город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2021 г. |
дело N А32-30245/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр здоровья"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.08.2021 по делу N А32-30245/2021
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Центр здоровья"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - заявитель, Территориальный орган Росздравнадзора по Краснодарскому краю) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр здоровья" (далее - ООО "Центр здоровья", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 25.06.2021 N 89/21.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2021 ООО "Центр здоровья" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Центр здоровья" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на то, что непредоставление документации органам полиции связано с действующим в медицинской клинике режиме коммерческой тайны, доступ к которой в соответствии со ст.ст. 6 и 6.1 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что подсобное помещение укреплено металлической дверью, запирающейся на сейфовый замок, что позволило квалифицировать хранение клиникой лекарственных препаратов, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с нарушением установленных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148, требований. Таким образом, условия хранения находящегося в остатках "Феназепама" исключали к нему свободный доступ, как пациентов, так и медицинского персонала, следовательно, в деяниях ООО "Центр Здоровья" отсутствуют признаки правонарушения и в части ненадлежащего хранения.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что "Феназепам" не входил в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту, а также на то, что суду не представлено доказательств о грубом нарушении клиникой лицензионных требований, также как и сведений о лицах пострадавших от предпринимательской деятельности ООО "Центр Здоровья".
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный орган Росздравнадзора по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От ООО "Центр здоровья" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием представителя в другом судебном процессе.
Суд протокольным определением отказал в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции не обязывал явкой представителя.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, должны быть ими обоснованы.
Судом установлено, что ходатайство не обосновано заявителем. В ходатайстве не приведены обстоятельства, связанные с необходимостью личного участия представителя в судебном заседании при рассмотрении жалобы.
В силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, специальный порядок представления которых установлен частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство не содержит указаний на необходимость представления новых доказательств с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело по письменным доказательствам, собранным судом первой инстанции.
Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Территориальный орган Росздравнадзора по Краснодарскому краю в соответствии с установленными полномочиями из УМВД России по городу Краснодару поступили материалы проверки КУСП 25324 от 31.05.2021 (вх. N 23-1302/21 от 02.06.2021), содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного ООО "Центр здоровья".
ООО "Центр здоровья" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-23-01-011992 от 29.01.2018, выданной Министерством здравоохранения Краснодарского края по месту осуществления деятельности, видам работ и услуг согласно приложению к лицензии.
Как следует из представленных УМВД России по городу Краснодару материалов, в процессе проверки рассмотрены документы, обследованы помещения и оборудование, используемые ООО "Центр здоровья" при осуществлении медицинской деятельности, по результатам которого выявлены нарушения обязательных требований.
Согласно рапорту следователя отдела по РП на ОТ ОП (Прикубанский округ) СУ Управления МВД России по городу Краснодару майора юстиции О.А. Кузьменко и прилагаемых материалов, на основании постановления Прикубанского районного суда г. Краснодара от 21.04.2021 о разрешении проведения обыска в медицинской клинике ООО "Центр Здоровья", расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Одесская, д. 41, литер "А", помещение N 39, 25.05.2021, произведен обыск.
Согласно протоколу обыска от 25.05.2021 обнаружены и изъяты: в процедурном кабинете в металлических шкафах две упаковки лекарственного препарата "Феназепам", 40 таблеток и 29 таблеток. В комнате медицинской сестры в картонной коробке, в мусорном мешке обнаружены и изъяты пятнадцать первичных вскрытых упаковок с надписью "Феназепам" с пустыми ампулами внутри. В подсобном помещении обнаружена картонная коробка, в которой находятся сто двенадцать упаковок "Феназепам" по 10 ампул, первичная упаковка которых не нарушена.
Как указывает заявитель, в ООО "Центр здоровья" нарушалось и хранение лекарственных средств, а также не осуществлялся учет операций, связанных с обращением лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административным органом 25.06.2021 в отношении общества, в отсутствии законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении N 89/21.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Субъектами правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ
Согласно примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5 Постановления от 16.04.2012 N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 N 278" в список II включен дополнен позицией "Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (7-бромо-5-(2-хлорфенил)-1,3-дигидро-2Н-1,4-бензодиазепин-2-он)". Международное непатентованное наименование "Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин" входит в состав лекарственного препарата выпускаемого под торговым наименованием "Феназепам".
