г. Москва |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А41-75589/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Серпухов Московской области: Миронова А.С., представитель по доверенности от 11.08.2021;
от ИП Стельмаха Ю.В.: Проскурин К.А., представитель по доверенности от 04.10.2021;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2021 года по делу N А41-75589/20, принятое по исковому заявлению Администрации городского округа Серпухов Московской области к ИП Стельмаху Ю.В., третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ИП Стельмаху Ю.В. об обязании прекратить использовать земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:840 площадью 29 506 кв. м, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для обслуживания зданий и благоустройства прилегающей территории, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, в р-не д. Бутурлино, не по целевому назначению путем прекращения осуществления на указанном земельном участке деятельности по сдаче в аренду жилых домов и сауны, расположенных на земельном участке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2021 года по делу N А41-75589/20 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Серпухов Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ИП Стельмаха Ю.В. в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Стельмах Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:840 площадью 29 506 кв. м, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для обслуживания зданий и благоустройства прилегающей территории, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, в р-не д. Бутурлино.
Согласно сведениям из ЕГРН на данном земельном участке находятся нежилые здания - автовесы с кадастровым номером 50:32:0040210:1194, площадью 79,1 кв. м, бригадный дом с кадастровым номером 50:32:0040210:706 площадью 164 кв. м, основное строение с кадастровым номером 50:32:0040210:711 площадью 79,1 кв. м, унифицированный склад с кадастровым номером 50:32:0040210:702 площадью 791,3 кв. м, основное строение с кадастровым номером 50:32:0040210:722 площадью 74,6 кв. м.
На основании поступившей жалобы о нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040229:840, администрацией проведено обследование данного участка, по результатам которого составлен акт осмотра от 02.07.2020 N 42, из которого следует, что земельный участок по периметру огорожен забором, на участке расположены строения, имеется бассейн и качели.
Считая, что данные обстоятельства подтверждают факт использования ответчиком спорного земельного участка не по целевому назначению, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 72 Земельного кодекса).
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Право органов местного самоуправления городского поселения на осуществление муниципального земельного контроля в границах соответствующего поселения также закреплено в подпункте 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Статья 79 Земельного кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.
На момент проведения проверки, виды разрешенного использования земельных участков определялись в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 540 от 01.09.2014.
Такой вид разрешенного использования земельного участка как "для обслуживания зданий и благоустройства прилегающей территории" классификатор не предусматривает.
Вместе с тем, в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно письму Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Серпухов Московской области от 30.06.2021 N 01-29/1084 информация о дате присвоения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040229:840 отсутствует.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:840 возможно использовать в настоящее время с видом разрешенного использования земельного участка "для обслуживания зданий и благоустройства прилегающей территории".
Согласно сведениям из ЕГРН на спорном земельном участке находятся нежилые здания - автовесы, бригадный дом, унифицированный склад, основные строения.
В силу статьи 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (статья 42 Земельного кодекса).
В статье 60 Земельного кодекса определено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В обоснование доводов об использовании ответчиком спорного земельного участка не по целевому назначению истец указывает, что на данном участке находятся жилые дома и сауна, которые сдаются посуточно в аренду, что подтверждается распечатками сведений с почтового сайта информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании части 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 2 указанной статьи).
Согласно части 3 статьи 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Условия допустимости документов, полученных из информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", в качестве судебных доказательств при рассмотрении арбитражных дел определены частью 3 статьи 75 АПК РФ, в соответствии с которой такие документы допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 05.04.2012 N 16311/11, в отсутствие случаев и порядка, установленных АПК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определенных в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (в настоящее время - Верховным Судом Российской Федерации), документы, полученные посредством электронной связи, не являются допустимыми доказательствами.
При таких обстоятельствах, поскольку из представленных истцом распечаток из информационно-телекоммуникационной сети интернет не представляется возможным достоверно и точно установить, что указанные объявления о сдаче в аренду жилых помещений размещены именно ответчиком, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что представленные истцом доказательства (распечатки из информационно-телекоммуникационной сети интернет) не отвечают требованиям допустимости письменного судебного доказательства.
Во исполнение определений суда первой инстанции, истцом 05.04.2021 и 21.04.2021 совместно с ответчиком, проведены осмотры спорного земельного участка, по результатам которых зафиксировано, что земельный участок по периметру огорожен забором, доступ свободен, имеется въездная группа, состоящая из металлических ворот; имеется парковка для автотранспорта; на территории расположен объект капитального строительства нежилого назначения с вывеской "Комбикорм", а также имеются признаки сельскохозяйственной деятельности: установлены теплицы, вольеры для содержания домашней птицы, осуществляется выгул домашней птицы (кур, индюков, гусей). На земельном участке также расположены объекты благоустройства (детская площадка, клумбы, бассейн). Земельный участок используется по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
По результатам осмотра нарушений земельного законодательства не выявлено.
Таким образом, истцом не представлено доказательств использования ответчиком спорного земельного участка не по целевому назначению.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Во исполнение указанного конституционного принципа, нормами Земельного кодекса, а также Закона N 101 -ФЗ на участников земельных отношений возложена обязанность использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным видом использования, при этом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение определенных деяний, нарушающих определенные законом правоотношения в области землепользования, в том числе выразившихся в использовании земельных участков не по целевому назначению (статья 8.8 КоАП РФ).
Таким образом, обязанность не совершать действий в виде нарушения норм земельного законодательства, регулирующих целевое использование земель, влекущих привлечение к административной ответственности, предусмотрена Конституцией Российской Федерации и действующими федеральными законами.
Между тем доказательств привлечения ИП Стельмах Ю.В. к административной ответственности в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2021 года по делу N А41-75589/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75589/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Стельмах Юрий Виуторович
Третье лицо: Министерство имущественных отоншений МО, Министерство сельского хозяйства и продовольствия МО