г. Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-94513/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Л.А.Москвиной, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М.Козловой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ПАО "Уральский банк реконструкции и развития"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2021 по делу N А40-94513/21
по заявлению ПАО "Уральский банк реконструкции и развития" (ИНН 6608008004)
к МИ ФНС России по КН N 9
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Жернова А.А. по дов.от 03.09.2021 |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Уральский банк реконструкции и развития" (далее - заявитель, Банк, ПАО КБ "УБРиР") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по КН N 9 (далее также - ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения N 15.1/17 от 09.12.2019.
Решением суда от 21.07.2021, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 09.12.2019 Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в отношении ПАО КБ "УБРиР" вынесено Решение N 15.1/17 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), в соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 5 000,00 руб.
Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу, решением которой N КЧ-4-9/930@ от 28.01.2021 жалоба оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для признания оспариваемого решения недействительным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в рамках пункта 2 статьи 93.1 НК РФ в адрес Банка по телекоммуникационным каналам связи направлено Требование о представлении документов (информации) от 07.08.2019 N 15.1/2159 (далее - Требование) в связи с возникшей необходимостью истребования вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации), истребования копий следующих документов в отношении Компании КОПАР ТРЕЙДИНГ ЛТД ИНН 9909365397:
1. Юридическое дело (юридические дела) КОПАР ТРЕЙДИНГ ЛТД ИНН 9909365397, составленное/сформированное в соответствии (порядке) с пунктами 10.1 - 10.6 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов";
2. Анкеты (досье) клиента КОПАР ТРЕЙДИНГ ЛТД ИНН 9909365397, оформленные/составленные в соответствии (порядке) с пунктами 5.1- 5.3 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П) за период с принятия на обслуживание по 31.12.2018;
1.3 Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов в соответствии с пунктом 2.1 Положения N 499-П согласно Приложению 2 к Положению N 499-П за период с принятия на обслуживание по 31.12.2018;
1.4 Документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", полученные ПАО КБ "УБРИР" и/или подтверждающие инициирование их получения (запроса) от КОПАР ТРЕЙДИНГ ЛТД ИНН 9909365397 за период с принятия на обслуживание по 31.12.2018. следующую информацию:
2.1 Информацию о сетевых адресах (IP адреса) и идентификаторах устройств клиентов (MAC адреса), работающих в информационно-телекоммуникационных сетях (средств связи и пользовательского оборудования), с которых осуществляется подключение к программно-техническим средствам, предназначенным для передачи поручений клиента (системы удаленного управления счетом "банк-клиент") в отношении каждой транзакции, направленной на списание (перевод) денежных средств на счете (счетах), открытых КОПАР ТРЕЙДИНГ ЛТД ИНН 9909365397 в период с 01.01.2016 по 31.12.2018;
2.2 в связи с возникшей необходимостью истребования информации относительно конкретных сделок (договор банковского счета, заключенный с КОПАР ТРЕЙДИНГ ЛТД ИНН 9909365397) вне рамок проведения налоговой проверки, касающейся деятельности ПАО КБ "УБРИР" ИНН 6608008004.
Письмом от 23.08.2019 исх. N 7078-01/81782 (вх. N 31496 от 02.09.2019) Банк отказал в представлении запрашиваемых в Требовании документов (информации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса Инспекцией составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 16.10.2019 N 15.1/48.
По результатам рассмотрения Акта Инспекцией в отношении Банка вынесено оспариваемое решение от 09.12.2019 N 15.1/17 о привлечении лица к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
По мнению Банка, налоговый орган не указал в запросе реквизиты конкретной сделки и не обосновал необходимость получения запрашиваемых документов.
Кроме того, в апелляционной жалобе Бак указал, что запрашиваемые Инспекцией документы содержат сведения, относящиеся к принимаемым мерам по противодействию легализации (отмыванию) доходов, и не могут быть разглашены третьим лицам в силу прямого указания в Законе N 115-ФЗ.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случае и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Данные права реализуются налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьями 88, 89, 93 и 93.1 НК РФ.
Таким правам корреспондирует обязанность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, установленная подпунктом 6 и 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ, по предоставлению указанных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Из смысла и содержания указанных норм права следует, что документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Требование направлено Обществу в порядке пункта 2 статьи 93.1 НК РФ вне рамок налоговой проверки, о чем прямо указано в требовании.
В требовании обоснована необходимость в получении истребованных документов (информации).
В требовании содержатся необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какая именно информация (документы) запрашиваются.
В требовании указаны конкретные сделки (договор банковского счета), в отношении которых истребуется информация (документы), а также конкретный контрагент - Компания КОПАР ТРЕЙДИНГ ЛТД ИНН 9909365397.
Форма Требования и порядок его направления налоговым органом не нарушены.
Апелляционный суд считает, что содержание Требования свидетельствует о том, что обязанность Общества представить документы (информацию) возложена на него законно. У налогового органа действительно имелась правовая необходимость в получении документов (информации).
В силу статьи 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщиках составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении предоставленных сведений.
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", возложение на банк специальных обязанностей в связи с его особым статусом в указанной сфере деятельности не освобождает такую организацию от выполнения обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод Общества о том, что представление Банком документов является нарушением Закона N 115-ФЗ, не принимается судом, поскольку исходя из положений статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 3 Определения от 14.12.2004 N 453-О, режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении предоставленных сведений.
С учетом изложенного оспариваемое решение Инспекции соответствует закону и прав Банка не нарушает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2021 по делу N А40-94513/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94513/2021
Истец: ПАО "УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9