город Омск |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А46-8872/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9538/2021) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.07.2021 по делу N А46-8872/2021 (судья Солодкевич И. М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128, адрес: 644042, г. Омск, ул. Маяковского, 2) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68) о признании недействительным постановления N 1-825/Ф по делу об административном правонарушении от 11.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее также - АО "ОмскВодоканал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - Госжилинспекция Омской области, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления N 1-825/Ф по делу об административном правонарушении от 11.05.2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2021 по делу N А46-8872/2021, мотивированный текст которого изготовлен 09.08.2021, требования заявителя удовлетворены. Признано недействительным и отменено постановление N 1-825/Ф по делу об административном правонарушении от 11.05.2021.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что коммунальная услуга "холодное водоснабжение" не предоставлялась жильцам многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица 1-я Амурская, дом 79, в период с 08 часов 00 минут 12.03.2021 по 05 часов 00 минут 13.03.2021, что является нарушением пунктов 3, 31 и пункта 1 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354, Правила предоставлении коммунальных услуг). Госжилинспекция Омской области обращает внимание на то, что АО "ОмскВодоканал" обязано предоставить коммунальный ресурс надлежащего качества с соблюдением режима предоставления своему потребителю до границы земельного участка. Правилами N 354 не установлены случаи для возможного отклонения от указанного режима предоставления коммунальных услуг, в том числе погодные условия, а также обстоятельства непреодолимой силы. Госжилинспекция Омской области полагает, что сами по себе наряд-допуски на выполнение работ и акт промывки трубопровода не свидетельствуют о необходимости дезинфекции трубопроводов в случае, когда их целостность не нарушена.
АО "ОмскВодоканал" представило отзыв на жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего обращения N К-2154(1) жильцов многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица 1-я Амурская, дом 79, мотивированного представления государственного жилищного инспектора Шулинина К.В. от 22.03.2021, в соответствии с распоряжением заместителя начальника Госжилинспекции Омской области N 000000507 от 22.03.2021 Госжилинспекцией Омской области в отношении АО "ОмскВодоканал" назначена и проведена внеплановая выездная проверка (акт проверки N 03-03-05/55 от 08.04.2021).
В ходе контрольного мероприятия, выразившегося в обследовании технического состояния жилого дома N 79 по улице 1-я Амурская в городе Омске, Инспекция пришла к выводу о нарушении обществом режима обеспечения граждан коммунальной услугой (холодное водоснабжение), в частности, коммунальная услуга "холодное водоснабжение" не предоставлялась в период с 08 часов 00 минут 12.03.2021 по 05 часов 00 минут 13.03.2021.
При этом административным органом установлено, что жильцы указанного многоквартирное дома производят оплату соответствующей услуги в АО "ОмскВодоканал".
Данное обстоятельство послужило основанием к составлению государственным жилищным инспектором Омской области 05.04.2021 в отношении заявителя (в присутствии представителя лица) протокола N 13 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
11.05.2021 Госжилинспекцией Омской области вынесено постановление N 1-825/Ф о привлечении АО "ОмскВодоканал" к административной ответственности на основании статьи 7.23 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, АО "ОмскВодоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования АО "ОмскВодоканал" судом первой инстанции удовлетворены, что явилось основанием для обращения административного органа с апелляционной жалобой.
Повторно рассмотрев настоящее дело, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, расценивая их как необоснованные.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
С учетом изложенного для установления наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, подлежит выявлению факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Из материалов дела следует, что АО "ОмскВодоканал", как поставщику коммунальной услуги по "холодному водоснабжению", вменены в вину оспариваемым постановлением обстоятельства того, что коммунальная услуга "холодное водоснабжение" не предоставлялась в период с 08 часов 00 минут 12.03.2021 по 05 часов 00 минут 13.03.2021 жильцам многоквартирного дома по адресу: город Омск, улица 1-я Амурская, дом 79, что квалифицировано в качестве нарушения пунктов 3, 31 и пункта 1 Приложения N 1 Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом частью 4 статьи 3 ЖК РФ определено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354, условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является, в том числе, предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно пункту 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, приведенными в приложении N 1 к Правилам N 354. В силу подпункта "а" пункта 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 подача холодного водоснабжения является бесперебойной круглосуточной в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений.
