г. Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-36323/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Л.А. Москвиной, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М.Козловой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-36323/21 (139-259) судьи Вагановой Е.А.
по заявлению ООО "ООО КАРЛ ШТОРЦ-ЭНДОСКОПЫ Восток"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Кунин Л.Э. по дов.от 01.04.2021 |
от ответчика: |
Петрова А.С. по дов.от 06.09.2021 |
УСТАНОВИЛ:
ООО Карл Шторц-Эндоскопы Восток (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее -Таможня) о признании незаконным решения от 12.10.2020 N 18-06/26820 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин по ДТ N 10013160/111119/0472202; о возложении обязанности возвратить излишне уплаченный НДС и таможенную пошлину:
- по ДТN 10013160/161019/0422764 НДС по ставке 20% в сумме 1 717 516,09 руб. 09 коп.; таможенную пошлину в сумме 324 560,82 руб. 82 коп.;
- по Дт N 10013160/131119/0478672 НДС по ставке 20% в сумме 836 140,27 руб. 27 коп.; таможенная пошлина в сумме 185 047,50 руб. 50 коп.;
- по ДТ N "10013160/091219/0532021 НДС по ставке 20% в сумме 830 235,45 руб. 45 коп.; таможенную пошлину в сумме 208 792,22 руб. 22 коп.,
о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о незаконности и необоснованности принятых таможенным органом решений.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств по делу, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО Карл Шторц - Эндоскопы Восток (далее - декларант) ввезло на таможенную территорию РФ по декларациям на товары ДТ N N 10013160/161019/0422764; 10013160/131119/0478672 и 10013160/091219/0532021 (далее также - Декларации, ДТ) медицинские изделия (далее также - Товары). Выпуск Товаров был осуществлен 17.10.2019; 13.11.2019 и 09.12.2019.
Ввезенные товары включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее так же - Перечень).
Вместе с тем, при декларировании Товаров таможенным представителем данная преференция (освобождение от НДС при ввозе товаров на территорию РФ) заявлена не была, кроме того по ряду товарных позиций были неверно указаны коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее также - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД) в связи с их неправильной классификацией таможенным представителем, что привело к излишней уплате таможенных пошлин и НДС.
В связи с вышеуказанным, Обществом было инициировано внесение изменений в декларацию на товары после выпуска товаров путем представления в таможенный орган мотивированного письменного Обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров (далее также - Обращение декларанта).
Обращения декларанта с корректировочными декларациями на товары (далее также - КДТ) и необходимым пакетом документов были направлены в Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) (далее также -Таможенный пост):
- по ДТ N 10013160/161019/0422764 - 09 октября 2020 г. (исх.N 266 от 07.10.2020),
- по ДТN 10013160/131119/0478672 - 19 октября 2020 г. (исх.N 273 от 19.10.2020),.
- по ДТ N 10013160/091219/0532021 -10 ноября 2020 г. (исх.N307 от 09.11.2020).
Обращения декларанта были получены Таможенным постом, что подтверждается приложенными заявителем отчетами об отслеживании отправления, распечатанными с официального сайта ФГУП "Почта России".
В соответствии с представленными КДТ, размер излишне уплаченных сумм таможенных платежей составил: по ДТ N 10013160/161019/0422764 составил: НДС по ставке 20% в сумме 1 717 516,09 руб. таможенная пошлина в сумме 324 560,82 руб. по ДТ N 10013160/131119/0478672., НДС по ставке 20% в сумме 836 140,27 руб., таможенная пошлина в сумме 185 047,50 руб. по ДТ N 10013160/091219/0532021, НДС по ставке 20% в сумме 830 235,45 руб., таможенная пошлина в сумме 208 792,22 руб.
Общество в соответствии с п.1 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее также - Закон о таможенном регулировании) 06.12.2019, то есть, после направления обращений с КДТ на Таможенный пост, направило в Московскую областную таможню Заявления (исх. N267 от 07.10.2020, N274 от 19.10.2020, N308 от 09.12.2020) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (далее также - Заявления о возврате НДС).
