г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А40-23181/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2021 по делу N А40-23181/21
по заявлению АО "Мосводоканал"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: АО "Энергоцентр"
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации
при участии:
от заявителя: |
Алексеев А.В. по доверенности от 30.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Дегтярева А.А. по доверенности от 11.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосводоканал" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - Управление) об оспаривании уведомлений Управления Росреестра по Москве от 23.12.2020 N N КУВД-001/2020-15044199/5, КУВД-001/2020-15041389/6 и КУВД-001/2020-15046389/5 об отказе в государственной регистрации права; об обязании осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета, прекращению права собственности АО "Мосводоканал" на три объекта недвижимости, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Западная, вл. 14, стр. 3 (кадастровый номер 77:03:0008001:6158), г. Москва, ул. Западная, вл. 13, стр. 8 (кадастровый номер 77:03:0008001:6150), г. Москва, ул. Главная, д. 1, стр. 2 (кадастровый номер 77:03:0008001:6161) и по государственной регистрации перехода права собственности на указанные объекты АО "Энергоцентр".
Решением суда первой инстанции от 13.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой настаивает на законности оспариваемого акта по доводам, приведенным в суде первой инстанции.
В судебном заседании представители Общества, третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны.
Представитель Управления Росреестра по Москве, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, третьего лица полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным законом сведений об объектах недвижимости.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра указано, что основанием для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении Объектов с кадастровыми номерами 77:03:0008001:6158, 77:03:0008001:6150 и 77:03:0008001:6161 послужило отсутствие сведений об уточненных координатах, что лишило регистрирующий орган возможности идентифицировать земельные участки с имущественными объектами.
Также Управление Росреестра по доводам апелляционной жалобе указывает, что не представляется возможным определить на каком земельном участке расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0008001:6158.
Как следует из материалов дела, рассматриваемые имущественные объекты, ранее принадлежавшие заявителю, были реализованы на основании договора купли-продажи и отчуждены покупателю - АО "Энергоцентр".
Из представленных на регистрацию с заявлениями документов усматриваются сведения о кадастровых номерах, адресных ориентирах и площади зданий. Указанные данные совпадают со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. Обратного регистрирующим органом не установлено.
Так, объекты недвижимости, являющиеся предметом договора купли-продажи, расположены на земельных участках, которые были предоставлены заявителю (обществу) на праве аренды в соответствии с договорами: N М-03-035354 от 07.04.2011 (ЗУ с КН 77:03:0008001:1007), N М-03-043285 от 25.09.2013 (ЗУ с КН 77:03:0008001:5884), N М-03-044816 от 23.04.2014 (ЗУ с КН 77:03:0008001:5732).
Исходя из положений ч. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Кроме того, ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
При этом ст. 21 Закона о регистрации установлены требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В частности, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации).
Таким образом, Закон о регистрации не регулирует вопросы о том, каким образом должно быть определено недвижимое имущество, ограничиваясь указанием на необходимость его описания.
Вопросы о том, как должен быть описан предмет, закреплены в гражданском законодательстве.
Указанное означает, что идентификация имущества в понимании гражданского законодательства не относится к вопросам регистрирующего органа, а обратное бы свидетельствовало о его вмешательстве в частноправовые отношения и предоставляло бы ему возможности для административного усмотрения.
В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (ст. 554 ГК РФ).
Исходя из буквального толкования приведенной нормы данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества, в договоре продажи недвижимости указываются в случае если субъект права такими сведениями обладает, то есть сведения могут указываться в качестве дополнительных в целях определенного установления недвижимого имущества, подлежащего передаче покупателю по договору, другими словами, если покупатель и продавец нуждаются в таких сведениях и таком определении предмета при заключении договора и установлении предмета сделки.
Таким образом, данный вопрос является вопросом частноправового свойства.
Такой подход согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в п. 2 постановления N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем": для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости. В свою очередь, кадастровый номер является неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером, подтверждающим существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 1 ст. 5, ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).
Таким образом, при определении предмета договора продажи здания достаточно указания в договоре кадастрового номера здания.
Указанный правовой подход нашел свое отражение в судебных актах арбитражных судов Московского округа по делам N А40-212037/19 и А40-247548/19.
В соответствии с ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации со дня вступления в силу данного Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 названного Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 14 Закона о регистрации при переходе прав на объект недвижимости государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
Законом о регистрации не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на объекты недвижимости в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о координатах характерных точек их границ.
Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с объектами недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но координаты границы которых не уточнены в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
При этом ни Законом о регистрации, ни иными правовыми актами в настоящее время не установлена обязанность правообладателей объектов недвижимости обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ и внесение таких сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких объектов, и сроками не ограничиваются. Как указано выше, уточнение местоположения границ в принципе не является обязательным требованием при переходе прав на недвижимость, в связи с чем отказ по этому основанию основан на усмотрении должностного лица публичного органа.
Таким образом, возложение на заявителя указанной обязанности, а равно и отказ регистрирующего органа в осуществлении регистрации по рассматриваемому основанию противоречат законодательству, основаны на усмотрении должностного лица публичного органа и на изыскании всевозможных способов отказа в совершении испрашиваемого действия.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам процессуального права. Названным судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2021 по делу N А40-23181/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23181/2021
Истец: АО "МОСВОДОКАНАЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ЭНЕРГОЦЕНТР"