г. Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А41-227/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Кашира Московской области: Никитина С.А., по доверенности N 6115 от 11.01.2021;
от ООО "Каширский региональный оператор": Шанькина Е.С., по доверенности N 0810/20-2 от 08.10.2020;
от Министерство экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области: не явились, извещенеы;
от ООО "Партнер": не явились, извещены;
от ООО "Акрхимсервис": не явились, извещены;
от ООО "ЭкоЛайф": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Кашира Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2021 года по делу N А41-227/21 по иску Администрации городского округа Кашира Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор", третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, ООО "Партнер", ООО "Акрхимсервис", ООО "ЭкоЛайф", об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Кашира Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" с исковыми требованиями об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060501:6 по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Строительная, д. 14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Партнер", Общество с ограниченной ответственностью "Акрхимсервис" и Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайф".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2021 года по делу N А41-227/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на территории Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060501:6, по адресу: г. Кашира, ул. Строительная, д. 14, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для промышленного строительства".
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью "Акрхимсервис", что подтверждается сведениями из ЕГРН.
По договору аренды N 01А/19 от 01.10.2019 земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060501:6 передан во временное владение и пользование Обществу с ограниченной ответственностью "Партнер"
28.05.2019 Администрацией городского округа Кашира Московской области проведен плановый рейдовый осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060501:6. По результатам осмотра участка администрацией составлен акт, из которого усматривается, что земельный участок не используется по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования и категории земель, на земельном участке отсутствуют признаки использования по целевому назначению - для промышленного строительства.
В акте также отмечено, что на участке расположено капитальное строение из железобетонных плит и кирпича (здание склада), территория земельного участка используется для складирования твердых коммунальных отходов (строительный мусор, пластик, стекло, бумага, деревянные отходы и др.) для осуществления деятельности используется грузоподъемная техника (экскаватор), грузовой автотранспорт (мусоровоз). Вся площадь земельного участка заполнена твердыми коммунальными отходами, приблизительно 5-6 м высотой.
В ходе повторного осмотра, проведенного 15.08.2019, составлен акт с аналогичными выводами.
Поскольку на территории Московской области с 28.04.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является ответчик, истец обратился к последнему с письмом, в котором указал на необходимость проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки.
В ответ на обращение общество в письме N 1912/20-м от 24.12.2020 сообщило о том, что действующим законодательством не предусмотрена прямая безусловная обязанность регионального оператора по ликвидации существующей несанкционированной свалки, и сослалось на то, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060501:6 возложена на ООО "Партнер" и ООО "Акрхимсервис".
Невозможность разрешения спора во внесудебном порядке послужила основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации и 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что на территории Каширского района Московской области с 28.04.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО "Каширский региональный оператор".
Как следует из статьи 1 Закон N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (пункт 1 статьи 13 Земельного кодекса).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса).
Поскольку в Законе N 89-ФЗ термины "несанкционированная свалка" или "ликвидация несанкционированной свалки" не используются, то ликвидация несанкционированной свалки не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной Федеральным законом N 89-ФЗ.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
На основании изложенного, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772 - 2001).
В ходе судебного разбирательства судом установлено и не оспаривалось сторонами, что третье лицо ООО "Партнер" имеет право на осуществление предпринимательской деятельности связанной с обращением твердых коммунальных отходов, что подтверждается лицензией, выданной 19.07.2016 г. Департаментом Росприроднадзора по Центральному федерального округа и сведениями из ЕГРЮЛ.
В рамках осуществления деятельности по транспортированию на территории Московской области твердых коммунальных отходов между ООО "Партнер" и ООО "Эколайф" заключены договоры N К-Т1-2018-17 от 05.12.2018, N К-Т2-2019-8 на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов.
Из пояснений третьего лица ООО "Партнер" следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Строительная, д. 14, переданный ему во временное владение и пользование ООО "Акрхимсервис" по договору аренды N 01А/19, использовался в качестве мусороперегрузочной станции.
Указанное свидетельствует о том, что имеющиеся отходы на данном земельном участке образовались в результате осуществления предпринимательской деятельности третьего лица ООО "Партнер".
Вступившим в законную силу решением Каширского городского суда Московской области от 03.12.2019 по делу N 2-1319/2019 удовлетворены исковые требования Каширского городского прокурора Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Акрхимсервис" и Обществу с ограниченной ответственностью "Партнер" об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060501:6 от накопившихся отходов производства и потребления.
Судом в ходе рассмотрения дела N 2-1319/2019 установлено, что ООО "Партнер" осуществляет на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060501:6 предпринимательскую деятельность, связанную с обращением с отходами производства. При этом в соответствии с пунктами 1.3, 4.1 - 4.2 договора аренды N 01/18 земельный участок предоставлен с использованием под склад, в связи с чем суд пришел к выводу, что земельный участок используется не по целевому назначению, с нарушением экологических, санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и транспортировании твердых коммунальных отходов.
Указанным судебным актом, вступившим в законную силу, обязанность по освобождению земельного участка от накопившихся отходов возложена именно на ООО "Акрхимсервис" и ООО "Партнер".
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Заявленные истцом требования фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу решения Каширского городского суда Московской области по делу N 2-1319/2019, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2021 по делу N А41-227/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражного суда Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-227/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА, ООО "Партнер", ООО "ЭКОЛАЙФ"
Ответчик: ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