г.Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А40-62130/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 18)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2021
по делу N А40-62130/21 (108-1488)
по заявлению ООО "АИК"
к ГУ - Московскому РО Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 18)
о признании недействительным уведомления от 21.05.2021, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Меламед М.Д. лично (по паспорту); |
от ответчика: |
Антоненкова Т.В. по дов. от 28.09.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АИК" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18) (далее также - ответчик, Фонд) о признании недействительными уведомления от 21.05.2021 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; об обязании определить с 01.01.2020 основным видом экономической деятельности заявителя деятельность по коду ОКВЭД 46.61 "Торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства", которая фактически осуществляется заявителем, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов страхователя путем пересчета страховых взносов за 2020 год и возврата Обществу сумм излишне уплаченных по указанному основанию страховых взносов (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 30.07.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой представитель Фонда в судебном заседании полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что поскольку заявителем в установленный срок не был подтвержден основной вид экономической деятельности, Фонд обоснованно отнес данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Представитель заявителя в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В обоснование заявленных требований ООО "АИК" указывает, что им 09.10.2020 получено письмо Фонда о том, что по результатам камеральной проверки за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 (акт камеральной проверки от 03.09.2020 N 1810ДВ), заявителю был изменен размер страхового взноса с 0,2% на 5%. Изменение размера страховых взносов вызвано тем, что Общество не подтвердило основной вид экономической деятельности.
Не согласившись с повышением страхового тарифа, Общество 30.12.2020 направило в адрес Фонда жалобу о незаконном повышении размера страхового тарифа с 0,2% на 5%. Фондом было отказано в уменьшении размера страхового тарифа, о чем свидетельствует полученный 03.02.2021 ответ исх.N 04-11/04-140 от 28.01.2021 о размере страхового тарифа.
В свою очередь, Фонд указывает, что отнес Общество к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении ООО "АИК" в Едином государственном реестре юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) - "Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования" (ОКВЭД 33.17), страховой тариф по которому составляет 5%, в связи с неподтверждением Обществом основного вида экономической деятельности в установленный срок - 12.05.2020 (с учетом установленных Указами Президента РФ 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19)" нерабочих дней на территории Российской Федерации установлены с 04.04.2020 по 08.05.2020, а также с учетом выходных дней в период с 09.05.2020 по 11.05.2020).
Фонд указывает, что 21.05.2020 Обществу было выставлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
05.10.2020 в отношении Общества Фондом вынесено решение N 1810 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10.11.2020 выставлено требование N 1810 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов на общую сумму 37 101 руб. 53 коп.
Общество указывает, что Фонд не выполнил свои обязательства по уведомлению в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в п.3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, об установленном ему с начала текущего года в размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.
Документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, были представлены Обществом 20.11.2020 "Торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства" (ОКВЭД 46.61). К заявлению о пересмотре Обществом были приложены документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка от 31.01.2006 N 55, а также дополнительные документы, подтверждающие, что в 2019 году и ранее деятельность Общества осуществлялась по коду ОКВЭД "Торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства - 46.61.". Таким образом, Общество подтвердило, что в 2019 году основным видом деятельности Общества являлась деятельность по коду ОКВЭД 46.61.
Письмом N 04-11/04-140 от 28.01.2021 Фонд отказал в пересмотре установленного Обществу на 2020 год класса профессионального риска и размера страхового тарифа ввиду нарушения Обществом срока предоставления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "АИК" в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.12.2019 N 445-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, обоснованно исходил из того, что Фонд безосновательно определил вид деятельности Общества по наиболее высокому классу профессионального риска.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает, так как все существенные обстоятельства дела установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
На основании подп.2 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее также - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ст.21).
На основании ст.22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п.1). Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее также - Правила N 713).
Согласно п.п.8, 9 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил N 713 установлено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее также - Порядок N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п.9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Указанные документы представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Согласно п.5 Порядка N 55 (в действующей с 26.02.2017 редакции) в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в п.3 Порядка N 55, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит п.13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом необходимо отметить, что предусмотренное п.5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения п.13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в п.5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Правомерность такого подхода соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 по делу N 302-КГ18-9260.
Таким образом, по смыслу п.5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п.3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение), для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых Фонд обязан принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом данных документов и их оценки.
В настоящем случае страхователь представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов с нарушением установленного Порядком N 55 срока.
Между тем сам факт представления документов о подтверждении основного вида деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп.7 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Как указывалось выше, основным видом деятельности заявителя является "Торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства" (ОКВЭД 46.61).
Данный вид деятельности указан Обществом как основной в направленном в Фонд заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности и справки-подтверждения основного вида экономической деятельности.
Таким образом, Общество представило в Фонд подтверждение правомерности применения в 2020 году ставки страховых взносов в размере 0,2%.
Поскольку фактически осуществляемый в 2019 году основной вид деятельности Общества "Торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства" (ОКВЭД 46.61) относится к 1 классу профессионального риска, то с учетом положений ст.1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ в отношении него на период 2020 года подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%.
Вместе с тем не проверив полученные в подтверждение страхового тарифа документы, Фонд отказался пересматривать установленный уведомлением страховой тариф, исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ.
Основанием для начисления страховых взносов является решение о присвоении класса профессионального риска, которое сообщается страхователю в уведомлении о размере страховых взносов.
При этом необходимо отметить, что согласно ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Следовательно, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Таким образом, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
Подтверждающие документы, даже представленные с нарушением установленного срока, необходимо учитывать при утверждении тарифа.
Тариф взносов, установленный без учета реальной деятельности организации, нельзя считать экономически обоснованным. Законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия Фонда не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, а также нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагают на заявителя обязанность по начислению и перечислению страховых взносов, исходя из неправомерно установленного Фондом страхового тарифа.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований правомерен.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Фондом в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких изложенных обстоятельствах апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2021 по делу N А40-62130/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62130/2021
Истец: ООО "АИК"
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 18