Письмами от 12.10.2020 N 56-12/2089; от 04.12.2020 N 56-12/2478 "О направлении информации", таможенный орган уведомил Общество о принятом решении об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ NN10013160/161019/0422764; 10013160/131119/0478672 и 10013160/091219/0532021 в связи с непредоставлением электронного вида КДТ (п.12 Порядка внесения изменений и дополнений в ДТ (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N289, далее - Порядок).
Письмами от 24.11.2020 N 18-06/31498; от 11.12.2020 N 18-06/33524 и от 11.12.2020 N 18-06/33525 "О направлении информации", таможня уведомила Общество о принятом решении об отказе в возврате излишне уплаченных НДС и таможенных пошлин по в ДТ N N 10013160/161019/0422764;10013160/131119/0478672 и 10013160/091219/0532021.
Не согласившись с решениями таможенного органа, заявитель обратился в суд с настоящим заилением.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Пунктом 4 ст.112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (далее - КДТ), за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа. При этом, форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.
Согласно п.5 ст.112 ТК ЕАЭС подача корректировки декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида, если иное не определено Комиссией.
В соответствии с п.12 Порядка внесения изменений в ДТ для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения 6 таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Пунктом 15 Порядка внесения изменений в ДТ определено, что в случае внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также. ДТС в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения (дополнения), в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Пунктом 4 Приказ ФТС России от 09.10.2019 N 1556 "Об утверждении Порядка обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами Российской Федерации и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного оператора" (далее - Порядок обмена электронными документами), вступившим в силу с 11 февраля 2020 года, установлено, что заинтересованное лицо (в том числе, декларант) вправе посредством информационной системы информационного оператора (ИС ИО) представлять в таможенные органы электронные документы, предусмотренные правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Из указанных выше норм следует, что КДТ в общем случае должна быть представлена в бумажном и электронном виде, при этом декларант вправе (но не обязан) предоставить КДТ и иные документы в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов. Обязанность предоставлять КДТ исключительно в электронном виде с использованием информационных систем, в том числе, посредством ИС ИО действующими нормативными правовыми актами не установлена.
На основании вышеизложенного, предоставление почтовым отправлением электронного вида КДТ на USB-флэш-носителе, наряду с Обращением декларанта и иными документами, в полной мере соответствует требованиям п. 12 Порядка внесения изменений в ДТ.
Факт получения 03.04.2020 Московским областным таможенным постом (ЦЭД) USB-флеш-накопителя с электронным видом КДТ подтверждается описью вложения и Отчетами Почты России об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами N 11511445057093.
Сведения о каких-либо нарушениях в КДТ, представленных Обществом на бумажном носителе и их электронного вида на USB- флеш-накопителе, в Отказе ЦЭД отсутствуют.
Таким образом, содержащееся в отказе ЦЭД указание на то, что "надлежащим образом заполненная КДТ в электронном виде не поступала" не соответствует фактическим обстоятельствам, нормативным правовым актам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, в связи с чем данный отказ ЦЭД является незаконным.
Таким образом, суд соглашается с доводами заявителя, о том, что содержащееся в Отказе ЦЭД указание на то, что "надлежащим образом заполненная КДТ в электронном виде не поступала" не соответствует фактическим обстоятельствам, нормативным правовым актам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, в связи с чем данный Отказ ЦЭД является незаконным.
В соответствии с п.13 Порядка внесения изменений в ДТ, обращение составляется в произвольной письменной форме. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменении (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений). При этом требований об указании непосредственно в самом Обращении декларанта наименований товаров и ссылок на положения ТН ВЭД ЕАЭС ни Порядок внесения изменений в ДТ, ни иные нормативно-правовые акты в сфере таможенного регулирования не содержат.
