город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2021 г. |
дело N А53-8470/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от ответчика: представитель Белоусов М.А. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2021 по делу N А53-8470/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Судоверфь Дон-Кассенс Аксай" к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" об урегулировании разногласий по договору,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Судоверфь Дон-Кассенс Аксай" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - ответчик, региональный оператор) об урегулировании разногласий по договору N 0108/02456 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.01.2021.
Решением суда от 19.08.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы ответчик приводит следующие доводы:
- типовая форма договора утверждена Правительством Российской Федерации; в соответствии с данной формой потребители обязаны заключить договор с начала деятельности регионального оператора -с 01.01.2019, иное противоречит положениям действующего законодательства;
- оснований для включение места сбора ТКО (контейнерной площадки) в условия договора до её утверждения в реестре (10.02.2021) не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ответчика, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.12.2020 общество с ограниченной ответственностью "Судоверфь Дон-Кассенс Аксай" (ООО "СДКА", потребитель) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью ГК "Чистый город" с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
ООО "СДКА" для оформления договора на услуги представило обществу с ограниченной ответственностью ГК "Чистый город" все запрашиваемые документы за исключением разрешения администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на размещение контейнерной площадки для сбора ТКО на территории, принадлежащей ООО "СДКА" и регистрации ее в реестре площадок для сбора ТКО Пролетарского района.
15.01.2021 администрация Пролетарского района города Ростова-на-Дону ответила на обращение ООО "СДКА". Ответ содержал рекомендации обращения в МКУ "Управления благоустройства" Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с пакетом документов, характеризующих предприятие (ООО "СДКА").
02.02.2021 ООО "СДКА" обратилось в МКУ "Управления благоустройства" Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с заявкой о внесении в реестр контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: г. Ростов-на-Дону, 13-я линия, 93.
10.02.2021 МКУ "Управления благоустройства" Пролетарского района города Ростова-на-Дону выдало ООО "СДКА":
- решение о согласовании, размещения (переноса) места (площадки) наполнения ТКО на территории Пролетарского района города Ростова-на-Дону N 5-2 от 10.02.2021;
- решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО Пролетарского района города Ростова-на-Дону N 6-2 от 10.02.2021;
- согласованные схемы расположения контейнеров временного хранения ТКО на территории ООО "СДКА".
14.02.2021 ООО "СДКА" получило от ООО ГК "Чистый город" письмо N 48-4Г/ПП с направленными в адрес ООО "СДКА" документами:
- договор N 0108/02456 от 13.01.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО;
- дополнительное соглашение N 1-0108/02456 от 13.01.2021 к договору N 0108/02456 от 13.01.2021;
- дополнительное соглашение N 2-0108/02456 от 13.01.2021 к договору N 0108/02456 от 13.01.2021;
Договор и дополнительные соглашения к нему подписаны по доверенности начальником Первомайского и Пролетарского районных участков Тарасенко Е.Д.
Пункт 5 "Предмета Договора" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусматривал дату начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
Приложение к договору определяло место сбора и накопления ТКО - г. Ростов-на-Дону, 13-я линия, д. 89.
Как указывает истец, редакция представленного ООО ГК "Чистый город" договора по обращению с ТКО противоречила заявке ООО "СДКА" на оказание услуг (заявка предусматривала начало оказания услуг с 01.01.2021), а также определяла место сбора и накопления коммунальных отходов для предприятия по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 13-я Линия, д. 89 (на расстоянии 600 м от территории потребителя).
Таким образом, при заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами возникли разногласия по двум пунктам договора, определяющим дату начала оказания услуг региональным оператором (п. 5 договора) и место сбора и накопления ТКО.
Истцом в адрес ответчика был направлен протокол разногласий к договору N 0108/02456 от 13.01.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО с сопроводительным письмом от 11.02.2021 (получено ответчиком 12.02.2021), согласно которому истцом предложено внести изменения в пункт 5, пункт 7.
