г. Москва |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А40-259616/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2021 года, принятое судьей Козловским В.Э., в порядке упрощенного производства по делу N А40-259616/20, по исковому заявлению ОАО "РЖД" к ООО "Содекс" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "Содекс" о взыскании убытков, понесенных вследствие выплаты пени за просрочку доставки грузов по вине ответчика, в размере 2 947,99 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
ООО "РейлРу" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании 733 180,50 руб. пени за просрочку доставки грузов в рамках статьи 97 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А40-252992/2019 от 16.10.2019 исковые требования удовлетворены частично.
С ОАО "РЖД" в пользу ООО "РейлРу" взысканы пени за просрочку доставки груза 490 000,00 руб., а также 17664,00 руб. расходов по госпошлине.
Взысканная арбитражным судом по указанному решению сумма пени и сумма государственной пошлины полностью выплачена ОАО "РЖД".
Истцом понесены расходы на выплату пени за просрочку доставки груза.
В тоже время, основанием возникновения пени за просрочку доставки груза по накладной N ЭЧ013057, в том числе: явилась задержка вагона N 42022095 в пути следования, связанная с устранением неисправности, вызванной в процессе эксплуатации.
На станции Яр Горьковской ж.д. 22.12.2018 отцеплен вагон, по неисправностям: "обрыв сварного шва", код неисправности по классификатору: "509".
Сообщение об отцепке вагона 1353 передано в Главный вычислительный центр. Ремонт вагона произведен в АО "Вагоно-ремонтная компания - 2" Зуевка.
Вагон N 42022095, собственности ООО "СОДЕКС", которое является плательщиком за ремонт вагона, а также собственником подвижного состава.
В соответствии с требованиями регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем от 26.07.2016 (действующего на момент отцепки вагона) направлена телеграмма НР 307 от 22.12.2018,дляустранения неисправности, возникшей пути следования, требуется отцепка вагона.
Причина неисправности "обрыв сварного шва" по коду "502". Согласно Классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 05) данная тех неисправность является технологической.
Технологической является неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на вагоноремонтных и вагоностроительных заводах, а также с качеством подготовки вагона к перевозкам на пунктах технического обслуживания.
В данном случае перевозчик, в лице ОАО "РЖД", не является владельцем спорного вагона, отцепленного в пути следования. Собственниками подвижного состава в спорном правоотношении выступают обособленные юридические лица.
Согласно пункту 1 Приложения N 5 "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы.
В результате выплаты ОАО "РЖД" пени за просрочку доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ013057 на вагон N42022095 по мнению истца возникли убытки в размере 2 947,99 руб.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пригодность в техническом отношении вагонов, подаваемых под погрузку определяет перевозчик, который обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки, конкретных грузов, вагоны.
В соответствии с п. 15 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, при обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 45.
К рассматриваемому делу применимы положения Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - Правила эксплуатации), в частности п.п. 3, 6, 21, 23, 30, 31, 32 Приложения N 5 к Правилам, а также положения Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ст. 20) и иных нормативных документов в сфере железнодорожного транспорта, которые определяют обязанности владельца инфраструктуры (ОАО "РЖД"), владельца железнодорожного транспорта (ООО "СОДЕКС"), вагоноремонтного предприятия, непосредственно осуществляющего техническое обслуживание и ремонт подвижного состава по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и возлагают на указанных лиц ответственность за ненадлежащее выполнение таких обязанностей в рамках их компетенции.
В рамках соответствующих компетенций и выполнения обязанности по несению бремени содержания имущества, Ответчик осуществляет проведение плановых и текущих ремонтов принадлежащего ему вагона. Вагон 42022095 прошел плановый деповской ремонт 27.02.2017, следующий деповской ремонт произведен 15.01.2020.
Истец, в свою очередь, произвел осмотр и допуск вагона 42022095 без замечаний, поскольку акт общей формы о наличии технической неисправности Истцом составлен до момента отправления вагона не был.