Вместе с тем, в Обращении указан порядковый номер товаров в ДТ, в отношении которых вносятся изменения в ранее заявленные в ДТ сведения, а также коды ТН ВЭД и коды преференций до внесения изменений и после. Одновременно, в прилагаемых к Обращению документах, и, в частности, в ДТ и КДТ, в Регистрационных удостоверениях и Декларациях о соответствии содержатся как наименования, так и краткие характеристики товаров, в сведения о которых вносятся изменения. Как усматривается из материалов дела, во всех обращениях декларанта указаны порядковый номер товаров в ДТ, в отношении которых вносятся изменения в ранее заявленные в ДТ сведения, а также коды ТН ВЭД и коды преференций до внесения изменений и после.
Одновременно, в прилагаемых к Обращению документах (ДТ, КДТ, Регистрационных удостоверениях и Декларациях о соответствии) содержатся как наименования, так и краткие характеристики товаров, в сведения о которых вносятся изменения. Также в обращениях, направленных Заявителем на таможенный пост, причины внесения изменений обоснованы выявлением после выпуска товаров недостоверных сведений о классификации товаров, влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей, в том числе, в связи с тем, что указанные в Обращении и приложениях к нему товары являются медицинскими изделиями и включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042.
В подтверждение обоснованности вносимых изменений в коды ТН ВЭД, и, как следствие, изменения размера уплаченных таможенных пошлин, а также в качестве подтверждающих право на применение льготы по НДС документов, Обществом к Заявлениям были приложены все предусмотренные законодательством (в частности, подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации) документы, а именно: - Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, содержащие сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, позволяющие однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом) ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, поименованной в Перечне, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с п.2 ст.150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с подп.1 п.2 ст.149 НК РФ); - декларации о соответствии товаров, указанных в Обращении, содержащие наименование ввезенных товаров, и соответствующие им коды ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, включенные в Перечень.
Обращение Общества содержит все сведения, установленные п.13 Порядка внесения изменений в ДТ, являющиеся основанием для внесения изменений, включая регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений), а в качестве приложений к Обращению представлены все необходимые документы (регистрационные удостоверения на медицинские изделия и принадлежности к ним, а также декларации о соответствии ввозимых товаров), подтверждающие обоснованность вносимых изменений в коды ТН ВЭД и преференций. Пунктом п.2 ст.20 ТК ЕАЭС и п.2 ст.15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. В соответствии с п.5 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Учитывая, что все необходимые и достаточные для правильной классификации товаров и предоставления преференций документы и сведения были представлены таможенному органу уже при первом декларировании, таможенный орган при проверке правильности классификации товаров в соответствии с п.1 ст.20 ТК ЕАЭС на основании указанных документов и сведений, в соответствии с приведенными ниже в настоящем Заявлении положениями Единой ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснениями к ней, а так же Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, доступными таможенному органу, был обязан выявить и устранить допущенную таможенным представителем ошибку и сообщить Обществу о возникших в результате этого излишне уплаченных таможенных пошлинах и налогах.
Требований к обоснованию декларантом причин допущенных при классификации товаров ошибок нормативные акты в области таможенного регулирования не содержат. Обществом в Обращении указано на то, что при первоначальном декларировании в классификации товаров по кодам ТН ВЭД были допущены ошибки (указаны недостоверные сведения) и приведены правильные коды ТН ВЭД, соответствующие ввезенным товарам и представленным документам. Ссылка МОТ на тот факт, что Обществом не были представлены "иные сведения о товарах помимо заявленных при декларировании товаров" не может приниматься во внимание, поскольку изначально представленные Обществом сведения были достаточными для правильной классификации таможенным органов данных товаров и устранения ошибки.
Основанием внесения изменений в коды ТН ВЭД Обществом, явилось несоответствие кодов товаров, указанных при первоначальном декларировании, тексту товарных позиций и положениям ТН ВЭД фактически соответствующих заявленным сведениям о характеристиках данных товаров, в частности об их медицинском назначении. При этом, положениями Решения Коллегии ЕАЭК N 289 не предусмотрено обоснование в Обращении причин неправильной классификации товаров при первоначальном декларировании и иное является его (Решения) неправомерным расширительным толкованием.
