г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А56-132927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Рудзинская В.А. по доверенности от 16.12.2020
от заинтересованного лица: Нейсалова О.М. по доверенности от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27375/2021) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 по делу N А56-132927/2019 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИТЕПЛО"
к Балтийской таможне
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИТЕПЛО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений Балтийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС -
-РКТ-10216000-19/000514 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/300718/0012292 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000515 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/030818/0012583 (товар N5)
-РКТ-10216000-19/000516 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/140918/0014920 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000517 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/011018/0015786 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000518 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/041018/0016015 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000519 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/051018/0016083 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000520 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/121018/0016442 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000476 от 25.02.2019 по ДТ N 10216022/140718/0011375 (товар N4).
Определением Арбитражного суду города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2020 производство по настоящему делу приостановлено в связи с проведением судебной экспертизы. 14.01.2021 в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области поступило заключение эксперта N 1187а-АТЭ2020. Определением Арбитражного суду города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2021 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 11.06.21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления Общества.
По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения таможенного органа являются правомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ИТЕПЛО" (покупатель, Россия), ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларирован по ДТ N N 10216022/300718/0012292 товар N4, 10216022/030818/0012583 товар N 5, 10216022/140918/0014920 товар N4, 10216022/011018/015786 товар N4, 10216022/041018/0016015 товар N4, 10216022/051018/0016083 товар N4, 10216022/121018/0016442 товар N4, 10216022/140718/0011375 товар N4 - "регуляторы давления-газовые мультиблоки, предназначены для обеспечения стабильного давления газа перед горелкой и его подачу в требуемом количестве", декларантом товар классифицирован в товарной подсубпозиции - 8481 80 591 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины 0%.
В рамках таможенного контроля принято решение о назначении таможенной экспертизы, произведен отбор проб и образцов товаров N N 4, 5.
По результатам проведенных таможенных экспертиз получены заключения таможенных экспертов заключениями ЭКС ЦЭКТУ г.Санкт-Петербург от 04.10.2018 N 12402004/0025513, от 04.10.2018 N 12402004/0025119, от 04.10.2018 N12402004/0029995.
На основании данных заключений Балтийской таможней приняты решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 27.02.2019 N N РКТ-10216000-19/000514- РКТ-10216000-19/000520, от 25.02.2019 N РКТ-10216000-19/000476 в подсубпозицию 8481 10 050 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 7%). При вынесении решений о классификации товаров таможенный орган руководствовался правилами 1 и 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД и Положением о порядке применения ЕТН ВЭД Таможенного союза при классификации товара.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров при таможенном декларировании в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 358 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Правилом ОПИ 6 предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение N 522), разделом III которого определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения N 522 ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. При классификации товаров определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации (пункт 7 Положения N 522).
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД), а при определении субпозиции учитываются также и примечания к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Правила 1 - 5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильной классификации товаров используются примечания к разделам или группам.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Согласно ОПИ 3, в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Обществом спорный товар отнесен к классификационному коду 8481805910:
- 8481 - краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны
848180 - арматура прочая
84818059 - прочая
8481805910 - регуляторы давления.
Таможенным органом спорный товар отнесен к классификационному коду 8481100500:
- 8481 - краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны
848110 - клапаны редукционные для регулировки давления
8481100500 - объединенные с фильтрами или смазочными устройствами.
В соответствии с пояснениями к подсубпозиции 8481100500, в данную подсубпозицию включаются изделия, состоящие из различных компонентов, которые выполняют функции, необходимые для регулирования работы пневматических систем: фильтрации воздуха (удаление таких примесей, как вода, ржавчина, грязь и т.д.), регулирования рабочего давления, смазки (для обеспечения плавной работы всех пневматических компонентов)
По мнению Общества, спорный товар представляет собой газовые мультиблоки, предназначенные для обеспечения стабильного давления газа перед горелкой и его подачу в требуемом количестве. Производитель - KARL DUNGS GmbH & Co.KG (ДТ N 10216022/030818/0012583 (товар N5), N 10216022/140918/0014920 (товар N4), ДТ N 10216022/011018/0015786 (товар N4), ДТ N 10216022/041018/0016015 (товар N4), ДТ N 10216022/051018/0016083 (товар N4), ДТ N 10216022/121018/0016442 (товар N4). По ДТ N 10216022/140718/0011375 (товар N4) - производитель BALTUR S.P.A.
Мультиблок - это оборудование, которое обеспечивает стабильность давления газа перед подачей в горелку и подачу газа в требуемом количестве, соответственно, обеспечивает стабильный расход газа. В мультиблоке объединены фильтр тонкой очистки, стабилизатор давления и два одноступенчатых электромагнитных клапана. Принцип действия мультиблока заключается в том, что рабочий процесс осуществляется за счет функций двух частей газовой арматуры - исполняющей механики и непосредственно регулятора. Первая часть выступает в качестве чувствительного элемента, благодаря которому такие устройства в принципе могут считаться автоматическими. Исполнительные органы газового регулятора давления в постоянном режиме сравнивают текущие показатели обслуживаемой среды и нормативные эксплуатационные значения, которые были изначально заложены оператором на конкретный рабочий сеанс. Далее при обнаружении расхождения в показателях этот же механизм генерирует сигнал для регулирующей системы, которая корректирует величину давления, понижая или повышая ее. Данные мультиблоки можно отнести к регулирующей газопроводящей комплексно управляемой арматуре с фланцевым присоединением.