Кроме того, истец просил аннулировать полностью дополнительное соглашение N 1-0108/02456 от 13.01.2021 и дополнительное соглашение N 2-0108/02456 от 01.02.2021: расчет от 13.01.2021, 4-й столбец - "г. Ростов-на-Дону, 13-я Линия ул., д. 93"; расчет от 13.01.2021, 12-й столбец - "семь раз в месяц"
Однако ни договор, ни протокол разногласий со стороны ответчика подписаны не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 421, 422, 435, 443, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 13.4, 24.6, 24.7, 24.8, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N1039, разъяснениями, изложенными в пунктах 42, 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", и, установив, что договор N0108/02456 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является фактически заключенным между истцом и ответчиком на предложенных последним условиях, разрешил спор относительно возникших разногласий, пришел к выводу о том, что дальнейший порядок учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов целесообразно производить по месту нахождения контейнерной площадки по адресу, указанному истцом с даты принятия решения суда.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Региональным оператором обеспечиваемся сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории зоны деятельности Регионального оператора в пределах субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности, заключенного по итогам конкурсного отбора, общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый Город" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОКа Ростовской области.
Региональный оператор в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) приступил к работе 01.01.2019.
Требование к форме договора содержится в пункте 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, согласно которой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, Утвержденным Правительством Российской Федерации (Правилами 1156 как следует из смысла отсылочной нормы). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Как следует из пункта 8.17. Правил 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В силу части 3 указанной нормы потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 -8.1 6 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил и указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.8.18. Правил 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8.18 Правил Правительством Российской Федерации определен порядок взаимоотношений оператора и потребителя до заключения договора оказания услуг по обращению с ГКО.
Условия спорного договора, согласно которым ответчик распространяет действие договора, заключаемого по заявке истца на период с 01.01.2019, не соответствует порядку заключения договора, установленному Правилами об обращении с ТКО. Таким образом, ответчик изменил условия типового договора, внеся в него условие о распространении действия договора на прошедший период, что не соответствует требованиям к форме договора, установленным частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, не допускающей дополнение типового договора положениями, противоречащими законодательству Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка указанному условию договора и сделан законный вывод о том, что заключение договора на прошедший период без волеизъявления сторон противоречит общим принципам гражданского законодательства и положениям об обязательствах (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы ответчика относительно выбора места (адреса) контейнерной площадки также признаются несостоятельными.
Истцом выполнены мероприятия по созданию места накопления ТКО и внесению его в территориальную схему, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Истцом сообщено ответчику путем направления подтверждающих документов о согласовании и включении в территориальную схему места накопления ТКО по адресу истца. Ответчик отклонил предложения истца о внесении изменений в проект договора, в том числе в части определения места накопления ТКО, сославшись на тот факт, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовой формой.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на невозможность ранее 10.02.2021 (дата включения контейнерной площадки в схему обращения с отходами) включать в условия договора место накопления ГКО по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. 13-я Линия, д. 93.
Вместе с тем данная позиция ответчика не имеет правового значения для настоящего спора, так как предметом спора являются условия проекта договора N 0108/02456 от 13.01.2021, направленного ответчиком в адрес истца.
При этом ответчик не учитывает, что по состоянию на 10.02.2021 указанный проект договора сторонами не был согласован, по нему имелись разногласия, о которых истец уведомил ответчика путем направления соответствующею протокола разногласий. Места накопления ТКО истцом в период времени с 01.01.2019 предметом спора не являются, в связи с чем не требуют какого-либо изучения и обоснования в рамках настоящего дела.
Истцом было сообщено ответчику путем направления подтверждающих документов о согласовании и включении в территориальную схему места накопления ТКО по адресу истца. Сведения о включении в территориальную схему места накопления отходов по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул.13-я Линия, д.93, получены ответчиком до момента заключения спорного договора с истцом, в связи с чем у ответчика отсутствовали правовые основания по отклонению предложения истца об изменении места накопления ТКО, что и установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2021 по делу N А53-8470/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8470/2021
Истец: ООО "СУДОВЕРФЬ ДОН-КАССЕНС АКСАЙ"
Ответчик: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"