Указание таможенным органом в качестве основания для отказа во внесении изменений и/или дополнений в ДТ на отсутствие в обращениях Заявителя обоснования необходимости внесения таких изменений (дополнений) не соответствует фактическим обстоятельствам и нарушает законные права и интересы Общества. Необходимость изменения ошибочно заявленных кодов ТН ВЭД и ставок таможенных пошлин обусловлена характеристиками и назначением (применением) изделий, подтвержденными приложенными Обществом к ДТ и к Обращениям декларанта документами, и установленным порядком классификации товаров в соответствии с их характеристиками и областью применения.
Необходимость изменения ошибочно заявленных кодов ТН ВЭД и ставок таможенных пошлин обусловлена характеристиками и назначением (применением) изделий, подтвержденными приложенными Обществом к ДТ и к Обращениям декларанта документами, и установленным порядком классификации товаров в соответствии с их характеристиками и областью применения.
Согласно п.1 ст.20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. Порядок применения единой ТН ВЭД при классификации товаров установлен соответствующим Положением, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее также -Порядок применения ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, установленными Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее также - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с остальными правилами. Согласно части "а" Правила 3 ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Помимо правил интерпретации ТН ВЭД, при классификации товара применяются Пояснения к единой ТН ВЭД (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 - далее также Пояснения к ТН ВЭД), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной товарной позиции ТН ВЭД.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации определена в пункте 7 Порядка применения ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (включая субпозиции), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД), а при определении субпозиции товарной позиции учитываются также и примечания к соответствующим субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Для целей правила 6 ОПИ ТН ВЭД также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В частности, группа 90 ТН ВЭД включает в себя: инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности.
Товарная позиция 9018 включает в себя: приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратуру электромедицинскую прочую и приборы для исследования зрения.
В субпозицию 9018 90 - включаются инструменты и оборудование, прочие, которые применяются в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии.
В соответствии с Разделом XVIII Пояснений к ТН ВЭД (Том V) в товарную позицию 9018 включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Кроме того, многие из приборов, используемых в медицине или хирургии (человека или ветеринарной), являются, по существу, обычными ручными инструментами (например, молотки, зуботехнические молотки, пилы, долота, полукруглые долота, щипцы, клещи, шпатели и т.д.) или ножевыми изделиями (ножницы, ножи и т.д.). Такие изделия включаются в данную товарную позицию только в том случае, если они явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения по причине их особой формы, легкости, с которой они разбираются для стерилизации, лучшего качества изготовления, природе составляющих их металлов или по их комплектованию (часто упаковываются в ящики или боксы, содержащие набор инструментов для конкретной работы: акушерства, вскрытия трупов, гинекологии, глазной или ушной хирургии, ветеринарные наборы для родов и т.д.).
Согласно Примечания 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД прочие части и принадлежности, предназначенные для использования исключительно или в основном в определенном виде машин, инструментов или аппаратов, или в нескольких машинах, инструментах или аппаратах, включаемых в одну товарную позицию, включаются вместе с этими машинами, инструментами или аппаратами.
В пояснениях к товарной позиции 9018 "Части и принадлежности" так же указано, что части и принадлежности к аппаратам или устройствам данной товарной позиции также включаются в данную товарную позицию.
В соответствии с регистрационными удостоверениями и техническим описанием ввезённые Обществом на основании ДТ N N 10013160/161019/0422764; 10013160/131119/0478672 и 10013160/091219/0532021 товары являются изделиями медицинского назначения и их применение возможно исключительно в качестве медицинских изделий и принадлежностей к ним. Техническое описание и фотографии ввезённых медицинских изделий содержатся в графе 4 Приложения N 4 к настоящему Заявлению.