Устройство мультиблоков и принцип их работы размещены на официальном сайте www.dungs.com.
По мнению таможенного органа, спорный товар представляет собой редукционный клапан для регулировки давления, объединенный с фильтрами или смазочными устройствами. Назначение данного клапана - понижение давления газа после него по ходу движения на заданном уровне, повышение давления газа невозможно.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена судебная техническая идентификационная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
- Определить материал изготовления, устройство и принцип действия товара - "регуляторов давления - газовых мультиблоков, предназначенных для обеспечения стабильного давления газа перед горелкой и его подачи в требуемом количестве", указанных в решениях Балтийской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (далее - товар):
-РКТ-10216000-19/000514 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/300718/0012292 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000515 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/030818/0012583 (товар N5)
-РКТ-10216000-19/000516 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/140918/0014920 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000517 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/011018/0015786 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000518 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/041018/0016015 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000519 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/051018/0016083 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000520 от 27.02.2019 по ДТ N 10216022/121018/0016442 (товар N4)
-РКТ-10216000-19/000476 от 25.02.2019 по ДТ N 10216022/140718/0011375 (товар N4);
- Определить, к какому виду арматуры относится товар.
- Определить область применения товара.
Производство экспертизы поручено ООО "Ленинградская Экспертная Служба "ЛЕНЭКСП" (ИНН 7804467038), эксперту Байкову А.В.
Из экспертного заключения ООО "Ленинградская Экспертная Служба "ЛЕНЭКСП" N 1187а-АТЭ/2020 следует, что объекты экспертизы - газовые мультиблоки - можно отнести к комбинированному виду трубопроводной арматуры. С одной стороны, газовый мультиблок снижает или повышает и поддерживает на стабильном (заданном) уровне давление газа, подводимого к горелке, также с помощью него происходит плавная, точная, высокочувствительная регулировка подачи газа. С другой стороны, газовый мультиблок выступает как запорная контрольная ТПА (при отсутствии пламени в горелке или при падении давления газа на входе в мультиблок ниже установленного происходит закрытие клапанов мультиблока и прекращается подача газа на горелку). Газовые мультиблоки - это компактная газовая система, состоящая из автоматических клапанов, регулятора состава среды, реле давления, очистных фильтров и других компонентов.
В соответствии с заключение эксперта N 1187а-АТЭ2020 рассматриваемый товар имеет два клапана безопасности, установленных последовательно по ходу движения газа. Газ в газовую арматуру подается через фильтр тонкой очистки, установленный на входе. Газовые клапаны открываются при подачи на них напряжения электропитания при розжиге горелки. Они включены электрически последовательно и открываются одновременно. Первый по ходу движения газа клапан соединен с мембраной и регулировочной пружиной и выполняет функцию стабилизатора давления. После открытия клапанов давление в газовой арматуре повышается, через импульсное отверстие передается на мембрану, которая стремится закрыть клапан. Усилие мембраны компенсируется регулировочной пружиной, которая стремится открыть клапан. После кратковременного колебательного процесса усилие мембраны и регулировочной пружины выравнивается и клапан занимает положение соответствующие заданному давлению (стр. 18).
Область применения товара определена экспертом следующим образом: газовые мультиблоки обеспечивают стабильное давление газа перед горелкой и его подачу в требуемом количестве. При необходимости и при возникновении аварийной ситуации газовый мультиблок обеспечивает герметичное отключение подачи газа. Газовые мультиблоки используются с газовыми или комбинированными горелками для бытовых и промышленных котлов и являются их неотъемлемой частью.
Суд первой инстанции, исходя из заключения эксперта, обоснованно установил, что исследуемый товар представляет собой многокомпонентное изделие, в состав которого входят: автоматические клапаны, регулятор состава среды, реле давления, очистные фильтры и другие компоненты.
Поскольку и выбранный Обществом код ТН ВЭД ЕАЭС, и определенный таможенным органом код ТН ВЭД ЕАЭС относятся лишь к части многокомпонентного изделия, которым является спорный товар, следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае применить ОПИ 3а) нельзя; а также нельзя применить и ОПИ 3б), поскольку выделить составную часть, которая придает спорному товару основное свойство, не представляется возможным.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что для классификации товара необходимо применить ОПИ 3в), в соответствии с которым товар должен классифицироваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, последним в порядке возрастания.
В силу арбитражного процессуального законодательства, в том числе статьи 201 АПК РФ, суд устанавливает соответствие или несоответствие оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту. При этом, в компетенцию суда не входит обязанность устанавливать правильную классификацию товара.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения таможенного органа о классификации товаров N N РКТ-10216000-19/000514 от 27.02.2019, РКТ-10216000-19/000515 от 27.02.2019, РКТ-10216000-19/000516 от 27.02.2019, РКТ-10216000-19/000517 от 27.02.2019, РКТ-10216000-19/000518 от 27.02.2019, РКТ-10216000-19/000519 от 27.02.2019, РКТ-10216000-19/000520 от 27.02.2019, РКТ-10216000-19/000476 от 25.02.2019 не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворении заявленные Обществом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июня 2021 года по делу N А56-132927/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-132927/2019
Истец: ООО "ИТЕПЛО"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: АНО "Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки", АНО СПБ ИНСТИТУТ НЭ И ОЦЕНКИ, НП "Федерация Судебных Экспертов", ООО "Городской центр судебных экспертиз", ООО "Ленинградская Экспертная Служба "ЛЕНЭКСП", ООО "ПетроЭксперт", ООО "Соэкс-Нева" Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации