город Омск |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А46-7941/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10956/2021) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.08.2021 по делу N А46-7941/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) к открытому акционерному обществу по производству мягких Кровельных материалов "Омсккровля" (ИНН 5501001004, ОГРН 1025500521826) об обязании разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Степанов Е.С. (предъявлены служебное удостоверение, диплом бакалавра 105518 0331230 регистрационный номер 6115.0042 дата выдачи 20.02.2015, доверенность от 11.01.2021 N 5 сроком действия по 31.12.2021);
от ОАО "Омсккровля" - Червонная И.В. (предъявлены паспорт, диплом специалиста ПВ N 221784 регистрационный номер 36 дата выдачи 25.05.1988, доверенность от 11.01.2021 сроком действия 1 год);
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу по производству мягких кровельных материалов "Омсккровля" (далее - ОАО "Омсккровля", Общество, ответчик) об обязании разработать проект рекультивации, а также об обязании провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 55:20:131103:321.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец привел доводы в обоснование заявленных требований, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указал, что документы, подтверждающие факт проведения рекультивации спорного земельного участка (договор на проведение рекультивации, проект рекультивации, акт выполненных работ), в материалах дела отсутствуют.
В отзыве ОАО "Омсккровля" на доводы апелляционной жалобы возражало.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу, представитель ответчика просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 04.09.2002 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Омского муниципального района Омской области (Арендодатель) и ОАО "Омсккровля" (Арендатор) заключен договор аренды N АЗ-1012/49 земельного участка (далее - договор).
Согласно п. 1.1. договора Арендодатель предоставляет Арендатору сроком на 5 лет земельный участок площадью 4,0 га, расположенный в границах земель Надеждинского сельского поселения округа Омского муниципального образования. Данный участок предоставлен Арендатору на основании постановления Главы Омского муниципального образования N 796-п от 26.07.2002 "О закреплении земельного участка ОАО "Омсккровля" в связи с переименованием предприятия" для организации свалки под захоронение отходов с последующей рекультивацией в границах на прилагаемом к договору плане земельного участка; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; кадастровый номер: 55:20:131114:0001.
Соглашением к договору от 22.05.2012 срок действия договора продлен до 31.10.2017.
Определением Управления Россельхознадзора по Омской области N 7/1/03-06-2014 от 03.06.2014 установлено, что по краям границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:131114:0001 ОАО "Омсккровля" с использованием своей техники экскаватор ЭО-2621 В-2, гос. N 2437 ОЕ 55, проведены земельные работы, связанные со снятием и перемещением верхнего плодородного слоя почвы с целью обваловки полигона ТБО, в результате данных действий прорыты траншеи шириной 2 м., протяженностью 603 м.
14.08.2014 постановлением о назначении административного наказания по делу N 94/42-14-2р ответчик был привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Согласно сведениям из ЕГРН в настоящий момент земельный участок 55:20: 131114:0001 имеет кадастровый номер 55:20:131103:321.
Обращаясь в суд с иском, Администрация указала, что в настоящее время срок действия договора аренды истек, однако, ответчиком не были произведены действия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:20:131103:321.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
На основании статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 78 приводимого закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счёт (часть 3 статьи 76 ЗК РФ).
Порядок проведения рекультивации земель установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Постановление N 800). Данным постановлением определен порядок проведения рекультивации земель, а также мероприятия (работы) которые необходимо провести для устранения нарушений норм земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том: числе правообладателями земельных участков.
Согласно пункту 6, пункту 8 Постановления N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В пунктах 6 и 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Истец, требуя возмещения реального ущерба, в силу статьи 15 ГК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ, должен доказать наличие всех указанных элементов деликтной ответственности в их совокупности.
Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, решением Советского районного суда г. Омска от 15.04.2015 по делу N 2-1124/15 по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области к ОАО "Омсккровля" о возмещении ущерба с ОАО "Омсккровля" в доход местного бюджета взыскано 970 000 руб. (л.д. 49-56). Основанием взыскания указанной суммы явилось административное расследование Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, установившее снятие и перемещение плодородного слоя почвы по краям границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:131114:0001 протяженностью 603 м с глубиной возделывания 1,5 м, шириной 2 м. (л.д. 27-48).
Взысканная по решению суда сумма оплачена, что подтверждается инкассовым поручением N 6486 от 26.07.2017 и постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области от 28.07.2017 о распределении денежных средств от 28.07.2017 (л.д. 86-87).
Предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области N T3-723 от 09.12.2015 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ОАО "Омсккровля" предписано привести ведомственный полигон ОАО "Омсккровля" в соответствии с проектными решениями, а именно: произвести уплотнение складированных отходов ТБО и пересыпку грунтом (глины) толщиной не менее 20 см. (л.д. 88-89).
Данное предписание исполнено, что подтверждается актом проверки Росприроднадзора по Омской области N 3-757 от 14.10.2016 (л.д. 90-91).
Изложенные обстоятельства, как верно указано судом первой инстанции, свидетельствуют о выполнении ответчиком работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на территории нарушенного земельного участка по состоянию на 2016 год.
08.02.2018 Администрацией Омского муниципального района Омской области в лице заместителя Главы муниципального района по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Басс В.Е. и ОАО "Омсккровля" в лице генерального директора Ласковца А.М. составлен акт приема-передачи земельного участка в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка (л.д. 84).
В акте приема-передачи земельного участка не отражен факт причинения вреда почве, не содержится перечень каких-либо дополнительных мероприятий, которые надлежит выполнить ответчику.
Кроме того, судом первой инстанции учтен тот факт, что с исковыми требованиями Администрация обратилась лишь в мае 2021 года, по прошествии более двух лет с момента передачи земельного участка обществом.
Обращаясь с настоящим иском, Администрация не заявила (и не подтвердила соответствующими доказательствами), что в действительности работы по рекультивации участка не выполнены, судебное решение и предписания административных органов не исполнены (напротив, материалами дела подтверждается их выполнение) или выполненных работ недостаточно для приведения участка в надлежащее состояние.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводам и возражениям сторон судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Администрация при подаче апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобождена, в связи с чем судебные расходы по ее уплате не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.08.2021 по делу N А46-7941/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7941/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОАО ПО ПРОИЗВОДСТВУ МЯГКИХ КРОВЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ "ОМСККРОВЛЯ"