Согласно пункту 11.4 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*", утверждённых Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.
В соответствии с таблицей 25 правил расчётное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории при диаметре труб менее 400 мм и глубине залегания труб более 2 м составляет 12 часов.
Согласно пункту 3 указанной таблицы при необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии приведённое в таблице время следует увеличивать на 12 часов.
По указанию АО "ОмскВодоканал", отсутствие коммунальной услуги "холодное водоснабжение" по адресу: город Омск, улица 1-я Амурская, дом 79, было вызвано промерзанием участка водопроводных сетей по улице 1-я Амурская от 30 до 33 Северной, а также участка водопроводных сетей от жилого дома N 79 по улице 1-я Амурская до улицы 1-я Амурская в связи с аномально низкими температурами.
12.03.2021 АО "ОмскВодоканал" производились работы по отогреванию замерзшего водопровода с отключением холодного водоснабжения с 08 часов 00 минут 12.03.2021 по 05 часов 00 минут 13.03.2021.
Как верно установлено судом первой инстанции, диаметр участка водопроводных сетей по улице 1-я Амурская от 30 до 33 Северной, а также участка водопроводных сетей от жилого дома N 79 по улице 1-я Амурская, до улице 1-я Амурская составляет 300 мм, глубина залегания указанных водопроводных сетей - более 2 метров, следовательно, расчетное время ликвидации аварии (в том числе и отогревание перемерзшего водопровода) составляет 12 часов.
При этом, АО "ОмскВодоканал" представило в материалы дела акт промывки трубопровода от 12.03.2021 с проведением его дезинфекции, с учетом которого максимальное нормативное время ликвидации аварии могло составлять 24 часа.
Из акта проверки от 08.04.2021 N 03-03-05/55 следует, что фактическое время ликвидации аварии составило 21 час (с 08 часов 00 минут 12.03.2021 по 05 часов 00 минут 13.03.2021).
Таким образом, фактические обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что действия АО "ОмскВодоканал" согласуются с положениями пункта 11.4 СП 31.13330.2012, событие административного правонарушения Инспекцией не доказано, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Доводы Госжилинспекции Омской области о том, что сами по себе наряд-допуски на выполнение работ и акт промывки трубопровода не свидетельствуют о необходимости дезинфекции трубопроводов в случае, когда их целостность не нарушена, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают обстоятельств того, что промывка трубопровода была осуществлена.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами решения о существенности следующих обстоятельств. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Федеральный закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 8 части 5 статьи Федерального закона N 416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения являются границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.
Пунктом 7 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Из пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее также - Правила N 644), следует, что граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод; граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Согласно пункту 32 Правил N 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Акт разграничения границ балансовой ответственности и эксплуатационной ответственности ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в ходе проведения проверки, не был представлен обществом в связи с его отсутствием.
Инспекцией документы, подтверждающие право собственности АО "ОмскВодоканал" или иное законное право владения участком спорного водопровода не представлены, вопрос о разграничении сфер ответственности применительно к водопроводным сетям при привлечении заявителя к административной ответственности не исследован.
Из представленного АО "ОмскВодоканал" в материалы дела технического паспорта на сети водопровода не следует, что участки водопроводных сетей по улице 1-я Амурская от 30 до 33 Северной, а также участок водопроводной сети от жилого дома N 79 по улице 1-я Амурская до улицы 1-я Амурская находится в ведении общества.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного 7.23 КоАП РФ, не установлено, материалами дела не подтверждается.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.07.2021 по делу N А46-8872/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8872/2021
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