В соответствии с и. 74 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. приказом Минтранса России от 07.12.2016 г. N 374 порожние вагоны, имеющие технические неисправности (за исключением вагонов, следующих в ремонт), угрожающие безопасности движения, к перевозке не принимаются, о чем перевозчик уведомляет отправителя в письменной форме с указанием выявленных технических неисправностей. О выявленных технических неисправностях перевозчиком составляется соответствующий акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках железнодорожным транспортом. При принятии груженых вагонов к перевозке применяется данная норма по аналогии.
В связи с тем, что вагон 42022095 принят к перевозке без замечаний допущенная просрочка доставки груза является неблагоприятными последствиями перевозчика.
Абзац. 3 п. 1 приложения N 5 (Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава) к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286 (далее -Правила) устанавливает, что Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Согласно п. 2.5.1. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 г., решение о возможности погрузки вагона или необходимости производства вагону очередного планового вида ремонта принимает осмотрщик вагонов.
В соответствии с п. 6. приложения N 5 к Правилам эксплуатации допуск к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава осуществляется соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Для решения вопроса о допуске на железнодорожные пути общего пользования владелец инфраструктуры осуществляет осмотр железнодорожного подвижного состава, в ходе которого подвижной состав проходит проверку на предмет его соответствия. По результатам осмотра оформляется акт допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования.
Ответственными за допуск на инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожные пути необщего пользования вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава являются владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования соответственно (последний абзац п. 6 Правил эксплуатации).
Согласно п. 21 Правил эксплуатации, требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с п. 23 Правил эксплуатации ответственными за качество выполненного технического обслуживания и ремонта и безопасность движения железнодорожного подвижного состава являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие его техническое обслуживание и ремонт, а также уполномоченные работники владельца железнодорожного подвижного состава (в случаях проведения технического обслуживания и ремонта самим владельцем).
В соответствии с п. 30 Правил эксплуатации техническое обслуживание и ремонт вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, депо и заводах, оснащенных диагностическими средствами. При техническом обслуживании проверяется, в том числе состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам, состояние и исправность ходовых частей (тележек) и пр.
Пунктом 31 Правил эксплуатации установлено, что на железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован.
На этих железнодорожных станциях организуется безотцепочный ремонт вагонов. На железнодорожных станциях, где нет пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей железнодорожной станции, имеющей пункт технического обслуживания.
Порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию и уведомления о готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях, где нет пунктов технического обслуживания, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с п. 32 указанных Правил эксплуатации работники пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов должны своевременно в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов производить техническое обслуживание и ремонт вагонов, обеспечивающий проследование вагонов в исправном состоянии в составе поезда в пределах гарантийного участка. Гарантийные участки для поездов грузовых на инфраструктуре устанавливаются владельцем инфраструктуры, исходя из протяженности участков обращения локомотивов, необходимости проведения полного опробования автотормозов, качественного технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.
Вагон 42022095 был принят к перевозке без претензий по его техническому состоянию.
После погрузки вагон принят перевозчиком в технически и коммерчески исправном состоянии.
Акт общей формы о наличии неисправностей в момент заключения договора перевозки не оформлялся.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены обязательства ОАО "РЖД" по проведению технического осмотра при выпуске спорного вагона из ремонта, при приеме его к перевозке, а также в пути следования.
Ответчик не является владельцем инфраструктуры, равно как и лицом, непосредственно осуществляющим техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Как владелец (собственник) подвижного состава, ответчик заключил соответствующие договоры на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава и производит организацию всех необходимых видов ремонта вагонов.
Более того, ответчик обеспечил исправное техническое состояние спорного вагона в пределах своих правомочий.
Выполнение ответчиком, как владельцем подвижного состава, иных обязательств, невозможно в силу действующего законодательства, поскольку такие обязанности и ответственность за их выполнение лежат на иных лицах, включая истца.
Таким образом, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 августа 2021 года по делу N А40-259616/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259616/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "СОДЕКС"