэнергии за сентябрь 2020 года и октябрь 2020 года составила 266 954 руб. 23 коп.
Ответчик указанную сумму долга в стоимостном и количественном выражении относимыми и допустимыми доказательствами не оспорил, доказательств оплаты не представил.
На основании пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Контррасчет в подтверждение фактов исполнения ответчиком встречной обязанности по оплате поставленной электрической энергии со ссылками на первичные документы вопреки требованиям процессуального закона не представлен.
Доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств, отсутствия долга, а равно его наличия в ином (меньшем) размере, чем заявлено истцом, ответчиком не представлено.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования о взыскании задолженности в размере 266 954 руб. 23 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, правовых оснований для их переоценки не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация МО "Ахтубинский район" не является лицом, которое обязано возмещать стоимость потерь электроэнергии в спорном периоде, и ссылка на Распоряжение Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО "Ахтубинский район" от 15.09.2010 N 91 судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела следует, что право оперативного управления на сеть электроснабжения, расположенную по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, ЛЭП-0,4 кВ от МТП-1 до МПТ-2 по ул. Школьная, Железнодорожная, пер. Зеленый, Южный, ст. Верблюжья, от МПТ-3 по ул. Интернациональная, ст. Верблюжья, протяженностью 3767,10 м. - за администрацией муниципального образования "Удаченский сельсовет" не зарегистрировано.
Кроме того, в отзыве на исковое заявление третье лицо указывает, что 06.07.2015 вся техническая документация по данной сети передана в МО "Ахтубинский район", в том числе на сеть электроснабжения п. Верблюжий (том 1 л.д. 96-97).
В силу норм статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Также в отзыве на исковое заявление третье лицо указывает, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на 12.01.2021 сеть электроснабжения, расположенная по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, ст.Верблюжья, зарегистрирована на праве собственности за муниципальным образованием "Ахтубинский район". Записей о регистрации права оперативного управления на указанную сеть электроснабжения в ЕГРН не содержится.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения обязательств по возмещению стоимости потерь электроэнергии в спорном периоде на иных лиц, судом апелляционной инстанции не установлено.
Аналогичные выводы изложены в судебных актах судов первой и апелляционной инстанции по делу N А06-9443/2020.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 августа 2021 года по делу N А06-1111/2021 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области - без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, судебной коллегией не разрешается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 августа 2021 года по делу N А06-1111/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1111/2021
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Ахтубинский район"
Третье лицо: администрация муниципального образования "Удаченский сельсовет", ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"