г. Чита |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А19-12860/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2021 по делу А19-12860/2021 по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (ОГРН 1023801941624, ИНН 3815007420) к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ОГРН 1023801946530, ИНН 3815006835) о взыскании 4500 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (далее - УПФР в Тайшетском районе Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее - ФКУ КП-22 ГУФСИН России по Иркутской области) о взыскании 4500 руб., составляющих сумму штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за октябрь 2020.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2021 года удовлетворено заявление о процессуальном правопреемстве. Произведена замена истца по делу N А19-12860/2021 - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (ОГРН 1023801941624, ИНН 3815007420, адрес: 665008, Иркутская область, г. Тайшет, ул. Гагарина, д. 119) заменено его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 92).
В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2021 по делу А19-12860/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Как следует из апелляционной жалобы, в соответствие с положениями пункта 40 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N 211н, в случае предоставления страхователем "дополняющей" формы СЗВ-М в отношении работников, сведения о которых не были включены в "исходную" форму, такие действия квалифицируются как непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок и влекут ответственность по статье 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.09.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователем в УПФР в Тайшетском районе Иркутской области посредством электронного документооборота представлена отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2020, в том числе: 09.12.2020 в 11:10 - на 6 застрахованных лиц, 09.12.2020 в 15:11 - на 3 застрахованных лиц.
УПФР в Тайшетском районе Иркутской области проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В результате проверки должностным лицом УПФР в Тайшетском районе Иркутской области обнаружено и в актах от 08.12.2020 N 048S18200038780, N 048S18200038781 отражено нарушение страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, что выразилось в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2020.
По результатам рассмотрения актов УПФР в Тайшетском районе Иркутской области вынесены решения от 29.01.2021 N 048S19210002043, N 048S19210002044, в соответствии с которыми ФКУ КП-22 ГУФСИН России по Иркутской области привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков преставления индивидуальных сведений за октябрь 2020, в виде штрафов в размере 3000 руб. и 1500 руб. соответственно.
Требования об уплате штрафов от 25.02.2021 N 048S01210004302, N 048S01210004303, направленные страхователю, в установленные сроки не исполнены.
В связи с неуплатой сумм штрафных санкций в добровольном порядке УПФР в Тайшетском районе Иркутской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ФКУ КП-22 ГУФСИН России по Иркутской области является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
В соответствии с приложением к Постановлению N 83п при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 на 100 застрахованных лиц представлены учреждением в орган Пенсионного фонда 15.11.2020, т.е. с соблюдением установленного срока.
Также учреждением до истечения срока, установленного для представления исходных сведений за октябрь 2020 (16.11.2020) была представлена в УПФР в Тайшетском районе Иркутской области дополняющая форма за спорный период на 14 застрахованных лиц.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (действует с 27.07.2020, зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 N 58956; далее - Инструкция N 211н) и Порядком заполнения форм сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019 N 485п (действует с 11.02.2020, зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2020 N 57349).
Из пункта 40 Инструкции N 211н следует, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 6 к Постановлению).
Согласно данному приложению акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибок в первоначально поданных сведениях страхователем 09.12.2020 в УПФР в Тайшетском районе Иркутской области посредством электронного документооборота представлена отчетность (дополняющая) на застрахованных лиц, сведения в отношении которых в исходных формах отражены не были, в том числе: в 11:10 - на 6 застрахованных лиц, в 15:11 - на 3 застрахованных лиц.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, самостоятельно откорректировав их путем представления 09.12.2020 сведений на застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-М до составления акта, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют.
Довод Отделения Пенсионного фонда со ссылкой на Инструкцию N 211н о том, что дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений с нарушением срока, подлежит отклонению, как противоречащий статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ, которая предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Учитывая, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для взыскания штрафных санкций, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2021 по делу А19-12860/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12860/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