город Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А41-227/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Никитина С.А., доверенность от 10.01.2022;
от ответчика: Шанькина Е.С., доверенность от 22.11.2021;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 01 марта 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Администрации городского округа Кашира
на решение от 22 июля 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 14 октября 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-227/21
по иску Администрации городского округа Кашира
об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов
к ООО "Каширский РО",
третьи лица: Минэкологии Московской области, Министерство ЖКХ Московской области, ООО "ПАРТНЕР", ООО "Акрхимсервис", ООО "ЭкоЛайф",
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Кашира (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Каширский РО" (далее - общество) об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060501:6 по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Строительная, д. 14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минэкологии Московской области, Министерство ЖКХ Московской области, ООО "ПАРТНЕР", ООО "Акрхимсервис" и ООО "ЭкоЛайф".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа Кашира обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на территории Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060501:6, по адресу: г. Кашира, ул. Строительная, д. 14, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для промышленного строительства".
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО "Акрхимсервис", что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
По договору аренды от 01.10.2019 N 01А/19 земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060501:6 передан во временное владение и пользование ООО "ПАРТНЕР".
28.05.2019 администрацией проведен плановый рейдовый осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060501:6. По результатам осмотра участка администрацией составлен акт, из которого усматривается, что земельный участок не используется по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования и категории земель, на земельном участке отсутствуют признаки использования по целевому назначению - для промышленного строительства.
В акте также отмечено, что на участке расположено капитальное строение из железобетонных плит и кирпича (здание склада), территория земельного участка используется для складирования твердых коммунальных отходов (строительный мусор, пластик, стекло, бумага, деревянные отходы и др.) для осуществления деятельности используется грузоподъемная техника (экскаватор), грузовой автотранспорт (мусоровоз). Вся площадь земельного участка заполнена твердыми коммунальными отходами, приблизительно 5 - 6 м высотой.
В ходе повторного осмотра, проведенного 15.08.2019, составлен акт с аналогичными выводами.
Поскольку на территории Московской области с 28.04.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является общество, администрация обратилась к нему с письмом, в котором указала на необходимость проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки.
В ответ на обращение общество в письме от 24.12.2020 N 1912/20-м сообщило о том, что действующим законодательством не предусмотрена прямая безусловная обязанность регионального оператора по ликвидации существующей несанкционированной свалки, и сослалось на то, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060501:6 возложена на ООО "ПАРТНЕР" и ООО "Акрхимсервис".
Невозможность разрешения спора во внесудебном порядке послужила основанием для обращения администрации в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Закона об охране окружающей среды закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Суды указали, что материалами дела подтверждается и обществом не оспаривалось, что на территории Каширского района Московской области с 28.04.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является общество.
Как следует из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления, твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (пункт 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суды правомерно заключили, что поскольку в Законе об отходах производства и потребления термины "несанкционированная свалка" или "ликвидация несанкционированной свалки" не используются, то ликвидация несанкционированной свалки не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной Законом об отходах производства и потребления.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
Ввиду изложенного суды обоснованно заключили, что обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Судами установлено, что ООО "ПАРТНЕР" имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с обращением твердых коммунальных отходов, что подтверждается лицензией, выданной 19.07.2016 Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, и сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
В рамках осуществления деятельности по транспортированию на территории Московской области твердых коммунальных отходов между ООО "ПАРТНЕР" и ООО "ЭкоЛайф" заключены договоры от 05.12.2018 N К-Т1-2018-17 и N К-Т2-2019-8 на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов.
Суды указали, что из пояснений ООО "ПАРТНЕР" следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Строительная, д. 14, переданный ему во временное владение и пользование ООО "Акрхимсервис" по договору аренды N 01А/19, использовался в качестве мусороперегрузочной станции.
Указанное, как обоснованно заключили суды, свидетельствует о том, что имеющиеся отходы на данном земельном участке образовались в результате осуществления предпринимательской деятельности ООО "ПАРТНЕР".
Суды установили, что вступившим в законную силу решением Каширского городского суда Московской области от 03.12.2019 по делу N 2-1319/2019 удовлетворены исковые требования Каширского городского прокурора Московской области к ООО "Акрхимсервис" и ООО "ПАРТНЕР" об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 50:37:0060501:6 от накопившихся отходов производства и потребления.
Судом в ходе рассмотрения дела N 2-1319/2019 установлено, что ООО "ПАРТНЕР" осуществляет на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060501:6 предпринимательскую деятельность, связанную с обращением с отходами производства. При этом в соответствии с пунктами 1.3, 4.1, 4.2 договора аренды N 01/18 земельный участок предоставлен с использованием под склад, в связи с чем суд пришел к выводу, что земельный участок используется не по целевому назначению, с нарушением экологических, санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и транспортировании твердых коммунальных отходов.
Указанным судебным актом, вступившим в законную силу, обязанность по освобождению земельного участка от накопившихся отходов возложена именно на ООО "Акрхимсервис" и ООО "ПАРТНЕР".
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суды обоснованно заключили, что заявленные администрацией требования фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу решения Каширского городского суда Московской области по делу N 2-1319/2019, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2021 года по делу N А41-227/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Кашира - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
...
Пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2022 г. N Ф05-36055/21 по делу N А41-227/2021