Согласно п. 9 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящиеся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами, должны храниться отдельно, в технически укрепленных помещениях, соответствующих требованиям Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Хранение осуществляется в помещениях, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными, предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств.
В соответствии с резолюцией N 59/7, принятой на 59-ой сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам в марте 2016 года, в Список IV Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 года включено вещество с химическим названием 7-бромо-5-(2-хлорфенил)-1,3 -дигидро-2Н- 1,4-бензодиазепин-2-он.
В соответствии с п. 2 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения", регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры и включенных в списки II, Ш, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также комбинированных лекарственных препаратов, которые содержат кроме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества и в отношении которых в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 3 -ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрены меры контроля, аналогичные тем, которые установлены в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в них, осуществляется субъектами обращения лекарственных средств в специальных журналах.
Судом первой инстанции установлено, что в процессе проведения обыска 25.05.2021 сотрудниками полиции в медицинской клинике ООО "Центр Здоровья", расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Одесская, д. 41, литер "А", помещение N 39, обнаружены и изъяты: в процедурном кабинете в металлических шкафах две упаковки лекарственного препарата "Феназепам", 40 таблеток и 29 таблеток. В комнате медицинской сестры в картонной коробке, в мусорном мешке обнаружены и изъяты пятнадцать первичных вскрытых упаковок с надписью "Феназепам" с пустыми ампулами внутри. В подсобном помещении обнаружена картонная коробка, в которой находятся сто двенадцать упаковок "Феназепам" по 10 ампул, первичная упаковка которых не нарушена.
Территориальным органом Росздравнадзора по Краснодарскому краю также установлено отсутствие в организации журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении обществом Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", а также не осуществлении учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Несоблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения свидетельствует о нарушении ООО "Центр здоровья" требований п.п. в (1)) п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ N 291.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении административным органом ст. 6.1 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Право на отнесение информации к составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации (статья 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").
В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.
Таким образом, режим коммерческой тайны не может быть распространен на сведения о факторах, оказывающих в настоящем времени негативное воздействие на безопасность граждан и населения в целом.
Доводы общества об отнесении журналов к документации, на которую распространяется режим коммерческой тайны, не принимаются судом апелляционной инстанции как противоречащие пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Лекарственные средства, для которых необходим учет, установленный законодательством, относятся к факторам, оказывающим воздействие на безопасность граждан и населения в целом.
С учетом изложенного, режим коммерческой тайны в данном конкретном случае не может быть распространен на журналы учета лекарственных средств и медицинскую документацию, так как напрямую относится к указанным ранее факторам.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что режим коммерческой тайны не лишает уполномоченные государственные органы получить составляющие ее сведения в целях выполнения возложенных на них надзорных и контролирующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан.
Довод общества, о том, что лекарственный препарат "Феназепам" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1495 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" до 22.03.2021 не входил в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, не принимается судом апелляционной инстанции, так как указанный нормативно-правовой акт издан 18.09.2020, и общество, как добросовестный участник экономической деятельности, которая связанна с оказанием услуг по предоставлению гражданам медицинских услуг, должно было заблаговременно утилизировать указанный препарат ведения учета и надлежащего хранения, однако данную обязанность общество не исполнило.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доводы общества о наличии металлической двери в помещении, в котором хранился препарат не свидетельствует о надлежащем хранении указанного препарата, поскольку согласно п. 9 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящиеся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами, должны храниться отдельно, в технически укрепленных помещениях, соответствующих требованиям Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Хранение осуществляется в помещениях, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными, предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств. О соответствии укрепленности помещения для хранения оформляется Заключением органов внутренних дел о технической укрепленности и оснащении средствами охранной сигнализации помещений для хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Соблюдение лицензионных требований является обязательным для всех лицензиатов и не предусматривает каких-либо исключений. Принятые Правительством меры по созданию в стране единой системы учета движения лекарственных средств путем создания Федеральной государственной информационной системы, позволяющей отслеживать движение лекарственных средств должны выполняться в целях безопасности жизни и здоровью граждан.