Исходя из вышеизложенного при классификации товаров в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД, Пояснениями к ТН ВЭД и Порядком применения ТН ВЭД, ввезенным медицинским изделиям, в отношении которых были внесены изменения, соответствуют следующие коды ТНВЭД: 9018 90 840 9 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: прочие: прочие (номера товаров в ДТ N 10013160/161019/0422764 - 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 24, 26, 27, 29, 37, 42; в ДТ N 10013160/131119/0478672: 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 29, 32; в ДТ 10013160/091219/0532021 -3, 5, 7, 8, 9, 12, 17, 19, 27, 30; 9018 90 200 0 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: эндоскопы (номера товаров в ДТ 10013160/161019/0422764 - 5,6,13,15,24,26,28,33,42; в ДТ 10013160/131119/0478672: 5,10,15,18,25,32; в ДТ 10013160/091219/0532021 - 5,7,8,17,23); 9018 90 840 1 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: ультразвуковые литотриптеры (номера товаров в ДТ 10013160/161019/0422764: 24); 9402 90 000 0 - Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские кресла и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения и одновременно для наклона и подъема; части вышеупомянутых изделий: прочая (номера в ДТ 10013160/161019/0422764 - 15,25; в ДТ 10013160/131119/0478672: 19; в ДТ 10013160/091219/0532021 - 18); 8528599009 - Мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру; аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение: - мониторы с электронно-лучевой трубкой: -прочие,-проекторы (номера в ДТ 10013160/131119/0478672: 13; в ДТ 10013160/091219/0532021 - 11).
При первоначальном декларировании классификация Товаров была произведена таможенным представителем исходя из текстов товарных позиций (общего наименования Товара), без учета примечаний к разделам или группам и того обстоятельства, что все ввозимые по спорным декларациям медицинские изделия и принадлежности к ним явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения независимо от схожести их названия с названиями товаров, применяемых в иных сферах (фильтр, щётка, помпа, насос и т.д.). В соответствии с примечаниями к разделам и группам ТН ВЭД, как тех, по которым первоначально ошибочно декларировались спорные Товары, так и к группе 90 ТН ВЭД и товарной позиции 9018, в частности, Товары подлежали классификации в товарной группе 90 "Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности" по субпозициям (подсубпозициям) товарной позиции 9018 "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения".
Неправильная классификация Товаров при первоначальном декларировании привела к ошибочному определению разделов, групп и товарных позиций (включая субпозиции) и излишней уплате таможенных пошлин. Вместе с тем, Таможенный орган не рассмотрел по существу доводы и обоснования Заявителя, не оценил характеристики Товаров, не применил подлежащие применению правила ОПИ ТН ВЭД с учетом примечаний к разделам и группам ТН ВЭД, Пояснений к ТН ВЭД, характеристик и назначения Товаров и, по мнению Общества, отказал во внесении изменений в ДТ и возврате излишне уплаченных таможенных платежей формально и безосновательно.
Перечень ошибочно определенных в первоначальной таможенной декларации кодов ТН ВЭД по соответствующим Товарам и подлежащие применению (измененные) коды ТН ВЭД с обоснованием принадлежности товаров к соответствующим товарным позициям (субпозициям) по ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД приведены в Приложении N 3 к настоящему Заявлению.
Законность и обоснованность произведенной (измененной) Обществом классификации спорных Товаров, ввезенных по рассматриваемым ДТ, при таких же обстоятельствах и по тем же товарам подтверждена вступившими в силу судебными актами по аналогичным делам с участием Общества и МОТ.
Суд также обоснованно принял во внимание позицию Заявителя, в соответствии с которой согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Так, Заявителем в Приложениях N 4 "Техническая документация на товары" (графа 7) приведен перечень вынесенных и вступивших в силу судебных решений, подтверждающих законность и обоснованность произведенной им классификации указанных товаров по ТН ВЭД.
Довод Ответчика о том, что Общество определяет коды ТН ВЭД на основании Перечня медицинских товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, противоречит фактическим обстоятельствам и не подтверждается материалами дела.
