г. Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-122287/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭнергоРесурс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 по делу N А40-122287/2021
по заявлению ООО "ЭнергоРесурс"
к: ФАС России
третье лицо: ПАО "МОЭК"
о признании незаконным приказа
в присутствии:
от заявителя: |
Коновалова А.О. по дов. от 18.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным приказа Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган, ФАС России) N 259/21 от 29.03.2021 в части включения сведений о заявителе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
В судебное заседание не явились представители антимонопольного органа и третьего лица - ПАО "МОЭК", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы, считая, что решение антимонопольного органа принято незаконно и необоснованно.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, в ФАС России поступило обращение ПАО "МОЭК" (далее - заказчик) о включении сведений об ООО "ЭнергоРесурс" (далее - поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), в связи с расторжением договора поставки от 11.02.2020 N ЭК-48/20-ДПЛ по решению Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 N А40-168633/2020, оставленному без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021, связанного с существенным нарушением поставщиком условий договора. Заключенного по результатам открытого конкурентного отбора в электронной форме (номер извещения о закупке N 31908527180), в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Пунктом 6 приказа ФАС России от 29.03.2021 N 259/21 сведения в отношении ООО "ЭнергоРесурс" были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Считая, что пункт 6 оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ЭнергоРесурс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о закупках и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, суд первой инстанции признал, что оспариваемый акт соответствует законодательству, а правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствующими в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 5 Закона о закупках ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий договоров.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (ред. 02.11.2013) (далее - Положение) ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные федеральными законами "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пределах своей компетенции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1211), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий договоров (далее недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт).
В соответствии с пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211, уполномоченный орган осуществляет размещение в Реестре сведений, предусмотренных перечнем сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденным Постановлением N 1211, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
В соответствии с пунктом 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211, подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись.
Судом установлено, что согласно информации, размещенной в единой информационной системе, сведения в отношении ООО "ЭнергоРесурс" в реестре недобросовестных поставщиков размещены 30.03.2021.
Таким образом, ФАС России издала Приказ в пределах возложенных на нее полномочий (функций) по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, действовала в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Оспаривая приказ антимонопольного органа, Общество указывает, что ФАС России включила сведения в отношении Заявителя в Реестр без учета причин и обстоятельств дела, а также при отсутствии недобросовестности ООО "ЭнергоРесурс".
Между тем, заявителем не учтено следующее.
Факт существенных нарушений ООО "ЭнергоРесурс" условий договора, заключенного по результатам открытого конкурентного отбора в электронной форме, установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-168633/2020, которым полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестном исполнении ООО "ЭнергоРесурс" принятых обязательств в соответствии с условиями Договора: "Поставщик признает факт недопоставки товара, вина покупателя в недопоставке товара отсутствует. Данные недопоставки связанны с отсутствием у поставщика товара, соответствующего требованиям, установленными условиями договора. Кроме того, ответчиком не оспаривается факт нарушения сроков поставки товара. ООО "ЭнергоРесурс" не представило доказательств, свидетельствующих о вине покупателя в нарушениях сроков поставки. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что судом установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору поставки, в отсутствие ответа на предложение о расторжении договора в установленный срок, требование истца о досрочном расторжении договора N ЭК-48/20-ДПЛ от 11.02.2020 в соответствии со ст.ст. 309, 310, 450, 452 ГК РФ, подлежит удовлетворению".
Кроме того, в письме ФАС России от 04.08.2014 N ИА/31163/14, антимонопольный орган указал, что в случае если Заказчиком представлены в антимонопольный орган сведения в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им своих обязательств, проверка таких сведений Комиссией не проводится. В указанном случае поступившие сведения от заказчика направляются антимонопольным органом в Центральный аппарат ФАС России для включения в Реестр в срок непозднее трех рабочих дней с момента поступления таких сведений в антимонопольный орган.
Принимая во внимание существенность допущенных Заявителем нарушений условий Договора, поведение ООО "ЭнергоРесурс", выраженное в неоднократном ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, учитывая, что выявленные недостатки не были устранены, что было установлено решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-168633/2020, ФАС России обоснованно усмотрела в действиях Заявителя признаки недобросовестности.
Недобросовестность Заявителя выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к процедуре исполнения Договора.
Заявитель в настоящем случае был осведомлен о требованиях по выполнению поставки по Договору, а также о сроках исполнения принятых на себя обязательств.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Арбитражным судом первой инстанции при вынесении решения в полной мере оценены доказательства и доводы сторон, установлены все обстоятельства имеющие значение для данного дела, а также определены подлежащие применению законы и иные нормативные правовые акты, в результате чего установлено, что оформление выводов комиссии ФАС России по результатам проверки сведений о недобросовестных участниках закупки в целях их включения в реестр недобросовестных поставщиков посредством выдачи заключения соответствует положениям Приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 N 164/13.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу заявителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности заявителя.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 по делу N А40-122287/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122287/2021
Истец: ООО "ЭНЕРГОРЕСУРС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"