Статья 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии грубого нарушения лицензионных требований отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в составленном протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о времени совершения правонарушения, то есть не указано событие правонарушения, судом апелляционной инстанции не принимается, так как в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как зафиксировано протоколом об административном правонарушении, Территориальным органом в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, по поступившим материалы проверки из отдела МВД России по г. Краснодару ГУ МВД России по Краснодарскому краю, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного ООО "Центр здоровья", возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Территориальным органом установлено наличие события административного правонарушения, факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; проверены основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия должностного лица административного органа, составившего протокол; наличие основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Доводы общества о не проведении Территориальным органом административного расследования, правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ, административное расследование проводится при необходимости выполнения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат действуя в соответствии с установленными полномочиями. Представленные полицией материалы содержали исчерпывающие данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения.
Так как пункт 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ определяет, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, Территориальный орган возбудил дело об административном правонарушении и составил протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Центр здоровья".
Протокол об административном правонарушении содержит указание на дату выявления правонарушения - 25.05.2021.
Невыполнение ООО "Центр здоровья" обязательных требований, установленных п.п. "в(1))" п. 5 Положения, об обязанности лицензиата при осуществлении медицинской деятельности соблюдать правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также требования части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Оперативные мероприятия полицией выполнялись в организации 25.05.2021. суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изъятие полицией лекарственного препарата "Феназепам" в ООО "Центр здоровья" выявлено правонарушение.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административном правонарушении, не истек.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом, необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (п. 14).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами органов внутренних дел (полиции) составляются протоколы об административных правонарушениях, в том числе предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что днем совершения правонарушения нужно считать день, когда административный орган узнал, о том, что обществом нарушается действующее законодательство, а именно: 25.05.2021.
Согласно части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест. При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота (то есть вещи, нахождение которых в обороте не допускается), подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки должностным лицом административного органа составлен протокол обыска (выемки) принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.05.2021 на основании которого, изъят лекарственный препарат с нарушением первичной упаковки - "Феназепам".
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в случае поврежденной первичной упаковки невозможно утверждать, что качество препарата осталось прежним, следовательно, такой товар является недоброкачественным.
Согласно пункту 38 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" недоброкачественное лекарственное средство - это лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа.
При этом, согласно части 13 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под недоброкачественным медицинским изделием понимается медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что лекарственный препарат "Феназепам" - это лекарственное средство группы бензодиазепинов, обладающее транквилизирующим (анксиолитическим), противосудорожным, снотворным, миорелаксантным и седативным действием. Данное лекарство в больших дозах вызывает привыкание и развивает зависимость.
Согласно информации содержащейся в открытых источниках, "Феназепам" вызывает зависимость и синдром так называемой "отмены" - реакция организма, возникающая при прекращении или снижении приёма лекарственного средства и проявляющаяся ухудшением состояния пациента (развитием симптомов или состояний, на устранение которых было направлено действие препарата, а порой и возникновением качественно новых симптомов или состояний, отсутствовавших у пациента прежде). В итоге зависимый от препарата человек может перенести серьезные поражения центральной нервной системы и даже летальный исход.
В пункте 2, подпункта "е" пункта 11.1 "Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690, указано на то, что распространение и злоупотребление лекарственными средствами с психоактивным действием, находящимися в свободной продаже, способствующих формированию зависимых форм поведения, является одним из основных факторов, оказывающими негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации.
Таким образом, применение населением лекарственных средств без назначения и соответственно контроля со стороны медицинских специалистов (врача, фельдшера) создает угрозу здоровью и жизни граждан, так как практически все лекарственные препараты имеют противопоказания.
В соответствии со ст. 59 Закона N 61 -ФЗ "Об обращении лекарственных средств" недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда.
В силу пункта 2 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674 (далее - Правила N 674), недоброкачественные лекарственные средства и (или) фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению владельца указанных лекарственных средств, решению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения или решению суда.
Расходы, связанные с уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, возмещаются их владельцем (пункт 9 Правил N 634).
Следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ лекарственный препарат: "Феназепам", изъятый на основании протокола обыска (выемки) от 25.05.2021, подлежит уничтожению в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2021 по делу N А32-30245/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30245/2021
Истец: РОСЗДРАВНАДЗОР, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО "Центр здоровья"