Одновременно в соответствии с подп.2 ст.150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ медицинских товаров, указанных в подп.1 п.2 ст.149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ N 1042.
Согласно данному Перечню освобождение от налогообложения товаров, включенных в Перечень, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ, то есть, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Иных требований для применения преференции (освобождения от НДС), кроме представления регистрационного удостоверения на медицинское изделие и соответствия данного изделия кодам ОКП (ОКПД2) и кодам ТН ВЭД, содержащихся в Перечне для данного товара (группы товаров) нормативными актами не предусмотрено.
Перечень содержит наименование групп (подгрупп или видов) медицинской техники и соответствующие им коды по классификации ОК 005-93 (ОКП), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 в ред. от 22.10.2014 (далее - ОК 005-93 (ОКП)), код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, а также коды ТН ВЭД, соответствующие данным группам товаров (кодам ОКП и ОКПД2).
В силу п.4 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее также - Федеральный закон N 323-ФЗ), на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее также - Правила). Данными правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинские изделия (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие").
Согласно подпунктам "а" и "и" п. 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению) и код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
К Обращениям декларанта, представленным на Таможенный пост, а также к Заявлениям о возврате НДС и о возврате таможенных пошлин, представленным в МОТ, Обществом в качестве документов, подтверждающих право на применение налоговой льготы по НДС, были приложены Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, а именно: РЗН 2017/5490 от 21.12.2017 Принадлежности" к Инсуффлятору CO2, модели ENDOFLATOR 40, ENDOFLATOR 50; РЗН 2017/5687 от 21.12.2017. Принадлежности на мед. изд. "Клапан сжатия для трубки S-PILOT, с принадлежностями"; ФСЗ 2011/09541 от 21.12.2017 г. Принадлежности на мед. изд. "Помпа эндоскопическая Karl Storz"; ФСЗ 2009/04823 от 19.12.2017 г. Изделия медицинские одноразовые для малоинвазивной хирургии; ФСЗ 2011/09443 от 19.12.2017 г. Морцеллятор электромеханический хирургический универсальный Rotocut G1, с принадлежностями; ФСЗ 2011/09444 от 21.12.2017 г. Принадлежности" на мед. изд. "Насос эндоскопический, с принадлежностями"; РЗН 2016/4819 от 21.12.2017 г. Литотриптор пневматический CALCUSPLIT для интракорпоральной литотрипсии, с принадлежностями; ФСЗ 2011/10080 от 21.12.2017 г. Принадлежности к электрокоагулятору AUTOCON; РЗН 2013/1045 от 21.12.2017 г. Принадлежности" на мед. изд. "Оборудование эндоскопическое для визуализации и обработки изображения, с принадлежностями"; РЗН 2015/2518 от 21.12.2017 г. Принадлежностью к медицинскому изделию "Инструменты эндоскопические с приложениями"; РЗН 2016/4855 от 21.12.2017 г. Принадлежности на мед. изд. "Видеолапараскоп высокого разрешения TIPCAM 1 S 3D с двумя дистально интегрированными видеочипами"; ФСЗ 2012/13031 от 11.09.2018 г. Принадлежности на мед. изд. "Аппарат универсальный электромеханический хирургический Unidrive S III, с принадлежностями"; РЗН 2016/4454 от 21.12.2017 г. Принадлежности на мед. изд. "Аппарат лазерный урологический гольмиевый CALCULASE II, с принадлежностями"; ФСЗ 2009/05280 от 21.12.2017 г. Принадлежности на мед. изд. "Эндоскопы медицинские гибкие для обследования дыхательных путей, с принадлежностями"; РЗН 2016/4061 от 21.12.2017 г. Генератор ультразвуковой CALCUSON для литотрипсии, с принадлежностями; ФСЗ 2012/12291 от 21.12.2017 г. Принадлежности" на мед. изделие "Стойка мобильная для эндоскопического оборудования"; РУ N РЗН 2017/5490 от 21.12.2017 г. Принадлежности к "Инсуффлятору CO2, модели ENDOFLATOR 40, ENDOFLATOR 50; РЗН 2015/3266 от 21.12.2017 г. Принадлежности на мед. изд. "Аппарат универсальный электромеханический хирургический UNIDRIVE S III NEURO SCB, с принадлежностями"; ФСЗ 2009/04823 от 19.12.2017 г. Изделия медицинские одноразовые для малоинвазивной хирургии" п.1; ФСЗ 2008/01962 от 19.12.2017 г. Инструменты и принадлежности эндоскопические, одноразовые; ФСЗ 2011/10573 от 21.12.2017 г. Принадлежности" на мед. изд. "Оборудование эндоскопическое Karl Storz для визуализации и обработки изображения, с принадлежностями"; ФСЗ 2009/05279 от 19.12.2017 Принадлежности на мед. изд. "Эндоскопы медицинские гибкие для обследования желудочно-кишечного тракта с принадлежностями".
Регистрационные удостоверения и приложения к ним содержат сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, позволяющие однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом) ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, поименованной в Перечне, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с п.2 ст.150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с п/п.1 п.2 ст.149 НК РФ).
Кроме того, соответствие ввезенных товаров кодам, содержащимся в Перечне, дополнительно подтверждено Декларациями о соответствии, приложенными к Обращению декларанта и к Заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин. Согласно нормам части 5 ст.24 и части 2 ст. 25 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация соответствия должна содержать информацию, позволяющую идентифицировать объект подтверждения соответствия. Формы декларации о соответствии в целях идентификации объекта содержат указание на код по ОК 005-93.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень медицинских товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
Письмом от 10.04.2017 N 9411-НП/Д18и Минэкономразвития России сообщило о разработанных и размещенных на официальном сайте Министерства прямых и обратных ключах между ОКП и ОКПД2 в целях обеспечения перехода на новые редакции Общероссийских классификаторов с 1 января 2017 года.
Представленные Обществом декларации о соответствии оформлены в установленном порядке, выданы и зарегистрированы уполномоченным органом на основании и в соответствии со сведениями РУ, содержат коды групп медицинских изделий, соответствующие кодам групп товаров по ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, указанным в Перечне.
Таким образом, задекларированный товар, имеющий соответствующие Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и содержащие коды ОКПД 2 и ТН ВЭД, включенные в Перечень, относится к медицинским товарам, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Однако МОТ, при наличии всех необходимых документов, в нарушение действующих норм законодательства отказала Обществу в возврате излишне уплаченных сумм НДС.
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Кроме того, ООО КАРЛ ШТОРЦ - Эндоскопы ВОСТОК заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 100 000 рублей.
Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся денежные суммы, связанные с расходами на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
В силу действия норм ст.110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Размер и факт выплаты судебных расходов подтверждены Договором от 01.10.2015 N ЮФ-020/2015-А на оказание юридических услуг по представлению интересов Заявителя в Арбитражном суде, Дополнительным соглашением от 29.09.2020 N57 к нему, а также Актом от 23.10.2020 N44-КШ об оказанных услугах. Данные услуги были оплачены в полном объеме Заявителем, что подтверждается платежным поручением N5091 от 01.10.2020.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, при этом ч.2 ст.110 АПК РФ указывает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумность судебных расходов должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, сделал обоснованный вывод, что заявленные судебные расходы подтверждены документально, а также о несоразмерности взыскания с ответчика судебных расходов в размере 100 000 руб.
Принимая во внимание категорию рассмотренного спора, объем представленных доказательств, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно уменьшил судебные расходы до 50 000 руб.
Разумность размера судебных расходов является оценочной категорией, которая устанавливается арбитражным судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, исходя из конкретных обстоятельств дела (ст. 71 АПК РФ).
Возражения ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
При этом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-36323/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36323/2021
Истец: ООО КАРЛ ШТОРЦ - ЭНДОСКОПЫ ВОСТОК
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